Ярослав Одинцев, генеральный директор специального летного отряда «Россия», помещен под домашний арест до 6 ноября. Мера пресечения выбрана в связи с обвинением по статье 286 УК РФ, «Превышение должностных полномочий».
Вообще же фигурантов по делу о мошенничестве и многомиллионных хищениях в летном предприятии, которое обеспечивает авиаперевозку первых лиц страны, набралось уже больше десятка. Это и сотрудники СЛО «Россия», и владельцы и топ-менеджеры предприятия «Авиаприбор-Сервис», помогавшего закупать кондиционеры для авиалайнеров.
Залетели на 48 миллионов?
Специальный летный отряд «Россия», отметивший в этом году 60-летие со дня образования, государственное бюджетное учреждение, которое находится в ведении Управделами президента и курируется ФСО. В числе пассажиров, чьи воздушные перемещения обеспечивает отряд, не только президент страны и премьер-министр, но также министр иностранных дел, главы Государственной думы и Совета Федерации, председатель Конституционного суда, генеральный прокурор, глава Следственного комитета и глава Администрации президента. Юбилейный год для СЛО «Россия» обозначился некрасивым скандалом: руководство отряда обвинили в финансовых махинациях при выполнении госконтракта на ремонт авиапарка. Размер ущерба, как пишет ТАСС, составил 48 миллионов рублей.
Не отходя от кассы
Как считает следствие, в рамках исполнения госконтракта на ремонт систем кондиционирования самолетов Ту-204, Ту-214 и Ил-96, на которых летает «Россия», стоимость работ завысили почти на 50 миллионов. Исполнитель, ОАО «НПО «Наука», указал 50 миллионов, счет выставили на 90 с лишним. «Излишек», как пишет «Коммерсант», прогнали через фирмы-однодневки.
Как полагает следствие, при определении результатов открытого конкурса на ремонт систем кондиционирования самолетов имело место лоббирование интересов одного из поставщиков летного отряда, предприятия «Авиаприбор-Сервис» (которое, кстати, являлось даже не производителем, а всего лишь посредником в приобретении кондиционеров для авиалайнеров).
В руководство СЛО отрицают факт злоупотреблений, уверяя, что на конкурсе была обозначена начальная максимальная цена, назначенная «в соответствии со всеми рекомендациями Минэкономразвития и 44-м Федеральным законом», и что был проведен открытый конкурс, все материалы которого опубликованы на сайте госзакупок, а «подобные действия просто не позволяют совершить мошенничество». Больше того, на ремонте систем кондиционирования удалось даже сэкономить, заявил гендиректор «России» Ярослав Одинцев: «Для экономии средств мы решили не закупать новое оборудование, а отремонтировать то, которое лежало на складах. На данную сумму можно было купить всего 5 установок, но мы отремонтируем 19».
Летать не могут
Расследование истории с закупками кондиционеров началось еще ранней весной. В марте в отношении руководящего состава «России» возбудили уголовное дело (ст. 159, ч.4 – «Мошенничество в особо крупном размере»), тогда же произошли первые аресты.
Уголовное дело о предполагаемом хищении многомиллионной суммы в процессе отделки самолетов Як-40 специального летного отряда «Россия» было возвращено в Генеральную прокуратуру.
Под стражу были взяты начальник службы закупок летного отряда Игорь Коваленко, инженер предприятия Сергей Чернухин, член конкурсной комиссии Дмитрий Поздняков, четыре руководителя ЗАО «Авиаприбор-Сервис» – Алексей Меницкий, гендиректор Игорь Щетинин и два его заместителя Владимир Латышев и Юлия Бубнова.
Из комментария директора консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрия Фетисова агентству Ura.ru
Отправились под домашний арест и три участницы конкурсной комиссии, Елена Шестакова, Ольга Дорожко и Елена Иванова. Большинство из задержанных заявили о своей невиновности, однако эти женщины вину частично признали. По их словам, на нарушения пришлось пойти, чтобы вовремя завершить ремонт и не сорвать график полетов вип-пассажиров –то есть, фактически в интересах государства. Если бы госконтракт сорвался, следующий можно было бы заключить только через 200 дней, пояснили участницы конкурсной комиссии.
«Денежные средства перечислены исполнителю в соответствии с договором. Все работы по ремонту агрегатов фирмой-исполнителем проводятся в установленные в документации сроки. СЛО «Россия» гарантирует, что никакого финансового ущерба бюджету Российской Федерации нанесено не было», – заявил тогда же генеральный директор «России» Ярослав Одинцев.
Теперь он и сам под домашним арестом. Решение, как стало известно, Басманный суд Москвы вынес еще 7 сентября. Накануне дом и рабочий кабинет Ярослава Одинцева обыскали представители Следкома, изъяв документы и электронные носители, а его самого в очередной раз допросили. Беседа закончилась ходатайством об избрании меры пресечения.
Суд разберет
«Проблем для Кремля арест Одинцева никоим образом не создаст», – прокомментировал новость пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, напомнив, что, хотя «подозрения и обвинения есть», никаких выводов до вынесения судебного решения делать не следует.
Заменит Одинцева на посту гендиректора «России» его первый заместитель, по такому случаю специально отозванный из отпуска.
В управлении делами президента ситуацию не комментируют – ссылаясь на то, что у них пока не было возможности ознакомиться с материалами дела.
На непосредственной работе летного отряда задержание гендиректора не сказалось. Спецборты по-прежнему готовы подняться в воздух в любое время.
Специальный летный отряд «Россия» – государственное предприятие, которое входит в состав Управления делами президента и обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц России. К нему же приписан Объединенный авиационный отряд специального назначения ФСБ, перевозящий руководство службы.
Согласно указу президента, воздушные суда специального назначения выделяются госслужащим с письменного согласия главы государства.
Авиапарк «России» насчитывает около 60 воздушных судов, в том числе 15 вертолетов Ми-8, а также глубоко модифицированные самолеты Ил-96-300ПУ, Ту-204, Ту-214, а также несколько самолетов Airbus и Falcon.
Борт номер 1, на котором летает глава государства, это специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки президента Российской Федерации. Ил-96-300ПУ (пункт управления) построен в четырех экземплярах. Имеет увеличенную дальность полета, кроме того, на самолете установлено оборудование, позволяющее вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта.