Революция и гражданская война всегда отличаются своей турбулентностью. В нашей истории к ним добавилась ещё и иностранная интервенция. Кардинальные изменения коснулись не только миллионов людей, но и всего того, что их окружало. Не миновали они и корабли, которые вначале ходили под Андреевским, а после октября 1917 года под красным флагом. В этой статье мы расскажем о двух эсминцах, один из которых имел пять названий и носил на флагштоке флаги четырех государств.
Эсминцы-«новики»
Перед Первой мировой войной русский Императорский флот на Балтийском и Чёрном морях пополнила большая серия новых эскадренных миноносцев. Головной из них был назван «Новик» (ударение на втором слоге). Так называли детей дворян и городских казаков, которые в XVI—XVII веках поступали на военную службу в возрасте 15-18 лет. Это название было традиционным в русском военном флоте. В 1856 году был построен парусно-паровой корвет «Новик», несший службу в составе Сибирской военной флотилии. В русско-японскую войну воевал крейсер 2-го ранга «Новик». Новые эсминцы были прорывом в военном кораблестроении страны. Имея мощное артиллерийское и торпедное вооружение, они развивали большую скорость, которую обеспечивали паровые турбины, впервые установленные на эсминцах российского флота. Головной «Новик» в течение нескольких лет был самым быстроходным кораблем в мире – на испытаниях он достиг скорости 37,5 узлов – почти 70 км/ч. Всего построили семь подсерий эсминцев (последняя была заказана в Германии, и воевала в Первую мировую войну против Балтийского флота). Подсерии немного различались между собой по водоизмещению, количеству 102-мм орудий, торпедных аппаратов и котлов. Вооружение эсминцев состояло из 3-5 102-мм орудий, 8-10 торпедных аппаратов, одного зенитного орудия. Скорость всех эсминцев, кроме головного «Новика» была несколько меньше, и составляла 33-35 узлов. В состав Балтийского флота входил сам «Новик», эсминцы типов «Орфей», «Лейтенант Ильин» и «Изяслав». Эсминцы типов «Орфей» и «Лейтенант Ильин» имели полное водоизмещение 1 400 тонн и были вооружены 4 102-мм орудиями и 9-ю торпедными аппаратами. Корабли типа «Изяслав» были на 10 метров длиннее (соответственно, водоизмещение стало 1 500 тонн) и вооружены были 5 102-мм орудиями и 9 торпедными аппаратами.
Начало истории
Один из «новиков» подсерии «Лейтенант Ильин» был заложен в Санкт-Петербурге на верфи «Общества Путиловских заводов» в 1913 году как «Капитан Кинсберген». В российской военной истории был такой голландец, который поступил на службу в российский флот. Но случилось удивительное. В 1914 году по просьбе экипажа, еще недостроенный эсминец переименовали в «Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай». Под таким названием он вошел в состав Балтийского флота. Эсминец дислоцировался в Гельсинфорсе (ныне столица Финляндии Хельсинки) и принял участие в знаменитом Ледовом походе – когда все боеспособные корабли во льдах под проводкой ледоколов перешли из Гельсинфорса в Кронштадт.
Второй герой нашего рассказа относился к подсерии «Изяслав». Названный «Автроил», корабль поднял Андреевский флаг летом 1917 года.
Позорный плен
После революции оба новейших эсминца уже под красным флагом вошли в состав Действующего отряда ДОТ Балтийского флота. Вообще, революция – это время парадоксов. Переименовывали всё. Но что интересно. Корабль со странным именем «Автроил» оставили, а «Капитана 1-го ранга Миклухо-Маклая» переименовали, хотя всем в бывшей Империи было известно это имя. Эсминец стал называться «Спартак». В 1918 – 1919 года на Балтике, в Финском заливе велись активные боевые действия между Балтийским флотом Советской России и ВМФ Великобритании. В военно-морской исторической литературе эти два года рассматриваются как полноценная война на море с применением большого количества кораблей и судов, включая гидроавиатранспорты, торпедные катера и морскую авиацию. Потери были у обеих сторон. Об этой морской войне смотри статьи «Кронштадтская побудка. Забытая война» и «Кронштадская побудка. Атака».
То, о чем мы расскажем дальше, в советской официальной историографии описано крайне скупо. Причины понятны. Один из соратников Ленина, которого он уважал и ценил, благодаря своим действиям сдал противнику два военных корабля. Это был единственный случай в истории Советского Союза, когда военный корабль (сразу два военных корабля) спустили флаг перед врагом. После развала СССР эпизод был широко освещен в интернете. Желающие могут прочитать. События развивались следующим образом. «Спартак» под флагом члена Реввоенсовета Балтийского флота, революционного матроса-большевика Фёдора Раскольникова (настоящая фамилия Ильин) вошла в Таллиннский залив и около 13-00 приблизилась к рейду порта Таллин. Целью похода была разведка – какие корабли находятся в порту Ревель (ныне Таллин). Большевики планировали высадить десант на остров Нарген, и им было необходимо знать, какие корабли находятся в Ревеле. По пути к Ревельскому порту «Спартак» обстрелял цели на острове Нарген и захватил небольшой финский пароход. С эсминца заметили английские военные корабли, выходящие из порта. Это были два лёгких крейсера С-класса HMS «Caradoc» D-60 «Карадок» и HMS «Калипсо» D-61 «Калипсо», а также два эсминца W-класса HMS «Wakeful» Н-88 «Уэйкефул» и HMS "Vendetta" I-69 «Вендетта». Англичане начали преследовать эсминец под красным флагом. С дистанции 60 кабельтовых крейсера открыли огонь. Некоторые источники утверждают, что «Спартак» не мог дать полный ход, так как сильно сокращенная машинная команда не могла обеспечить работу обоих турбин. Раскольников утверждает, что одним из снарядов был легко ранен его помощник по оперативной части Струйский, что произвело на рулевого такое впечатление, что он задергался, не следил за курсом и в итоге посадил эсминец на мель, повредив его гребные валы и винты. Другие источники говорят, что рулевой был оглушен и слабо понимал, по какому курсу идет корабль. Третьи источники отмечают, что эсминец только коснулся отмели, но из-за поломки валов и винтов дальше двигаться не мог. Английские корабли окружили «Спартак», и перевезли на флагманский крейсер командный состав эсминца. Команда была взята в плен. Вечером этого же дня эсминец «Vendetta» стащил «Спартака» с мели и привел на буксире в Ревель. Раскольников сдал эсминец. Пока англичане на шлюпке добирались до «Спартака» он переоделся в рабочую робу матроса и попытался выдать себя за рядового члена команды. Но ему это не удалось, английские офицеры опознали видного революционера.
На следующую ночь отряд английских кораблей следовал в район острова Гогланд в Финском заливе. С английского крейсера был замечен эсминец «Автроил», который шел на соединение со «Спартаком». На «Автроиле» еще не знали, что «Спартак» захвачен. Эсминец оказался в кольце английских кораблей. С них был сделан всего несколько выстрелов, один из снарядов сбил антенну. На «Автроиле» спустили флаг.
Итогом всего стало следующее. Два новых эсминца вошли в состав ВМФ Эстонии, став их главной ударной силой. Белогвардейцы первоначально хотели перевести их под свой флаг, но потом смирились с передачей кораблей Эстонии. Англичане вывезли Раскольникова и комиссара «Автроила» матроса Нынюкома в Англию. Фактически, они спасли их жизнь, так как эстонцы расстреляли на острове Нарген 27 (по советским данным 36) коммунистов из двух команд. Среди них был комиссар «Спартака» Павлов. Командиры эсминцев, бывшие офицеры Павлинов и Николаев, согласились перейти в ВМФ Эстонии, но командирами кораблей не стали. Всего на эстонскую службу было зачислено около 30 человек. В 1919-1920 годах из плена в Россию вернулись только 94 человека. По инициативе Ленина, Раскольников и Нынюком были обменены на английских офицеров, попавших в плен после «Кронштадтской побудки». Когда адмирала В.Коуэне, командующего английским флотом в Балтийском море, спросили, почему удалось так легко взять в плен два красных эсминца, он ответил: «Неподготовленность экипажей, беспорядок в управлении, амбициозность флагмана, нахватавшегося чинов после революции, но никогда на выводившего в море суда».
После Гражданской войны Раскольников стал дипломатом. В 1938 году, предвидя арест, он с семьей уехал во Францию. В 1939 году Верховный суд СССР объявил Раскольникова вне закона, а 12 сентября 1939 года он погиб при невыясненных обстоятельствах. Существует версия, что Фёдора Раскольникова убили агенты НКВД.
В составе эстонского флота
По воспоминаниям современников, в командовании эстонского флота закатили банкет для английских моряков по случаю пленения двух советских эсминцев. В эстонском флоте они сменили названия. «Спартак» переименовали в «Wambola» «Вамбола», а «Автроил» в «Lennuk» «Леннук». После ремонта они стали флагманскими кораблями эстонского флота, серьезно повысив его небольшие возможности. Но долго в составе ВМФ Эстонии они не продержались. Дело в том, что тогда (как впрочем, и сегодня) руководство Эстонии занимало предельно антирусскую – тогда антикоммунистическую – позицию. Вместе с Финляндией был разработан план по блокаде Балтийского флота в Финском заливе. Инструментов блокады было два – артиллерийская и минная блокада. После окончания русско-японской войны для обороны российского побережья Балтики от кайзеровского флота была построена Морская крепость Императора Петра Великого. Она состояла из многочисленных фортов, открытых и бронебашенных батарей, построенных на побережье Финляндии, Прибалтики и Финского залива. Недалеко от Гельсинфорса (Хельсинки) и Ревеля (Таллин) были построены башенные батареи с двумя 305-мм орудиями в каждой. Совместным огнем они должны были закрыть для кайзеровского флота путь к Санкт-Петербургу – Петрограду. После революции одна батарея на острове Куйвасаар вошла в состав береговой обороны Финляндии, вторая, на острове Аэгна, Эстонии. Военные двух стран договорились о совместной артиллерийской блокаде залива. Под водой, по дну Финского залива между двумя батареями был даже проложен телефонный кабель для совместного скорректированного ведения огня. Расстояние между Хельсинки и Таллиным всего около 80 км, так что при дальности стрельбы 305-мм пушками около 30 км задача представлялась вполне выполнимой. Вторая составляющая – минные постановки – должна была реализовываться скрытно. В эстонском флоте посчитали, что лучшее решение – построить два подводных минных заградителя, которые смогут в случае войны быстро и скрытно установить минные поля. Но денег заказать две подводные лодки в стране не было. Тогда эстонские адмиралы и политики придумали нестандартный ход. Было принято решение продать два эсминца, а на вырученные деньги заказать в Великобритании два подводных минных заградителя. Так «Вамбола» и «Линнук» поменяли флаг еще раз.
В составе Перуанского флота
Покупателей нашли далеко от Балтики – в Перу. Интересно, что две латиноамериканские страны – Колумбия и Перу – готовились к очередному конфликту на Амазонке. Колумбийцы первыми вышли на Правительство Эстонии с предложениями о покупке двух эсминцев. Представители Перу узнали о переговорах, и Президент страны Санчес Серо настоял на покупке. Корабли переименовали еще раз. «Wambola» стал «Almirante Villar», а «Lennuk» – «Almirante Guise». 30 июня 1933 года эсминцы были проданы в латиноамериканскую страну. Переход в Южную Америку корабли совершили в сентябре 1933 – июле 1934 годов. К тому моменту, когда они вошли в Амазонку, конфликт с Колумбией удалось разрешить. Но эсминцы приняли участие еще в одном конфликте, на этот раз между Перу и Эквадором. 25 июля 1941 года «Almirante Villar» и «Almirante Guise» вышли на поиск эквадорского конвоя, но наткнулись в проливе Хамбели на канонерскую лодку «Абдон Кальдерон» ВМФ Эквадора. Завязался артиллерийский бой, который, впрочем, не принес успеха ни одной из сторон. Герои нашего рассказа пережили Вторую мировую войну. «Almirante Guise» был продан на слом в 1949 году, а «Almirante Villar» – в 1954 году. Они прослужили несколько десятилетий в составе флотов четырех стран.