Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова скончалась в возрасте 98 лет. Причиной смерти бывшего директора музея стали возникшие на фоне коронавируса осложнения. В памяти бывших коллег и всех неравнодушных к искусству людей она навсегда останется человеком, благодаря которому простые граждане смогли увидеть шедевры мировой культуры; к мнению которого прислушивались самые высокие чины советской эпохи.
Ирина Александровна Антонова родилась в 1922 году в семье электрика и сотрудницы типографии. Её отец в дальнейшем стал директором Института экспериментального стекла. Он был участником Октябрьской революции и всю жизнь придерживался левых взглядов – не исключено, что именно поэтому сама Ирина Антонова также придерживалась этой позиции. В беседе с журналистами она напоминала об огромном вкладе в музейное дело, который был сделан в 1918-19 годы – первые годы после революции.
В 1930-х годах вместе с родителями на время переехала в Германию ради карьеры отца – он активно перенимал опыт европейских коллег в области изготовления стекла для оптических приборов. После возвращения в СССР Ирина в 1940 году поступила на искусствоведческое отделение Института философии, литературы и истории, а окончила уже МГУ – после объединения учебных заведений. В первые годы Великой Отечественной войны она не осталась в стороне от постигшей страну трагедии: выучилась на курсах медсестёр и трудилась в госпитале на Красной Пресне.
В 1947 году Антонова вышла замуж за искусствоведа Евсея Ротенберга. В браке, продлившемся 64 года, у пары родился сын Борис.
По признанию Антоновой, любовью к искусству она обязана своей семье – с детства родители смогли привить ей тягу к изобразительному искусству, театру, литературе. А ведь во время учёбы в школе она всерьёз подумывала поступать на механико-математический факультет МГУ!
Полвека во главе музея
После окончания войны её жизнь оказалась неразрывно связана с ГМИИ. Антонова начала музейную карьеру в качестве научного сотрудника, затем стала старшим научным сотрудником, а в 1961 году возглавила музей. Этот пост она покинула только в 2013 году, возглавляя музей более 50 лет. Даже после того, как за Антоновой захлопнулась дверь директорского кабинета, она не собиралась уходить на покой. Её продолжало заботить будущего родного музея и всей культуры в стране в целом. Она говорила, что после того, как стала президентом, свободного времени стало ещё меньше.
Как признавалась Антонова, она долгое время думала, что ошиблась с выбором профессии. В силу своего характера ей нравилось видеть конкретный результат своей работы, а в музейном деле дойти до него порой очень трудно. В юные годы она была спортивной и не могла долго усидеть на одном месте. Казалось бы, как с таким складом характера стать музейным работником?! Но после войны в музее началась действительно интересная жизнь, когда начали приезжать экспонаты из эвакуации и дрезденовские ценности.
Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР и России Юрий Соломин скончался после продолжительной болезни на 89-м году жизни. Незадолго до смерти его выписали после 2 месяцев, проведённых в больнице.
«Золотыми годами» музея Антонова считала вторую половину 60-х годов, к тому времени она уже несколько лет возглавляла ГМИИ. Именно благодаря самоотверженности Ирины Александровны и любви к своему делу советские граждане получили уникальную возможность увидеть оригиналы работ многих художников с мировым именем: Пикассо, Малевича, Кандинского. Чего стоит случай с привозом в Москву «Джоконды» Леонардо да Винчи. Антонова уговорила министра культуры Екатерину Фурцеву похлопотать об организации «визита» Моны Лизы в СССР – чтобы увидеть своими глазами самую знаменитую и загадочную картину в мире, советские граждане отстаивали огромные очереди. Этот и другие эпизоды говорят о таланте вести переговоры и убеждать советских чиновников идти ей навстречу.
Безусловной заслугой Антоновой является тот факт, что в стенах музея проходили выставки художников, которых советские власти совсем не жаловали. К примеру, состоявшаяся в 1981 году выставка «Москва — Париж. 1900-1930» стала настоящим прорывом при учёте господствовавшей в те годы идеологии. Ирина Александровна признавала, что большую часть жизни ей приходилось работать в условиях чётких указаний «сверху» о том, что можно, и что нельзя.
Ирина Александровна Антонова является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером ордена Почетного легиона, командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». В 1995 и 2018 годы она была удостоена Государственной премии России.
До последних дней жизни Ирина Антонова не оставалась в стороне от судьбы музейного дела в России. По мнению президента ГМИИ, пандемия заставила всех людей задуматься о роли художественной культуры в жизни человека.
Она считала, что это явление не способно повлиять на такое «фундаментальное учреждение», как музей. «…именно сейчас нужно решить, что именно каждому из нас важно: пройтись с ребенком по саду, взять в руки книгу, посмотреть что-то из киноклассики. В общем, появился большой объем времени, чтобы себя открыть», - считала Ирина Александровна. О смерти Ирины Антоновой стало известно 1 декабря, ей было 98 лет.