// // Сколько стоит президентская избирательная кампания в США?

Сколько стоит президентская избирательная кампания в США?

3137

Цена любви

3
В разделе

Америка входит в решительную фазу предвыборной борьбы. На прошлой неделе миновал «супервторник» – так в США называют день больших праймериз, когда две главные партии проводят голосование сразу в 13 штатах. Это день часто даёт ключ к разгадке, кто станет новым хозяином Белого дома. Сами же выборы пройдут 8 ноября. «Наша Версия» изучила предвыборные траты кандидатов и сравнила их с расходами российских коллег.

Предварительные выборы кандидатов на пост президента от Республиканской и Демократической партий прошли 1 марта в Вирджинии, Вермонте, Техасе, Джорджии, Массачусетсе, Арканзасе, Алабаме, Оклахоме и Теннесси. Кроме того, демократы провели голосование в Американском Самоа, а республиканцы – в Северной Дакоте, на Аляске и в Вайоминге. В одних штатах выборы прошли в форме праймериз, в других – в форме кокусов, когда победитель определялся на собрании сторонников. Миллиардер Дональд Трамп и бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон укрепили лидерство: каждый из них победил в семи штатах. Ближайшему сопернику Трампа Теду Крузу удалось победить в двух штатах. За сенатором Марко Рубио – один штат. Ближайший конкурент Клинтон сенатор-социалист Барни Сандерс одержал победу в четырёх штатах, в том числе в своём родном Вермонте – там его поддержали 85% участников голосования.

Тем временем неправительственный Центр ответственной политики в Вашингтоне провёл исследования трат американских кандидатов на избирательную кампанию. Принадлежащий Центру портал Open Secrets раскрыл карты: кто и сколько успел потратить на настоящий момент.

Неконтролируемые траты

Помимо предвыборных фондов кандидатов кампанию финансируют комитеты политического действия (PAC – Political Action Committee), которые в Америке называют суперпаками. Эти комитеты собирают средства в пользу кандидатов у компаний и частных лиц. В американских СМИ часто пишут, что из-за суперпаков в избирательных кампаниях кандидатов крутится много неподконтрольных денег. «Комитеты могут собирать неограниченные пожертвования, а затем использовать их, чтобы бороться с соперниками, – пишет Open Secrets. – Они не могут координировать свои действия с официальными избирательными штабами, но часто управляются друзьями и даже членами семей кандидатов». По оценкам портала, всего в нынешнюю кампанию было потрачено 504 млн долларов из избирательных фондов кандидатов и 371 млн – из суперпаков. Причём наблюдается явная тенденция к увеличению использования внешних средств. В 2008 году, например, только 1% от всех рекламных роликов был оплачен сторонними организациями. Во время президентской кампании 2012 года – 55%. А сейчас уже 57%.

Кандидат-республиканец Джеб Буш, сын и младший брат экс-президентов Джорджей Бушей, прежде чем выбыть из предвыборной гонки, успел немало потратить на кампанию. Его суперпак оказался самым увесистым: 118 млн долларов.

В целом республиканцы стали намного щедрее. Они уже сейчас потратили на предвыборную рекламу на 22% больше, чем в 2012 году, раскрывает промежуточные бюджеты Open Secrets.

Дорогая Хиллари

Год назад The New York Times писала, что экс-госсекретарь США рассчитывает потратить на выборы 2,5 млрд долларов. Предполагалось, что деньги будут в основном не спонсорскими, а общественными – их соберут сторонники Хиллари Клинтон. В этом случае её президентская кампания, предположительно, стала бы самой дорогой в истории американской демократии.

Пока же госпожа Клинтон остаётся самой дорогой участницей президентской гонки: уже потрачено более 130 млн долларов из избирательного фонда и более 57 млн внешних денег.

По теме

Возможно, нам ещё предстоит услышать разоблачения серых схем финансирования предвыборной кампании Хиллари. Вспомним, к примеру, скандал с Clinton Foundation, благотворительной организацией, которая формально борется за права женщин, но не побрезговала денежными переводами от Саудовской Аравии, где женщинам нельзя голосовать и даже водить машину. Хиллари говорила: «Источник денег не важен, главное, чтобы они пошли на благую цель». Однако из 130 млн долларов пожертвований лишь 12 млн было израсходовано на благотворительность.

Хиллари Клинтон часто критикуют и за другое высказывание, сделанное в 2001 году: «Покидая Белый дом, мы не только разорились, но и залезли в долги». Но въедливые эксперты выяснили: в 2000 году чета Клинтон купила семикомнатный дом за 2,8 млн долларов. А всего в период с 2001 по 2012 год экс-президент заработал более 104 млн долларов, выступая с лекциями.

Щедрость миллиардера

Фонды других кандидатов в президенты США меньше клинтоновского. А средства, потраченные на избирательную кампанию республиканца Дональда Трампа, и вовсе можно назвать «скромными»: 25 млн долларов из предвыборного фонда и 1,8 млн от внешних организаций. Свои собственные средства миллиардер бережёт «для благого дела». Например, он пообещал в случае победы щедро вложиться в строительство стены в дополнение к уже имеющейся – чтобы получше отгородиться от Мексики и пресечь нелегальный товарооборот. «Стена, вероятно, обойдётся в 8 млрд долларов – это небольшая часть денег, которые мы теряем из-за Мексики. Мы теряем огромные суммы на торговом дефиците», – сказал Трамп.

Многих кандидатов не обходят стороной скандалы, связанные с использованием средств избирательных фондов. Например, демократ Мартин О’Мэлли отдал строительный подряд на 28 млн долларов компании, которая была его крупным жертвователем. Впрочем, на этом ловили и Барака Обаму, Джорджа и Джеба Бушей – и ничего не случилось.

А что у нас?

Теперь сравним траты, пусть пока ещё предварительные, американских кандидатов в президенты с российскими.

По законодательству РФ средства избирательных фондов делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Вторая – по усмотрению кандидата. Он может собирать пожертвования. При этом запрещено принимать их от иностранных государств, организаций и граждан, а также от российских юридических лиц с иностранной долей в уставном капитале больше 30%. Кандидат может тратить на предвыборную кампанию только средства избирательного фонда. По закону размер фонда не может превышать 400 млн рублей.

В 2012 году больше других претендентов на президентское кресло потратил Владимир Путин. По данным Центризбиркома, который, в свою очередь, получил их от Сбербанка, предвыборная кампания нынешнего главы государства стоила около 369 млн рублей – более 10 млн долларов по тогдашнему курсу. На его расчётные счета поступило более 411 млн рублей. Излишки были возвращены в бюджет.

На втором месте оказался Михаил Прохоров с 319 млн рублей (тогдашние 8,8 млн долларов). На третьем – лидер КПРФ Геннадий Зюганов с 251 млн рублей (6,9 млн долларов). Кандидат от ЛДПР Владимир Жириновский потратил 210 млн рублей (5,8 млн долларов). Самым скромным оказался лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Он израсходовал 118 млн рублей (3,2 млн долларов образца 2012 года). Результаты выборов оказались прямо пропорциональны затраченным средствам. Разве что Прохорова и Зюганова нужно было бы поменять местами, чтобы цифры полученных голосов и затраченных средств пришли в полное соответствие.

Справка

Почём украинские кандидаты?

Пётр Порошенко, победивший на выборах президента Украины в 2014 году, потратил на свою избирательную кампанию 96,4 млн гривен. Эта сумма соответствует 3,7 млн долларов. Следом за ним идёт Михаил Добкин с 78 млн гривен (3 млн долларов). На третьем месте – Сергей Тигипко. Его избирательная кампания обошлась в 75,5 млн гривен, или 2,8 млн долларов. Предвыборные расходы Юлии Тимошенко составили 67,5 (2,6 млн долларов). Замыкает пятёрку Олег Тягнибок с 17,1 млн гривен, которые соответствуют 657,7 тыс. долларов.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.03.2016 12:24
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх