Версия // Общество // Служба боевого корабля началась при Николае II,а завершилась в эпоху Никиты Хрущёва

Служба боевого корабля началась при Николае II,а завершилась в эпоху Никиты Хрущёва

1288

История канонерской лодки

Служба боевого корабля началась при Николае II,а завершилась в эпоху Никиты Хрущёва
В разделе

В каждом флоте есть боевые корабли и гражданские суда, служба которых значительно превышал срок, на который рассчитывали судостроители. В этой статье мы продолжим истории о кораблях-долгожителях отечественного флота, и расскажем о канонерской лодке «Храбрый», который после Октябрьской революции переименовали в «Красное знамя». Этот корабль начал свою службу при Императоре Николае II, а закончил при Первом секретаре Н.С. Хрущёве. В списках действующих кораблей Балтийского флота канонерская лодка находилась 63 года.

Канонерские лодки Российского Императорского флота

Одна из важных задач Российского Императорского флота с конца XIX века стала оборона побережья на Балтике и Тихом океане. Крупных кораблей было не так много, поэтому кроме эскадренных броненосцев и крейсеров, активно стали строить мореходные канонерские лодки. Эти корабли идеально подходили для решения такой задачи. Кроме того, на Тихом океане они использовались как стационары в китайских портах. Входили канонерские лодки и в состав Черноморского флота. Это были корабли, водоизмещением от 900 до 1 800 тонн, вооруженные 2-4 орудиями 203-мм и 152-мм калибра – 8 и 6 дюймов. Кроме этого, они были вооружены противоминной артиллерией против миноносцев. С 80- годов XIX века и до 1914 года в состав Российского флота были включены 20 канонерских лодок специальных проектов, которые входили в состав Сибирской (Тихоокеанской) флотилии, Балтийского и Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Канонерские лодки до рассматриваемого периода не являются темой статьи.

«Храбрый». Служба в мирное время

Канонерская лодка была спущена на воду 9 ноября 1895 года и введена в боевой состав Балтийского флота через два года – в 1897 году. Для своего времени это был мощный артиллерийский корабль. Его водоизмещение составляло 1 862 тонны, длина 72 метра, скорость хода 14,5 узлов – около 25 км/ч. Дальность плавания составляла 720 морских миль при скорости хода 10 узлов. Для Балтийского моря вполне достаточно. Вооружение состояло из двух 203-мм орудий, установленных на спонсонах левого и правого бортов в носовой части и 152-мм орудия в корме. Дополнило вооружение 12 орудий калибра 47-мм и 37-мм – так называемая противоминная артиллерия. Судьба дважды сводила «Храброго» и императора Николая II. Первый раз Николай присутствовал при спуске корабля на воду в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Николай II присутствовал при закладке эскадренных броненосцев «Пересвет», «Ослябя» и учебного судна «Верный». 9 ноября 1895 года был большим днем в Новом Адмиралтействе. Кроме закладки трех кораблей император лично дал команду на спуск канонерской лодки «Храбрый».

Второй раз пути самодержца и канонерской лодки пересеклись при не очень веселых обстоятельствах. Дело в том, что строительство «Храброго велось откровенно халтурно. Причин было несколько – срыв сроков поставок комплектующих, изменения, которые военные моряки вносили в проект, многочисленный брак, вызванный низкой квалификацией рабочих верфи и слабым контролем со стороны строителя корабля. Всё это привело к тому, что во время первого похода корабля в Средиземное море, начали проявляться недоделки и неисправности. После выхода из Кронштадта, ешё в Финском заливе, появилась течь в шкиперском отсеке. После устранения течи силами экипажа, начало заливать рулевое отделение и погреб. Причину выявили достаточно быстро. На заводе вместо заклепки, которая обеспечивала герметичность соединения, рабочие просто вставили болт! Во время шторма на Балтике были разбиты два иллюминатора, отказало рулевое управление с ходового мостика – пришлось перейти на резервный вариант управления со штурвала, установленного на корме. Появились многочисленные течи из-за плохо поставленных заклепок. Вода попала на электрические кабели, вызвав короткое замыкание и небольшой пожар. И все эти дефекты появились во время первого похода на только что сданном флоту корабле!

С такими приключениями экипаж довел свой корабль до Копенгагена. В тот момент там находился с визитом Император Николай II. По установившейся традиции, капитан 2-го ранга Воеводский прибыл на доклад к Императору. Во время доклада он не стал ничего скрывать, и Николай II с удивлением узнал о качестве строительства боевых кораблей в Новом Адмиралтействе. На вопрос расстроенного самодержца, где лучше провести ремонт перед переходом в Средиземное море, капитан 2-го ранга предложил не возвращаться в Санкт-Петербург, а провести ремонт во французском Тулоне. Николай II с этим согласился, и по приходе в Тулон канонерка встала у заводской стенки «Форж э шантье де ла Медитерране». Ремонт выявил много мелкого брака, который был исправлен. Итогом всего стало увольнение старшего судостроителя Нового Адмиралтейства Михайлова. Закончим рассказ о первых месяцах службы канонерской лодки двумя фактами. Ремонт «Храброго» закончился только в мае следующего, 1900 года и стоил казне 172 230 рублей, а это 25% стоимости постройки корпуса нового корабля такого типа. Но всё к лучшему. Французы исправили все огрехи, и канонерская лодка приступила к несению службы в Средиземном море. Российская империя со времен адмирала Ушакова держала в Средиземном море соединение своих боевых кораблей. «Храбрый» находился в Средиземном море 6 лет без нарекания к состоянию оружия и механизмов. Это время для моряков канонерской лодки весьма условно можно было назвать мирным. С началом русско-японской войны большинство русских военных кораблей покинули этот район. «Храбрый» встречал и провожал русские боевые корабли, идущие на Дальний Восток на русско-японскую войну. Вместе с несколькими номерными миноносцами «Храбрый» находился в распоряжении российского посла в Греции. После окончания этой войны, канонерская лодка встречала в Средиземном море уцелевшие корабли российского флота. В 1906 году «Храбрый» навсегда покинул Средиземное море.

Вернувшись в Балтийское море, канонерскую лодку включили в состав Третьего отряда минных судов, а с 1907 года она была включена в состав отряда учебных кораблей морского инженерного училища имени Николая I, а потом Морского корпуса. Учебные походы проводились в пределах Балтийского моря.

Первая мировая война. Первая модернизация

В начале 10-х годов ХХ века морская артиллерия совершила технологический рывок. Уцелевшие канонерские лодки, имеющие на вооружение орудия большого калибра, в одночасье превратились в устаревшие боевые корабли. Морское министерство приняло разумное решение о перевооружении «Храброго». Вместо двух 203-мм и одного 152-мм орудия на «Храбром» в 1915 году были установлены шесть 105-мм орудий с потопленного кайзеровского крейсера «Магдебург». В 1916 году их заменили на пять новейших по тому времени 130-мм орудий, устанавливавшихся на новых легких крейсерах типа «Светлана». Канонерская лодка вновь обрела боевой потенциал.

В 1914 году «Храбрый» находился в отряде кораблей, прикрывавших вход в Финский залив на Або-Аландской шхерной позиции. Когда кайзеровские войска заняли Курляндию, и подошли к Рижскому заливу, «Храбрый» был включен в новый отряд Балтийского флота – Морские силы Рижского залива. В них входили эскадренный броненосец «Слава», 4 канонерские лодки, минный заградитель «Амур», эсминцы-«новики» и несколько подводных лодок. Корабль принимал участие в тяжелых боях за Рижский залив, в частности, в Моондзундском сражении.

В составе советского Балтийского флота

«Храбрый» вернулся в Кронштадт, и с октября 1918 по 1922 годы находился в порту на долговременном хранении. В конце 1922 года, как было принято тогда, канонерскую лодку переименовали в «Красное знамя». Корабль имел хорошее техническое состояние и не требовал серьёзного восстановительного ремонта. «Красное знамя» использовалась в качестве учебного корабля. Объективно, для Балтийского флота в Финском заливе был нужен небольшой корабль с мощным артиллерийским вооружением, поэтому в 1930 году канонерская лодка прошла свою вторую модернизацию. Её внешний вид и силуэт кардинально изменился. По сути, от старого «Храброго» остался только корпус. Немного отвлекаясь, скажем, что человек, не связанный с историей флота, посмотрев на фотографии канонерской лодки после постройки, после первой и после второй модернизации, скажет, что на фотографиях изображены три разных корабля. Особенно отличалась «Красное знамя» после второй модернизации. По силуэту это был современный корабль. Его возраст выдавал только таран, характерный для кораблей постройки начала ХХ века. Обновленная канонерская лодка имела на вооружении те же 5 130-мм орудий, только уже советской разработки. устанавливаемых на эсминцах проекта 7 и 7У и мощное зенитное вооружение, включающее в себя 7 45-мм зенитных пушки и один спаренный 12,7-мм пулемет. Корабль мог взять на борт 50 морских мин.

Во время Великой Отечественной войны «Красное знамя» участвовала в обороне Финского залива, Кронштадта и Ленинграда. В ноябре 1942 года, канонерская лодка получила в борт две торпеды, выпущенные с финского торпедного катера V-2. Это был бывший советский торпедный катер ТКА-141 типа Г-5, который финны захватили как трофей. Автор точно не может назвать причину, но почему-то было принято решение о подъеме во время войны старой канонерской лодки. Возможно, корабль с мощным артиллерийским вооружением был нужен для ведения боевых действий в шхерах Финского залива. Как бы то ни было, но 13 ноября 1943 года «Красное знамя» подняли, отремонтировали, и 17 сентября 1944 года снова ввели в состав Балтийского флота. После окончания войны, «Красное знамя» продолжило служить в качестве канонерской лодки, базируясь уже в Таллине. Только 7 апреля 1956 года корабль переклассифицировали в учебную канонерскую лодку, а 13 марта 1959 года ветеран стал плавучей казармой. 3 июля 1960 года корабль был исключен из списков Балтийского флота и передан в отдел ОФИ для разборки на металл. В начале 60-х годов канонерская лодка была разобрана, прослужив в качестве боевого и учебного корабля – то есть, находясь на активной службе – 63 года. Немногие корабли нашего флота могут похвастаться таким активным долголетием.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.07.2025 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх