Последние несколько десятилетий диапазон колебаний цен на нефть был очень большим - от $10 до $140 за баррель, что создавало проблему как для производителей, так и для потребителей. Для политиков, однако, эти колебания дают возможность продвигать глобальные цели, например, смягчать последствия изменения климата и строить более устойчивую экономику.
Антициклический шаблон
Колебания цен на нефть, наблюдаемые в последнее время, напоминают классическую модель микроэкономической паутины. Высокие цены стимулировали увеличение инвестиций в добычу нефти, но при этом не был учтен большой разрыв во времени между разведкой и эксплуатацией. Когда на новых месторождениях начинается добыча, предложение, как правило, и так начинает превалировать над спросом. В тот момент, когда цены падают, разведка и инвестиции снижаются. Это касается и других видов топлива: когда на рынке образуется дефицит, цены начинают расти снова, и цикл повторяется.
Цикл будет продолжаться, хотя ряд факторов, такие как неуклонное снижение стоимости на возобновляемую энергию и сдвиг в сторону менее энергоемких производственных процессов – указывает на то, что цена, вероятно, будет оставаться низкой. Впрочем, рост цен неизбежен в любом случае.
На этом фоне текущие цены - порой ниже $35 за баррель с начала этого года - создают прекрасную возможность для введения переменного налога на выбросы углерода. Идея проста: налог будет постепенно снижаться, когда цены на нефть будут расти, а затем вновь подниматься, когда цены пойдут на спад.
Если использовать асимметричные корректировки – больший рост налога, когда цены падают, и его снижение при росте рынка, – данная система позволит постепенно повышать платежи на выбросы углерода, даже несмотря на антициклический шаблон. Такое постепенное увеличение - то, чего требует большинство моделей для контроля над климатическими изменениями.
Фискальные приоритеты
Для наглядности следует рассмотреть практический пример. Представим, что в декабре 2014 года был введен налог в размере $100 за метрическую тонну углерода (эквивалент 27-долларового налога на CO2). В США для потребителей рост налоговой нагрузки, если новый сбор будет полностью переложен на их плечи, составит $0,24. Именно на эту сумму вырастут средние цены за галлон бензина по стране - с $2,23 до $2,47, что все равно будет существенно ниже максимумов 2007 и 2008 годов.
Если бы с тех пор каждый раз, когда цена на нефть росла на $5, налог снижался, а при каждом подорожании на эту же сумму повышался, то разница между стандартной рыночной ценой и фактическим налогом потребительских цен в прошлом месяце составила бы $0,91. Такое увеличение существенно подняло бы цену на выбросы, предоставив правительству дополнительные средства - порядка $375 за тонну углерода сегодня. Позволяя таким образом властям не только удовлетворить фискальные приоритеты, но и смягчить падение цен на бензин, вызванное резким снижением цен на нефть. В то время как $375 за тонну – очень высокая цена, отражающая особенности текущего состояния рынка нефти, даже более низких сборов, в диапазоне $150-250 за тонну, будет достаточно, чтобы достичь климатических целей, определенных международным сообществом на ближайшие 10 лет.
Потенциальные выгоды
При таком подходе политики могли бы использовать рынок, чтобы помочь экономике снизить зависимость от ископаемого топлива, перераспределив излишек прибыли производителей нефти, а не перекладывать бремя на потребителей. На самом деле, за счет стабилизации расходов можно было бы добиться значительных выгод.
Ключ к успеху антициклической стратегии в том, чтобы запустить ее в то время, когда цены очень низкие. В будущем некоторую часть доходов можно было бы вернуть в форме снижения налогов или поддержки научных исследований.
Несмотря на то, что модель плавающего налога на выбросы углерода обладает большими преимуществами, ни одна страна до сих пор не воспользовалась сегодняшним низкими ценами на нефть.