Версия // Культура // «Ширли», «Криминальные боссы» и «Избави нас от лукавого» – обзор премьер кино этой недели

«Ширли», «Криминальные боссы» и «Избави нас от лукавого» – обзор премьер кино этой недели

7215

Писательский талант и психопатия

к/ф «Ширли» (2020), реж. Жозефин Декер
В разделе

В кино на этой неделе нет громких премьер, поэтому мы подобрали более-менее заметные релизы для нашего обзора: психологический триллер-драма, основанный на биографии писательницы Ширли Джесон «Ширли», криминальный драматический триллер «Криминальные боссы» и южнокорейский криминальный боевик «Избави нас от лукавого».

Ширли

(18+)

Реж – Жозефин Декер

В ролях – Элизабет Мосс, Одесса Янг, Майкл Стулбарг, Логан Лерман, Виктория Педретти, Роберт Вул, Пол О’Брайэн, Орла Кэссиди

Производство – США

Биографическая психологическая драма-триллер, снятая Жозефин Декер – не очень известным у нас режиссером («Масло на защёлке», «Коллективное бессознательное», «Мадлен Мадлен»).

Фред (Логан Лерман) и Роузи (Одесса Янг) – пара влюбленных молодых людей, сбежавших из родного городка. Фред устраивается на работу ассистентом к профессору местного университета Стэнли Хейману (Майкл Стулбарг). На приеме дома у Стэнли его супруга – писательница Ширли Джексон (Элизабет Мосс) с тяжелым характером предлагает молодой паре пожить в их особняке, взамен помогая по дому. Те с радостью соглашаются, еще не осознавая, в какую опасную игру они ввязались...

Ширли Джексон – признанный классик американской литературы прошлого века, популярная у себя на родине и послужившая источником вдохновения целой плеяде талантливых авторов, самым матерым из которых является Стивен Кинг. У нас с ее творчеством мало знакомы, разве что может всплыть роман «Призрак дома на холме». Ширли писала в жанре хоррор, психологический триллер и драма.

Жозефин Декер не старалась снять достоверный байопик, где медленно и планомерно рассказывала зрителям о становлении, эволюции, творческом пути и личной жизни своей героини. Напротив, в «Ширли» реальные события переплетаются с художественным вымыслом, превращая фильм в довольно сомнительный источник сведений о самой Ширли Джексон. Но авторы и не старались пересказать биографию писательницы. Здесь речь пойдет о способах поиска вдохновения талантливым автором и ее весьма нестандартных отношений со своим мужем – профессиональным литературным критиком.

Два интеллектуала под одной крышей, давно женатые, искушенные, с различными политическими и социальными взглядами, циничные и высокомерные – такой кажется пара главных героев на первый взгляд. Но на деле их союз оказывается куда более глубоким, чем кажется (киноманы сразу могут вспомнить «Кто боится Вирджинии Вульф») – тонкая и опасная психологическая игра, соревнование двух интеллектов. Но не в попытках превзойти друг друга или шокировать неосведомленных окружающих людей, а ради искусства. Нервозность, граничащую с психопатией у самой Ширли, авторы пытаются обусловить ее творческими исканиями, что выглядит любопытно. Только вот снято это не совсем умело. Как нам кажется, будь фильм более камерным, он смотрелся бы в разы увлекательнее и правдоподобнее. Здесь же Ширли долгое время психологически изводит, сводит с ума свою новую сожительницу, молодую девушку Роузи, которая и не подозревает об истинных мотивах Ширли. Между двумя героинями вспыхивают и угасают самые разных чувства – от ненависти и гнева, до любви и дружбы. Роузи оказывается марионеткой в руках умелой, опытной и искушенной писательницы. Как мы уже отметили, эта история была бы куда привлекательнее, если бы сценаристы сжали ее во времени. Но так весь психологический накал, он же саспенс, просто растворяется. Атмосферу произведений самой Ширли Джексон создатели не сумели перенести в книгу о ней самой. Вместо леденящего кровь триллера здесь мы увидим неторопливую производственную драму о творчестве и поиске вдохновения нервозной писательницы. С одной стороны, финальная развязка и кажется интересной, но подвод к ней слишком долгий и местами провисающий.

Что у фильма не отнять – это отличный образ самой Ширли, воплощенной на экране Элизабет Мосс. Вот тут даже попахивает номинацией на Оскар, как нам кажется. Актриса внешне похожа на своего персонажа, да и с глубиной и правдоподобностью изображаемых эмоций у Мосс всё просто прекрасно. Не уверены, конечно, что реальная Ширли была настолько психологически возбудимой, но в этом фильме она заставляет испытывать спектр не самых приятных чувств. Остальные актеры на ее фоне слегка меркнут, хотя в деревянной игре никого упрекнуть нельзя. Майкл Стулбарг всё не вылезает из шкуры образованного интеллектуала, Логан Лерман возмужал и перестал быть похожим сам на себя, а для Одессы Янг эта роль стала первой существенной ролью в карьере, отчего в кадре она смотрелась робко и немного потерянно.

Эпикриз: «Ширли» – это то кино, которое по трейлеру обещает одно, а на деле является куда более пресным и стандартным фильмом. Здесь вы не узнаете жизненного пути талантливой писательницы и не познакомитесь с ее творчеством; не получите нервного напряжения от триллера и не окунетесь в атмосферу пугающего безумия. Фильм Жозефин Декер предлагает неторопливую диалоговую зарисовку из жизни представителей творческой интеллигенции, а также экскурс в тяжелый процесс рождения шедевров мировой литературы.

Криминальные боссы

(18+)

Реж – Кларк Дьюк

В ролях – Лиам Хемсворт, Якоб Закар, Патрик Малдун, Кларк Дьюк, Джон Малкович, Иден Бролин, Винс Вон, Вивика А. Фокс, Барри Праймус

Производство – США

Криминальный драматический триллер – первая полноценная полнометражная работа начинающего режиссера Кларка Дьюка, более известного по актерской карьере. Оригинальное название фильма – «Арканзас».

Фильм расскажет о двух приятелях – Кайле (Лиам Хемсворт) и Суине (Кларк Дьюк), которые, в поисках легких денег, начинают торговать наркотиками в штате Арканзас. Но не самое удачное начало такой деятельности вынуждает их начать работать на местного оборотня в погонах Брайтса (Джон Малкович). Тот, в свою очередь, подчиняется загадочному и влиятельному мафиозному боссу по кличке Фрогг (Винс Вон), которого в лицо никто толком не знает. Кайл и Суин попадают в клубок обмана и лжи, а под давлением придирчивого Брайтса вскоре выходят из-под контроля.

«Криминальные боссы» – провальное кино, которое сходу старается казаться не тем, чем является на самом деле. Слоган фильма гласит – «Бесславные ублюдки, бешеные псы и 7 психопатов в городе Греха», что напрямую отсылает к двум культовым и двум просто отличным криминальным нео-нуарным триллерам. На постере красуется еще имя Тарантино и братьев Коэнов, что просто обязывает фильм быть чем-то эдаким! Но нет, чуда не случается, громкие фамилии и отсылки к шедеврам жанра остаются лишь на постере.

«Криминальные боссы» получился вялым, запутанным, безынтересным (затравка сюжета отсутствует) триллером о серых буднях наркоторговцев, который больше похож на артхаусную производственную драму среднего пошиба, чем на голливудский крупный криминальный блокбастер с заметными актерами в касте. Фильм обманывает своего зрителя с самого начала и до конца. Вместо увлекательного сюжета здесь история о двух парнях (из которых только персонаж Кларка Дьюка выглядит целостным, с претензией на оригинальность), которые без особого бэкграунда, без острой мотивации и без оправданной цели ввязываются в торговлю наркотиками. При чем, вводная часть их истории кончается спустя 20 минут фильма, после чего повествование снова начинает медленно раскачиваться, но на середине обрывается длительным флешбэком, рассказывающим зрителю о Фрогге. К тому же, кино разделено на главы, носящие название имен персонажей, о которых идет рассказ. Вот только персонажи эти максимально скучные и плоские.

Фильм о наркоторговле даже не показывает толком наркотиков, не знакомит аудиторию с наркоманами, обличая все пагубные последствия этого пристрастия, не клеймит драгдилеров и оптовиков в безнравственности их работы, не раскрывает хитроумные схемы наркотрафика, полицейской коррупции, не рассказывает о диких обычаях наркомафии или их войнах. Одним словом, кино не несет смысловой нагрузки и не дает никакого посыла, кроме, пожалуй, очевидного – быть преступником плохо и опасно. На этом всё.

Вспоминая Тарантино, можно подумать, что Кларк Дьюк снабдил свой фильм отличными диалогами или тонким/черным юмором? Но нет, здесь режиссер-дебютант тоже не отметился. Юморок в картине присутствует, но отдельные шуточки могут вызвать разве что легкую улыбку. Общее настроение картины – пасмурная апатия.

Экшна здесь нет – пара драк выглядит скупо и дешево. Наличие актеров калибра Винса Вона или Джона Малковича можно обосновать лишь тем, что актерам уже всё равно, где сниматься, лишь бы за деньги. Причем если режиссер хоть как-то пытается использовать негативную харизму Вона (злодеи в его исполнении ничуть не хуже героев), то глубокий драматический потенциал Малковича остается нетронутым. Более-менее живым смотрится лишь герой самого Кларка Дьюка – то ли специально режиссер так себя выделил на фоне куда более матерых актеров, то ли нам это показалось.

Эпикриз: «Криминальные боссы» – это кино-обманка, которая обещает драйвовый, кровавый, захватывающий, интеллектуальный криминальный триллер, но на деле является вяло текущей, запутанной в поисках оригинальности, но так ее не нашедшей, драмой с сильным уклоном в артхаус. Рекомендовать такое мы никому не станем.

Избави нас от лукавого

(18+)

Реж. – Хон Вон-чхан

В ролях – Хван Джон-мин, Ли Джон-джэ, Пак Чон-мин, Пак Со-и, Чхве Хи-со, Пак Мён-хун, О Дэ-хван, Сон Ён-чхан, Ли Со-хван

Производство – Корея Южная

Корейский криминальный боевик от Хон Ван-чхана, чье имя мало что скажет российскому зрителю. Вон-чхан написал сценарии к отличным корейским триллерам – «Преследователь», «Желтое море», «Стратегия» и «Я – убийца», но сам снял лишь один не очень удачный фильм – «Офис».

Ин-нам (Хван Джон-мин) некогда работал в корейских спецслужбах, но после ухода стал наёмным убийцей. Последним его заданием оказывается устранение жестокого босса якудзы. Но вместо того, чтобы уйти на покой Ин-нам узнает, что его бывшую девушку убили, а ее ребенка похитили. Ин-нам сразу начинает поиски ребенка, не жалея ни здоровья, ни сил, ни средств, ни всех, кто встает у него на пути. Но он сам оказывается целью брата убитого им босса якудзы, который славится своей смертоносностью и бескомпромиссностью.

«Избави нас от лукавого» по заявленному жанру близок к предыдущему фильму из нашего обзора – «Криминальным боссам». Посмотрев оба фильма, можем смело резюмировать – Корея вновь утерла нос Голливуду. Конечно, к шедеврам корейского кино (некоторым представителям которых мы посвятили аж целую статью) «Избави нас от лукавого» причислить нельзя, но в своей нише этот криминальный боевик отвечает почти всем необходимым требованиям развлекательного, эффектного, увлекательного и хорошо скроенного фильма. Без минусов, разумеется, не обошлось, поэтому начнем с них.

Начало фильма, а вернее первая его четверть могут запутать даже бывалого зрителя, на голову которого режиссер сходу вываливает массу информации и кучу персонажей, большинство из которых фильму в дальнейшем не пригодятся. Подобная тяжелая завязка настраивает на довольно скучное и монотонное дальнейшее действие, которое придется по вкусу лишь большим поклонникам корейских триллеров. Но нет, уже со второй трети фильм резво набирает обороты, а сюжетная канва становится ясной и простой. Вторым недостатком можно отметить саму специфику азиатского кино на взгляд рядового зрителя – похожесть большинства героев фильма друг на друга. Здесь она также присутствует, что осложняет знакомство с основными персонажами, но опять-таки, к середине каждый зритель точно поймет, кто есть кто. Создатели сделали максимально много, чтобы придать героям индивидуальности, перенесли действие второй половины фильма в Бангкок, ввели комичного персонажа – трансгендера (вряд ли в угоду леволиберальной голливудской повестки, скорее для разнообразия и юмора). Таким образом, этот минус режиссер и его команда нивелировали успешно.

Чем же фильм выделяется из массы ему подобных, которые корейцы штампуют с нарастающим успехом уже лет 20? Концептуально – ничем. Но исполнение у фильма достойно звания крепкого современного боевика. Экшн-сцен в фильме не так уж и много, но каждая из них снята со знанием дела, филигранно смакуя реалистичные аспекты рукопашного боя. Азиаты умеют ставить драки, это бесспорно. Оператор выбирал наиболее оригинальные ракурсы, пролеты камеры, планы: игра с замедлениями и ускорениями точно дозирована и используется только тогда, когда это действительно красит тот или иной момент. Спецэффекты на уровне, поединки кровавые и жестокие. Только одна оговорочка – режиссер немного поддался жанровому клише и сделал пару герой-злодей крайне живучими и слишком мощными персонажами. Да, будь таким живучим и опасным лишь один герой, которому противостояли толпы неумелых статистов (привет, Голливуд!), фильм мог бы легко скатиться в трэш или потерять в увлекательности. Но имея антагониста, не уступающего герою в силе и умении драться (а в жестокости превосходящего его) сценарий фильма уравновешивает сам себя, даже несмотря на толпы статистов, которых эти двое эффектно раскидывают во все стороны.

Что касается сюжета, то, как мы уже сказали, за вязким криминальным запутанным началом следует стандартный боевик, где протагонист (по сути – антигерой, так как это киллер) пускается на розыски пропавшей девочки, а за ним по следу идет антагонист – внешнее отражение героя, только с поправкой на злобную сущность и отсутствие моральных принципов.

Эпикриз: любителям азиатских кровавых боевиков и уставшим от голливудского глянца, страдающего сценарной импотенцией, смело смотреть «Избави нас от лукавого» – здесь есть и драма, и экшн, и капелька юмора в море криминала. При банальной основе фильм радует качеством исполнения – что технического, что сценарного (конкретно в части характеров и образов основных персонажей).

Напоследок мы не можем не рассказать вам о кассовых сборах в нашей стране за прошедшую неделю. Лидером третью неделю подряд является российский комедийный фильм «Непосредственно Каха», что красноречиво свидетельствует об уровне развития рядового кинозрителя нашей страны. Второй стала российская спортивная драма со Светланой Ходченковой «На острие». Третьей расположилась голливудская комедия с Мелиссой Маккарти «Искусственный интеллект».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.12.2020 17:00
Комментарии 0
Наверх