// // Собрать кассу может помочь только успех в Каннах

Собрать кассу может помочь только успех в Каннах

406

«Солнце» закатилось

Батальные сцены не привлекли молодёжь
Батальные сцены не привлекли молодёжь
В разделе

Фильм «Утомлённые солнцем – 2: Предстояние» Никиты Михалкова, как и обещали создатели, стал самой громкой премьерой года. Зрители и критики не устают спорить о художественных достоинствах, исторической правде, актёрской игре. И за этими спорами упускается главное: «великое кино о великой войне», по сути, провалилось в прокате. Почему так получилось, попытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».

Говорить о достоинствах и недостатках картины не имеет смысла: почитатели Михалкова фильм хвалят, недруги – ругают, все прочие отмечают плюсы и минусы. Но факт остаётся фактом: самая дорогая российская картина, в первый уик-энд проката собрала всего лишь 108 млн рублей. И хотя некоторые эксперты считали, что «Утомлённые солнцем – 2» ещё покажут себя, как это произошло с некоторыми картинами прошлых лет – «Стилягами», «Турецким гамбитом» и «Иронией судьбы – 2», которым в первый уик-энд также не удалось собрать приличную кассу, похоже, чуда не произойдёт. Падение сборов во вторую неделю проката составило 60%. Общие сборы детища Михалкова чуть перевалили на данный момент за 176 млн рублей, то есть около 6 млн долларов. Именно столько собрал в своё время предыдущий фильм Никиты Сергеевича – «12».

Когда первая часть дилогии Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем – 2» планировалась к выходу в прокат, за неё говорили цифры: 8 лет снимался фильм, было подготовлено более 1000 копий картины, а бюджет сиквела «Утомлённых солнцем» составил 55 млн долларов. Казалось бы, фильм сопровождала мощная рекламная поддержка: Михалков лично появлялся практически во всех рейтинговых программах на телевидении, а огромные баннеры призывали сходить в кино. Имена маститых актёров – Валентина Гафта, Олега Меньшикова, Сергея Маковецкого, Евгения Миронова – и более молодых, но уже состоявшихся звёзд – Дмитрия Дюжева, Артура Смольянинова, Андрея Мерзликина – должны были помочь картине. Более того, во время работы над фильмом съёмочную площадку по очереди посетили президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, других режиссёров визитами не баловавшие. Всё это вроде бы должно было сработать. Но не сработало.

Правда, оптимисты, считающие, что у «Предстояния» не всё потеряно, есть. «Я считаю, что пессимистические прогнозы делать рано, – уверен аналитик интернет-журнала «Бюллетень кинопрокатчиков» Николай Ларионов. – Во-первых, мнение кинокритиков в России такой роли не играет, как в той же Америке. Сарафанное радио имеет гораздо больший эффект, отзывы друзей и знакомых интересуют публику гораздо больше, даже если они отрицательные; часто из чувства «а пойду-ка я сам всё увижу» люди идут и смотрят. Во-вторых, должна сыграть роль целевая аудитория ленты. У «Утомлённых» это зрители от 30 и выше. Они в отличие от молодёжи не бросаются сразу в кинотеатры. Хотя, конечно, не стоит забывать, что в прокат выходят новые ленты, которые могут составить конкуренцию ленте Михалкова, тот же «Железный человек – 2» уже отобрал у «Утомлённых» часть кассы». А ведь говорят, по решению Кремля в прокат не должны были выходить другие картины, чтобы не создавать конкуренцию. И телевизионные каналы, которые вроде бы собирались оказывать особую поддержку проекту, как-то не слишком старались. В общем, молодую аудиторию, которая и делает кассу, привлечь всеми данными способами не удалось. Даже падение со стула в программе «Прожекторперисхилтон» вряд ли заставит отправиться в кино тех, для кого имя Никиты Сергеевича просто ничего не значит. Последняя масштабная картина режиссёра – «Сибирский цирюльник» – вышла в 1998 году, когда им было по 6–10 лет, а последние несколько лет его имя звучит в основном в связи со скандалами. Да и собственно военная тема для массовой молодой аудитории, к сожалению, тоже значит не слишком много. Им нужно весьма доходчиво объяснять, зачем смотреть фильм, как делали с той же «9 ротой» или «Адмиралом». И получается, что дело не в том, кто лучше снял, а кто лучше преподнёс. «Решение прокатной компании назвать фильм великим ещё до того, как он вышел в прокат, вызвало отторжение, – уверена член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Ольга Галицкая. – Реклама была агрессивная, но не по фильму: десятки самовосхваляющих интервью, данных режиссёром и артистами, не рассказали ничего о самой картине».

По теме

Ну а Представители компании пояснили, что на решение об отмене осенней премьеры весьма скромные показатели первой части дилогии не повлияли. Якобы это решение было принято ещё до её выхода в прокат. Единственное, что может поправить ситуацию, – успех на открывшемся на прошлой неделе Международном Каннском кинофестивале. Первая часть «Утомлённых» получила там в 1994 году только Большой приз жюри, а Гран-при отдали Квентину Тарантино за его «Криминальное чтиво». Теперь Михалков рассчитывает взять реванш, но понравится ли великий фильм о великой войне председателю жюри Тиму Бёртону – ещё большой вопрос.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.05.2010 12:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх