Версия // Бизнес // Сотовые операторы угрожают абонентам снижением качества услуг

Сотовые операторы угрожают абонентам снижением качества услуг

1519

Мобильные рабовладельцы

В разделе

С 1 декабря прошлого года в России официально отменено «мобильное рабство». Хотя на самом деле абоненты сотовых сетей уже на практике смогли убедиться, что за громкими заявлениями ничего не стоит. То есть закон в силу вступил, написать заявление о смене сотового оператора можно. А вот реально стать абонентом другой компании пока не получится.

Тем не менее к началу декабря прошлого года заявления о своём желании сменить оператора, сохранив прежний номер, подали уже около 2 тыс. человек. Капля в море, учитывая, что, по оценкам аналитиков, только в Москве зарегистрировано более 38 млн действующих SIM-карт.

Оно и понятно: поданное в офисе оператора заявление на самом деле означает, что не позднее апреля текущего года человек действительно сможет стать абонентом другой компании, сохранив при этом свой номер.

«До сих пор не принято несколько очень важных нормативных актов, которые позволили бы нам понять, как будет осуществляться маршрутизация всех вызовов. Не очень понятно, как будут взаимодействовать операторы «большой тройки» с фиксированными операторами, локальными игроками на нашем рынке, поэтому требуется доработка нормативной базы. Мы находимся в ожидании принятия этих документов, чтобы понять, как нам корректно работать», – поясняет пресс-секретарь ОАО «МегаФон» Юлия Дорохина.

Впрочем, за последние несколько лет лоббисты от мобильных операторов немало преуспели, в том числе и во взаимодействии с чиновниками, в том, чтобы как можно дольше откладывать отмену мобильного рабства. К примеру, в сентябре 2012 года на стороне сотовых операторов выступало Минэкономразвития, предлагающее отсрочить введение MNP (услуга по переносимости мобильного номера) на несколько лет. Свою позицию чиновники тогда мотивировали тем, что в таких странах, как Болгария, Чехия и Белоруссия, где эта услуга существует, пользуются ею всего лишь 1%, 0,1% и 0,02% населения соответственно. При этом сами операторы тогда сетовали на то, что внедрение MNP обойдётся им в 50 млн долларов, а возможные убытки, по подсчётам участников рынка, могут составить порядка 15 млн евро.

Вместе с тем похоже, что на самом деле MNP потенциально будут готовы воспользоваться куда больше чем 1% абонентов. Так, по данным компании Strategy Analytics, То есть россияне даже при отсутствии MNP куда чаще, чем европейцы, пытаются менять оператора. При этом российский рынок фактически монополизирован тремя компаниями, в то время как в европейских странах между операторами присутствует реальная конкуренция.

Теперь, когда лоббистские ресурсы, похоже, уже выработаны – и правда представить себе, что в апреле будущего года будет выпущено ещё одно дополнительное постановление правительства, откладывающее окончательное вступление в силу федерального закона, – сотовые операторы взялись запугивать абонентов. Дескать, перейти в другую компанию вы, конечно, можете, но качество услуг мы не гарантируем. «Принимая платёж на номер 903, оператор приёма должен спросить у базы данных, где этот абонент сейчас находится? Если он не умеет этот вопрос задать быстро, электронным образом, то платёж пойдёт привычно на «Билайн», а абонент уже у МТС. Деньги придут в «Билайн», а что с ними делать, там не знают», – констатирует директор по маркетингу массового рынка компании МТС Вячеслав Николаев.

Почему сотовые операторы продолжают ссылаться на технические сложности – большой вопрос. Ведь, по свидетельству аналитиков, для внедрения услуги по переносимости номера требуется всего один-два года. Так что времени у «большой тройки» было в избытке. Однако введение MNP означает фактический крах монополии, действовавшей всё это время на рынке сотовой связи в России. Компаниям не только придётся конкурировать между собой за абонентов и повышать качество услуг – разрушение монополии означает и то, что отныне «большая тройка» едва ли сможет выступать единым фронтом, к примеру в вопросах недопущения на рынок новых игроков. Таким образом, реальные убытки сотовых компаний от внедрения MNP измеряются вовсе не затратами на техническое обслуживание. Фактически это означает смену бизнес-модели и возможный передел рынка.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.01.2014 12:25
Комментарии 0
Наверх