В состав военно-морских флотов входят боевые корабли и вспомогательные суда самых разных типов. Практически все страны имеют в составе своих флотов учебные корабли. Они бывают двух типов – парусники для первоначальной подготовки будущих офицеров, и специализированные учебные корабли для обучения специалистов по различным специальностям. В этой статье мы расскажем о необычном учебном корабле проекта 14400 российского флота, который предназначен для подготовки вертолетчиков палубной авиации.
Учёба палубных летчиков
В отечественном флоте учебные корабли присутствовали с начала ХХ века. Достаточно вспомнить учебный корабль «Океан» (в 1922 году переименован в «Комсомолец»), который первоначально предназначался для подготовки… корабельных кочегаров. Такая необычная специализация объяснима. До революции на флот призывались не только рабочие из городов, но и многочисленные крестьяне, которые боевые корабли видели первый раз в жизни. Для подготовки из них флотских специалистов существовали специальные учебные отряды. Но требовалась и серьезная практика. Для подготовки кочегаров и специалистов по обслуживанию паровых машин был заказан в Германии большой пароход. Андреевский флаг над «Океаном» – так назвали новый учебный корабль – был поднят в 1903 году. До 70-х годов ХХ века в советском флоте были, в основном, учебные корабли, переоборудованные из боевых кораблей, или гражданских судов. В последней четверти ХХ века наступило время кораблей специальных проектов. В состав флота ввели три больших учебных корабля проекта 887 («Перекоп», «Хасан» и «Смольный» – два из которых продолжают службу в составе Балтийского флота), и два средних учебных корабля проекта 888 «Ока» и «Луга». Интересно, что еще три корабля этого проекта были построены для флотов Польши («Водник» и «Гриф») и ГДР – «Вильгельм Пик» Завершала перечень новинок серия из 20 учебных катеров проекта УК-3. Все учебные корабли и катера для советского флота были построены в Польской Народной Республике.
Первый авианесущий корабль – противолодочный крейсер «Москва» проекта 1123 – был введен в состав флота в 1967 году. Всего, до распада СССР, в строю находилось два противолодочных крейсера-вертолетоносца проекта 1123 («Москва» и «Ленинград») и пять авианесущих крейсеров семейства проекта 1143. На Западе их справедливо классифицировали как авианосцы. «Киев» проекта 1143, «Минск» (1143.2), «Новороссийск» (1143.3). «Баку» – впоследствии «Адмирал Горшков» – 1143.4, и «Адмирал Кузнецов» – первоначальное название «Тбилиси», потом «Леонид Брежнев» – проекта 1143.5. Строились, но не были достроены «Рига» (1143.6) и первый отечественный авианосец с ядерной энергетической установкой «Ульяновск» (1143.7). Об истории советских авианесущих кораблей смотри статьи «История авианосцев России. Эпоха Горшкова» и «История авианосцев России. Последние советские авианосцы».
Для повседневного обучения летчиков палубной авиации, в СССР был разработан и построен специальный наземный тренажер НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный), имитирующий палубу авианосца со всем корабельным оборудованием – световой системой посадки, аэрофинишерами и т.д. Комплекс расположен на аэродроме недалеко от крымского города Саки. Выбор места был не случаен. Все советские авианесущие корабли были построены в Николаеве, и их сдача флоту – заводские (швартовые, ходовые) и государственные испытания проводились в Чёрном море. На момент начала межфлотского перехода на Северный, или Тихоокеанский флот на корабле должна была базироваться полноценная авиационная группа. Вот для её подготовки и была построена НИТКА в Крыму. После развала СССР, Россия арендовала НИТКУ у Украины. Но поскольку отношения между странами постоянно ухудшались, у нас в стране начали постройку второй НИТКИ под Ейском на Азовском море. Таким образом, сейчас у России есть два подобных комплекса. Но палубная авиация это не только самолеты, но и вертолеты. Кроме авианосцев, они базируются на больших противолодочных кораблях, фрегатах и эсминцах. В современной России вертолеты несут даже такие относительно небольшие корабли как корветы проекта 20380 и 20385 водоизмещением около 2 000 тонн. Причем условия взлетов и посадок на эсминцах и фрегатах сложнее, чем на крупных кораблях. Это понятно. Размеры вертолетной площадки, например, на фрегате, значительно меньше полетной палубы на крупном корабле, а качает её в шторм сильно.
Крупнейшие международные фармацевтические компании, которые несколько лет назад приняли решение о прекращении проведения клинических испытаний новых лекарственных средств в России, хотят возобновить эту практику.
В современной России добавилась и своя специфика. Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» не выходит из ремонта. Прошла информация о том, что рассматривается вопрос о его исключении из списков флота и списании, а строительство кораблей класса фрегат-корвет с вертолетами на борту постепенно набирает темп. Встал вопрос – где летчики морской авиации должны отрабатывать навыки взлета и посадки с качающейся палубы? Общее обучение пилотирования они проходят в лётном училище, навыки посадки и взлета с большой полетной палубы отрабатывается на НИТКЕ. Но прежде, чем будущий летчик будет пилотировать вертолет, базирующийся на корвете, или фрегате, он должен до автоматизма отработать взлет и посадку на небольшую вертолетную площадку на корабле в море. Так появилась необходимость в специализированном учебном корабле для вертолетчиков морской авиации.
Проект 14400
По заказу флота, учебный корабль для подготовки корабельных вертолетчиков, был спроектирован в Санкт-Петербурге, в Крыловском государственном научном центре – ГНЦ. Формально, проектантом является «Балтсудопроект» – отделение Крыловского Центра. Проект получил номер 14400. Получился небольшой морской теплоход водоизмещением 842 тонны, длиной 67 метров, шириной 13 метров, скоростью 12 узлов и дальностью плавания 500 морских миль – около 900 км. Вооружения на нем нет. Корабль назвали именем Генерального конструктора всех корабельных вертолетов в СССР «Николай Камов» Поскольку он будет приписан к 859-му Центру боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России, расположенному в Ейске, то в будущем «Николай Камов» будет базироваться в одном из портов Азовского моря. Соответственно, и проектировали его с учетом плавания в нём. А это, в первую очередь осадка – всего 2,1 метра. Азовское море имеет небольшие глубины. Официально корабль классифицируется как морское специальное судно проекта 14400.
На корме «Николая Камова» расположена вертолетная площадка по размерам соответствующая площадкам на фрегатах и корветах. Кроме этого, на учебном судне размещено всё оборудование, которое необходимо для обеспечения учебно-тренировочных полетов. По заданию флота на нем могут обучаться экипажи вертолетов Ка-27, Ка-29, Ка-31 и Ка-52К. Учебным процессом предусмотрены тренировки при бортовой качке до 10 градусов. Учебные полеты можно будет проводить на расстоянии до 50 морских миль – около 100 км – от побережья. У корабля есть и еще одна задача. Он может выступать в роли опытового судна при испытаниях новых корабельных вертолетов – речь идет о новом российском палубном вертолете Ка-65 «Минога» – и беспилотных летательных аппаратов, а также новых систем управления полетами палубной авиации. По некоторым данным, на борту находятся учебные классы для вертолетчиков.
Непростое начало
Учебный корабль заложили еще 28 июня 2018 года в Городце (Нижегородская область) на верфи ПАО «Судоремонтно-судостроительной корпорации» (бывшая Городецкая судостроительная верфь). В этом нет ничего удивительного. Небольшие корабли для нашего флота давно строятся на речных верфях. Примерами могут служить «Красное Сормово» (на котором в своё время строились доже атомные подводные лодки) в Нижнем Новгороде, «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» в Зеленодольске и «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре. Заказ продвигался с трудом. В марте следующего, 2019 года строительство было приостановлено. Официально объявленная причина задержки вызваны согласованием ряда вопросов между проектировщиком и исполнителем. Второй причиной обозначили неполный комплект конструкторской документации. Одновременно в проект вносили некоторые изменения. Строительство возобновилось в конце 2019 года, но велось оно не быстро – возможно, не все разногласия удалось преодолеть сразу.
26 апреля 2024 года «Николая Камова» спустили на воду. Начался этап достройки корабля. После достройки, с него сняли мачту (её закрепили на вертолетной площадке), и под проводкой двух буксиров перевели на Каспийское море, где корабль 16 июля 2025 года приступил к заводским ходовым испытаниям. За ними последуют Государственные испытания корабля. На Азовское море, по понятным причинам, новый учебный корабль придет после завершения СВО.
Можно ожидать, что уже в этом году отечественный флот пополнится первым учебным кораблем, построенным в современной России.





