Не всегда покрывшие себя славой в кровопролитных войнах – это боевые корабли. Подчас – это скромные гражданские труженики, волею судьбы, мобилизованные и призванные на войну. Герой нашего рассказа не только боролся с пожарами на Волге, но и воевал в двух войнах, а также принимал участие в одном из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. В этой статье мы расскажем о пожарном пароходе «Гаситель», и о людях, которые служили на нём.
Пожарный пароход для пожароопасного города
В Российской Империи речное судоходство и, соответственно, строительство речных судов было делом частного бизнеса. Но было одно исключение. Если какой-то город нуждался в специализированном судне для обеспечения безопасного судоходства, его строили за счёт казны. Так, например, когда потребовался ледокол, который должен был обеспечивать навигацию в зимний период между Астраханским портом, дельтой Волги и двенадцатифутовым рейдом на Каспии, был построен специальный мелкосидящий ледокол (как сказали бы сегодня класса «река-море») «Каспий». Правда, справедливости ради, нужно сказать, что иногда крупный бизнес не связывался с долгими государственными согласованиями и строил такие суда и за свои деньги. Как пример – ледокол «Саратовский ледокол», построенный Обществом Рязанско-Уральской железной дороги для обеспечения круглогодичной навигации речного железнодорожного парома компании. Такой подход распространялся и на пожарные пароходы. На Волге государство построило их два – «Астрахань» и «Гаситель» Первый предназначался для службы в астраханском порту – через этот порт проходил основной поток нефти, который добывался в Российской Империи, и пожарный пароход был просто необходим. Второй строился для службы в городе Царицын – впоследствии Сталинград, сегодня Волгоград.
Почему Царицын? Дело в том, что в начале ХХ века город стал логистическим центром и центром переработки и торговли древесиной на Волге. Царицин занимал первое место среди волжских городов по торговле лесом. На берегах Волги стояли многочисленные лесопильные заводы Лес везли с севера, с верховьев реки. Немного отвлекаясь, скажем, что на Волге использовался тип грузового судна, которого не было ни в одной стране мира. Это беляны – огромные (размером с футбольное поле) деревянные суда, загруженные деревом. Их строили в верховьях реки, и они сплавлялись вниз по течению. На месте их разгружали, а саму беляну разбирали, то есть использовали не только дерево в трюме судна, но и дерево – материал, из которого было сделано само судно. Часто портом назначения выступал Царицин. После переработки лес направляли по железной дороге в южные губернии, или дальше по Волге – в Астрахань. Пожары случались в городе достаточно часто. Иногда они приобретали размеры катастрофы. Так, 12 июня 1901 года произошел один из крупнейших пожаров в истории города. Вероятно, кто-то обронил окурок на пришедшей под разгрузку беляну, и она загорелась. У берега стоял счал (несколько пришвартованных друг к другу судов) из нескольких белян Они так же загорелись, и уже с них огонь перекинулся на караван деревянных барж, пришвартованных у берега, а оттуда – на береговой склад пиломатериалов. Пожар продолжал бушевать трое суток. За это время сгорели три завода, два поселка – Ельшанка и Купоросный – и более 20-ти белян. Общий ущерб составил фантастическую по тем временам сумму – 13 миллионов рублей. Русский писатель Александр Куприн назвал этот пожар «Царицинским пожарищем». То, что произошло после него, интересно. Местные купцы и промышленники обратились в Петербург с просьбой заказать для города пожарный пароход как казенный заказ, но при этом они выразили готовность его оплатить. Такая схема встречается нечасто в российской истории. Результатом прошения стал заказ Министерством путей сообщения Сормовскому судостроительному заводу в Нижнем Новгороде пожарно-спасательного парохода для города Царицин. Заказ вскладчину оплатили два волжских пароходства – «Русь» и «Кавказ и Меркурий» – и компания братье Нобель. Первое названия пожарного судна было «Царёв». Его длина составляла 36 метров, мощность машин 400 л.с., скорость хода 24 км/ч. Экипаж нового парохода состоял из 17 человек. Пароход имел ледовые подкрепления, и мог эксплуатироваться в мелкобитом льду, и работал на жидком топливе – мазуте. Интересная особенность. Кроме насосов (а их было 8 штук и. соответственно, 8 пожарных стволов), которые могли подавать воду для тушения пожара на берегу на расстоянии до 500 метров, пожарные пароходы «Астрахань» и «Царёв» имели тараны, как у броненосцев той эпохи. В начале ХХ века считали, что одним из способов борьбы с пожаром на деревянной барже – это ударить тараном её в борт, чтобы затопить, и тем самым потушить пожар. В 1936 году таран демонтировали. «Астрахань» и «Царёв» были построены по разным проектам, но их объединяло одно – это были одними из самых быстрых, маневренных и оснащенных речных судов на Волге в своё время. С момента ввода в строй и до революции 1917 года «Царёв» нес службу пожарного судна – сопровождал баржи с лесом и беляны, В случае необходимости откачивал из них воду, тушил пожары.
Гражданская война
Во время Гражданской войны, которая бушевала по всей бывшей империи с 1917 по 1922 годы, на Волге и её притоках красными и белыми были сформированы несколько речных флотилий. Их особенностью было то, что на Волге изначально не было боевых кораблей специальной постройки (как, например, на Амуре), поэтому основу всех флотилий составляли гражданские суда – буксиры, грузопассажирские пароходы, паровые баркасы, пожарные суда. Через несколько лет большевики по Мариинской системе переведут на Волгу и Каспий несколько небольших боевых кораблей из состава Балтийского флота. Но всё равно, основной боевой силой речных флотилий на Волге были вооруженные гражданские суда. «Царев» мобилизовали в состав Красной Волжской флотилии, вооружили пушкой и несколькими пулеметами. Он сопровождал караваны барж с оружием, сам перевозил части Красной армии, ходил в разведывательные походы.
Мирная жизнь
После окончания Гражданской войны пароход вернулся к работе пожарного судна. Его экипаж стал более тесно сотрудничать с городскими пожарными. «Царев» участвовал в тушении пожаров зданий складов, расположенных на берегу Волги. В 1926 году пароход переименовали в «Гаситель». В 1927 году капитаном на «Гаситель» назначили 42-летнего Петра Васильевича Воробьева. С тех пор пароход и человек стали неразлучными. Пётр Воробьёв родился в 1885 году в селе Черный Яр под Астраханью, работал на рыбных промыслах и рулевым на волжских буксирах, служил на Черноморском флоте. В Гражданскую войну был лоцманом Волжской флотилии красных, участвовал в боевых действиях на Каспии. После Гражданской войны был капитаном ледокола «Каспий» в Астрахани. Его знала, без преувеличения, вся Волга. В 1928 году «Гаситель» посетил Нарком по военным и морским делам Климент Ворошилов. Судя по всему, нарком до этого не видел работы специализированного пожарного судна, поскольку он остался под большим впечатлением от учебной пожарной тревоги на борту «Гасителя». А через год гостем на пожарном пароходе был писатель Максим Горький. «Гаситель» доставил писателя из Сталинграда в лагерь для беспризорных детей, расположенный в пригороде города.
Сталинградская битва
Второй раз «Гаситель» был мобилизован и включен в состав Волжской флотилии в октябре 1941 года. На нём установили зенитное вооружение, разместили запасные брезентовые шланги для подачи воды к пожарным стволам и клещи с длинными рукоятками. Последние предназначались для борьбы с зажигательными бомбами. Историки называют «Гаситель» «знаковым для Сталинграда пароходом». Он сопровождал суда с пассажирами, баржи с топливом для фронта, сам перевозил людей. Петр Воробьев вспоминал, что «брали на борт до 250 человек и шли притопленными по палубу». Пожаров было много. Особенно сложно было бороться с пожарами на нефтяных баржах, груженых керосином. В таких случаях не тушили пожар на горящей барже, куда попала немецкая авиабомба, а старались увести от огня остальные баржи каравана – как правило, буксир тянул несколько, до пяти, нефтяных барж.
Сталинград подвергался массированным бомбардировкам Люфтваффе, тысячи бомб падали на жилые дома, заводы, пристани. 25 августа «Гаситель» работал «не по профилю» – он перевозил с одного берега на другой раненных, а обратно – боеприпасы. Пароход подвергся атаки со стороны немецких самолетов. Погибли и были ранены несколько членов экипажа, включая капитана. Но пароход продолжал рейсы через Волгу. Через некоторое время уровень воды в реке упал, и «Гаситель» уже не смог выйти из затона. Тогда было принято решение оставить его в затоне, а команде сойти на берег. До сих пор достоверно неизвестно, попал ли немецкий снаряд в пароход, или вода затопила его через многочисленные пробоины, но факт остается фактом – «Гаситель» затонул в затоне. Когда его подняли, судоремонтники насчитали на пароходе 3 452 пробоины, По окончанию ремонта пароход продолжал службу на Волге в районе Сталинграда. За проявленную отвагу капитан «Гасителя» Воробьев был награжден боевым орденом Красного Знамени.
После войны. Корабль-памятник
В 1949 году «Гаситель» принимал участие в съемках художественного фильма «Сталинградская битва», где он играл самого себя. Фильм получился практически документальным – город ещё был в руинах, на его улицах находилась разбитая и сожженная немецкая техника, сопроводительный текст читал Юрий Левитан. Пожарным пароходом «Гаситель» проработал до 60-х годов ХХ века. Капитаном на нем был бессменный Пётр Воробьев. Когда капитан ушел на пенсию, старый пароход затопили. Но на дне Волги он пролежал недолго. Всё-таки «Гаситель» стал символом Сталинграда. В 1974 году было принято решение о подъёме легендарного парохода. «Гаситель» поднимал 7-й экспедиционный отряд судоподъемных и аварийно спасательных работ Министерства речного флота. Водолазы и спасатели работали над подъемом «Гасителя» бесплатно, также бесплатно восстанавливали пароход на судоремонтном заводе.
В 1977 году пожарный пароход «Гаситель» установлен на берегу Волги в качестве памятника речникам-защитникам Сталинграда. За свою долгую службу он спас десятки пароходов и барж на реке и потушил множество пожаров на берегу. В ноябре 2022 года была приведена в порядок и могила его капитана Петра Васильевича Воробьева, который скончался в 1976 году в возрасте 90 лет.