Во время «забытой» войны 1918 – 1919 годов, существенные потери несли обе стороны. Английское командование пришло к выводу, что для того, чтобы достигнуть доминирования над Балтийским флотом русских, необходимо нанести удар по их Главной военно-морской базе Кронштадт. Для эффективности удар должен был быть нанесен оружием, которое до этого на Балтийском море не применялось. Так родилась идея, и стал формироваться план комбинированной атаки на Кронштадт с участием авиации и торпедных катеров.
В этой статье мы расскажем о подготовке и проведении этой атаки, и о её неожиданном последствии для советского военно-морского флота.
18 августа 1919 года
Главной целью комбинированной атаки были корабли Действующего отряда кораблей – ДОТ-а – линкоры «Петропавловск», «Андрей Первозванный», эсминцы и подводные лодки. Атака с воздуха должна была отвлечь внимание от воды, и, по возможности, поразить хранилища с нефтью. Но это было не обязательно. Главное – отвлечь внимание русских моряков от воды. Основной удар должны были нанести 9 торпедных катеров – СМВ-3, 4, 24, 31, 62, 72, 79, 86, 88. Каждому командиру катера поставили свою задачу – нужно было торпедировать боновое заграждение, прикрывающее вход в гавань, базу подводных лодок «Память Азова», боевые корабли и взорвать батопорт сухого дока, что сделало бы невозможным ремонт крупных боевых кораблей. Отдельно, один из торпедных катеров должен был атаковать дежурный эсминец, прикрывавший вход в гавань. 8 катеров вышли из Бьёрке (нынешний Приморск). В море к ним присоединился девятый, вышедший из Териоки (ныне Зеленогорск).. Во время перехода СМВ-3 сломался, и впоследствии его отбуксировали на базу.
В 03-45 18 августа с зенитной батареи форта «Обручев» в штаб флота ушло сообщение: «Со стороны Финляндии слышен звук моторов». Зенитчики открыли огонь. Первые 10 самолетов сбросили на Кронштадт 13 бомб. После этого с «Виндиктива» были подняты еще три самолета. Возникли пожары в порту, получил повреждения флотский танкер «Татьяна», был обстрелян дежурный эсминец «Гавриил», который прикрывал вход во внутренние гавани базы. Подошедшие катера защитного бонового заграждения не обнаружили. Невольно возникает ассоциация с Севастополем 2022 года.
В результате атаки двумя торпедами была потоплена плавбаза подводных лодок «Память Азова» (старый разоруженный крейсер 1 ранга). Был поврежден линкор «Андрей Первозванный». На этом успехи английских катерников закончились и начались проблемы. Дело в том, что они ворвались во внутреннюю гавань Кронштадта, а у них за спиной остался «Гавриил», командир которого принял единственное правильное в этих условиях решение – он немного отошел от входа в гавань, и навел кормовые орудия – 3 102-мм пушки – на вход. Комендоры эсминца потопили два торпедных катера англичан во время их выхода из гавани.
Мэр Новороссийска Андрей Кравченко раскрыл подробности атаки ВСУ на военно-морскую базу. По данным городских властей, атаку отразили корабли Черноморского флота «Оленегорский горняк» и «Суворовец».
Во внутренней гавани царила полная неразбериха. Она касалась и английских катеров. Два катера столкнулись, и один затонул. Из-за ответного огня с кораблей часть катеров была повреждена. Чтобы спасти экипажи торпедных катеров, английские самолеты летали над гаванью демонстративно низко, отвлекая внимание на себя.
Итогом атаки стало следующее. Из восьми катеров, три были потоплены, пять получили повреждения. Часть катеров восстановлению не подлежало. По советским источникам, три катера затонули при отходе в Финляндию, англичане это не подтверждают. Погибли 4 офицера и 3 матроса, 9 человек попали в плен. Все английские самолеты вернулись на базу. Была потоплена плавбаза подводных лодок «Память Азова» и поврежден линкор «Андрей Первозванный». И советские и английские источники отмечают роль эсминца «Гавриил». Без его действий исход атаки мог быть совсем другим.
Днем англичане произвели еще несколько авианалетов на Кронштадт. Потерь в Кронштадте не было, скорее всего, английское командование хотело понять тот ущерб, который они нанесли Балтийскому флоту. На следующий день, 19 августа, летающие лодки Балтийского флота нанесли удары по аэродрому в Финляндии, где базировались английские самолеты. По советским источникам был атакован и авианосец «Виндиктив», но скорее всего, это не соответствует действительности, так как после 18 августа авианосец находился в Балтийском море еще 4 месяца. «Андрея Первозванного» восстанавливать не стали, хотя технически его повреждения был не критическими. Дело в том, что «Андрей» был эскадренным броненосцем, то есть линкором додредноутского типа. На Балтике у Советской России было 4 дредноута, и восстанавливать старый линкор посчитали нецелесообразным.
Неожиданный итог
Один из затопленных СМВ подняли. Его внимательно изучили флотские специалисты. Реввоенсовет Балтфлота обратился в Реввоенсовет Республики с просьбой наладить производство аналогичных катеров. В годы Гражданской войны никто этими работами не занимался. На Каспийском море большевиками было взято в качестве трофеев невредимыми около десятка таких катеров. Они служили на Балтийском и Черноморском флотах до конца 20-х – начала 30-х годов. Уже в мирные годы известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев создал аналогичные катера – экспериментальный «Первенец», серийные типов Ш-4 и Г-5. Они строились массовыми сериями (всего было построено 333 катера обоих типов) и являлись основой советского «москитного» флота в Великой Отечественной войне. Но это были небольшие глиссирующие катера с ограниченной мореходностью всего в 3 балла. Например, на Северном флоте они практически не применялись из-за сложных погодных условий. Основные морские страны – США, Великобритания, Германия, Италия и Япония к началу Второй мировой войны имели соединения мореходных торпедных катеров совсем другого типа. Советские конструкторы это поняли слишком поздно. Перед Великой Отечественной войной в состав нашего флота стали входить торпедные катера типа Д-3, но их было не много. Поэтому одной из статей поставок по ленд-лизу стали большие американские и английские торпедные катера. Только в начале 1945 года появились советские катера проекта 123 шифр «Комсомолец», которые строились в разных модификациях большой серией. Так выводы, сделанные после нападения на Кронштадт, лишили советский флот больших мореходных торпедных катеров.
Заключение
Аналогии между нападениями на Кронштадт и Севастополь просто поражают. Хотя, с другой стороны, в них нет ничего удивительного. Если один раз получилось, почему нельзя попытаться нечто подобное повторить ещё раз? И в 1919 году, и в 2022 году нападение было комбинированным, с использование двух новых видов вооружения. В 1919 году это были самолеты и торпедные катера, в 2022 году – морские и воздушные беспилотники. В обоих случаях, почему то были открыты боновые заграждения, закрывающие вход в Главные базы. Судя по официальным сообщениям Министерства обороны, часть беспилотников зашла за входные молы. В сети есть кадры, как беспилотник уклоняется от столкновения с рыбацкой лодкой. Минобороны также сообщило, что повреждено боновое заграждение в Южной бухте, где базируются подводные лодки. Как и в 1919 году часть морских беспилотников уничтожили на внешнем рейде. Даже количество практически совпадает – в 1919 году Кронштадт атаковали 8 торпедных катеров, в 2022 году Севастополь – 7 морских беспилотников. Поврежден морской тральщик «Иван Голубец» проекта 266М. История повторяется?