Версия // Культура // На 99-м году жизни скончалась президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова

На 99-м году жизни скончалась президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова

4532

Лицо и душа музейного дела

Ирина Антонова. Фото: wikimedia/A.Savin
В разделе

Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова скончалась в возрасте 98 лет. Причиной смерти бывшего директора музея стали возникшие на фоне коронавируса осложнения. В памяти бывших коллег и всех неравнодушных к искусству людей она навсегда останется человеком, благодаря которому простые граждане смогли увидеть шедевры мировой культуры; к мнению которого прислушивались самые высокие чины советской эпохи.

Ирина Александровна Антонова родилась в 1922 году в семье электрика и сотрудницы типографии. Её отец в дальнейшем стал директором Института экспериментального стекла. Он был участником Октябрьской революции и всю жизнь придерживался левых взглядов – не исключено, что именно поэтому сама Ирина Антонова также придерживалась этой позиции. В беседе с журналистами она напоминала об огромном вкладе в музейное дело, который был сделан в 1918-19 годы – первые годы после революции.

В 1930-х годах вместе с родителями на время переехала в Германию ради карьеры отца – он активно перенимал опыт европейских коллег в области изготовления стекла для оптических приборов. После возвращения в СССР Ирина в 1940 году поступила на искусствоведческое отделение Института философии, литературы и истории, а окончила уже МГУ – после объединения учебных заведений. В первые годы Великой Отечественной войны она не осталась в стороне от постигшей страну трагедии: выучилась на курсах медсестёр и трудилась в госпитале на Красной Пресне.

В 1947 году Антонова вышла замуж за искусствоведа Евсея Ротенберга. В браке, продлившемся 64 года, у пары родился сын Борис.

По признанию Антоновой, любовью к искусству она обязана своей семье – с детства родители смогли привить ей тягу к изобразительному искусству, театру, литературе. А ведь во время учёбы в школе она всерьёз подумывала поступать на механико-математический факультет МГУ!

Полвека во главе музея

После окончания войны её жизнь оказалась неразрывно связана с ГМИИ. Антонова начала музейную карьеру в качестве научного сотрудника, затем стала старшим научным сотрудником, а в 1961 году возглавила музей. Этот пост она покинула только в 2013 году, возглавляя музей более 50 лет. Даже после того, как за Антоновой захлопнулась дверь директорского кабинета, она не собиралась уходить на покой. Её продолжало заботить будущего родного музея и всей культуры в стране в целом. Она говорила, что после того, как стала президентом, свободного времени стало ещё меньше.

Как признавалась Антонова, она долгое время думала, что ошиблась с выбором профессии. В силу своего характера ей нравилось видеть конкретный результат своей работы, а в музейном деле дойти до него порой очень трудно. В юные годы она была спортивной и не могла долго усидеть на одном месте. Казалось бы, как с таким складом характера стать музейным работником?! Но после войны в музее началась действительно интересная жизнь, когда начали приезжать экспонаты из эвакуации и дрезденовские ценности.

По теме

«Золотыми годами» музея Антонова считала вторую половину 60-х годов, к тому времени она уже несколько лет возглавляла ГМИИ. Именно благодаря самоотверженности Ирины Александровны и любви к своему делу советские граждане получили уникальную возможность увидеть оригиналы работ многих художников с мировым именем: Пикассо, Малевича, Кандинского. Чего стоит случай с привозом в Москву «Джоконды» Леонардо да Винчи. Антонова уговорила министра культуры Екатерину Фурцеву похлопотать об организации «визита» Моны Лизы в СССР – чтобы увидеть своими глазами самую знаменитую и загадочную картину в мире, советские граждане отстаивали огромные очереди. Этот и другие эпизоды говорят о таланте вести переговоры и убеждать советских чиновников идти ей навстречу.

Безусловной заслугой Антоновой является тот факт, что в стенах музея проходили выставки художников, которых советские власти совсем не жаловали. К примеру, состоявшаяся в 1981 году выставка «Москва — Париж. 1900-1930» стала настоящим прорывом при учёте господствовавшей в те годы идеологии. Ирина Александровна признавала, что большую часть жизни ей приходилось работать в условиях чётких указаний «сверху» о том, что можно, и что нельзя.

Ирина Александровна Антонова является полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалером ордена Почетного легиона, командором ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». В 1995 и 2018 годы она была удостоена Государственной премии России.

До последних дней жизни Ирина Антонова не оставалась в стороне от судьбы музейного дела в России. По мнению президента ГМИИ, пандемия заставила всех людей задуматься о роли художественной культуры в жизни человека.

Она считала, что это явление не способно повлиять на такое «фундаментальное учреждение», как музей. «…именно сейчас нужно решить, что именно каждому из нас важно: пройтись с ребенком по саду, взять в руки книгу, посмотреть что-то из киноклассики. В общем, появился большой объем времени, чтобы себя открыть», - считала Ирина Александровна. О смерти Ирины Антоновой стало известно 1 декабря, ей было 98 лет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.12.2020 16:55
Комментарии 0
Наверх