// // Сергей Безруков: И в Каннах теперь знают, что Кощей может быть олигархом

Сергей Безруков: И в Каннах теперь знают, что Кощей может быть олигархом

526
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Главным героем этой осени, без сомнения, стал Сергей Безруков. Ещё в марте он принял решение возглавить Московский областной дом искусств «Кузьминки», пополнив таким образом ряды новых молодых художественных руководителей московских театров вслед за Мироновым, Меньшиковым, Апексимовой, Серебренниковым.

– Я согласился принять должность художественного руководителя и возглавить Московский областной дом искусств «Кузьминки» после некоторых раздумий. В «Кузьминках» два театра – Театр драмы им. А.Н. Островского и Камерный областной театр. Кроме театров в моё ведение попали замечательный Русский балет Вячеслава Гордеева и Муниципальный оркестр. Это две замечательные и самодостаточные организации, и я был рад с этими коллективами познакомиться.

– Сергей Витальевич, не знакомились ли вы, заступив на новую должность, с опытом ваших коллег, например того же Кирилла Семёновича Серебренникова?

– А к чему? В отличие от других я получил уникальные условия. Если другие пришли в театры, у которых уже сложились собственные традиции, что, конечно, намного сложнее, то мне просто повезло, потому что у меня есть возможность с нуля создать новый театр со своими традициями, стилем и репертуаром. А это радостное событие.

– Но у вас же есть две театральные труппы?

– Да. И я уже начал своё вхождение в труппу со знакомства с её актёрами. И даже специально пригласил Николая Васильевича Карпова из ГИТИСа, который провёл у меня полный курс биомеханики. Видели бы вы, с каким рвением приходили актёры, все, старшее поколение.

У меня сейчас в двух труппах 76 актёров, всех занять в спектаклях невозможно. Но Я сам актёр и отлично понимаю, что наш организм очень раним, поэтому я против крайних мер, не нужно сразу рубить топором. Но хочу предупредить: для актёров, которые находятся на бессрочном контракте, и тех, которые не устраивают меня с профессиональной точки зрения, могу провести переаттестацию, и имею полное право это сделать, так как наш зарождающийся театр – это новое юридическое лицо. Говорю об этом сразу, чтобы потом не было разных недопониманий. Все актёры будут на контракте, и каждому придётся доказывать свою пригодность, чтобы получать зарплату. В этом смысле я поддерживаю своих коллег, в том числе и Серебренникова, которые долгое время находились в состоянии невроза. Понимаю, что есть актёры, которым скоро на пенсию, но это другая история. Но с теми же, кто находится в театре на бессрочном контракте и, ничего не делая, получает деньги, которые можно было бы отдать молодому, только пришедшему в театр человеку, найдём что сделать!

– А что вы получили кроме театральных трупп?

– Замечательное помещение: две сцены, метро – пять минут от станции до входа в театр, инфраструктура отличная, всё есть – и еда, и напитки, и даже фонтан!

– Узнав о том, что вы возглавили театр, многие задались таким вопросом: как тогда объяснить ваш фильм «Реальная сказка», который вы сняли как сценарист и продюсер? Говорят, что вы даже заложили свою квартиру?

– Пусть говорят. Хотя эта работа была действительно очень трудной. Но она меня многому научила. Более того, недавно в составе российской делегации я возил свою «Реальную сказку» на Неделю русского искусства в Канны. И мне кажется, это была наша победа. Фильм показывали в 11 утра, и зал был заполнен французами. Наши соотечественники пришли с детьми, а французские зрители были в серьёзном возрасте. Я им даже об этом сказал, что у нас сказками интересуются дети, а у вас – взрослые. Отзывы на нашу сказку были замечательные, и я рад, что и там теперь знают про наших Ивана-дурака и Василису Премудрую и про то, что Кощей может быть олигархом.

По теме

– Вообще, это поступок с вашей стороны – выпустить такой фильм, когда кино для детей никто особо и не занимается в нашей стране.

– Да, и об этом я тоже говорил. Ведь когда-то у нас была замечательная киностудия детских фильмов, а теперь киностудия осталась, а кино – нет. И это очень обидно, ведь теперь в кинотеатрах идут американские фильмы для детей. Не потому обидно, что фильмы эти плохие, ни в коем случае, но они поставляют нам с завидным постоянством хорошие анимационные фильмы, понятно, что они делают это через призму американской культуры. И наши дети уже играют в кого угодно, но только не в героев русских сказок. Во Франции такая же проблема. Когда я их спросил, есть ли у них свои сказочные герои, то они даже и ответить не смогли.

– Насколько я знаю, в этом фильме вы впервые использовали метод тифлокомментирования. Что это за метод и где вы сами о нём узнали?

– В этой теме я нахожусь давно. Всё началось с нашего с Ириной (жена Сергея Безрукова. – Ред.) знакомства с Дианой Гурцкой, и мы решили сделать «Реальную сказку» первым детским фильмом с тифлокомментированием. Эта функция даёт возможность слабовидящим и совсем незрячим людям посещать фильмы и спектакли. На сегодняшний день мы единственный театр, обладающий всей необходимой техникой для создания комментариев такого рода. В нашем репертуаре пока есть лишь один спектакль, так как эта процедура кроме техники требует больших временных затрат и навыков.

– Нечасто в наше время встретишь такого неравнодушного человека.

– Не соглашусь. В нашем актёрском сообществе есть немало фондов, помогающих людям с ограниченными возможностями. А знаете, как на Западе называют таких людей? Людьми с особыми потребностями. Чувствуете разницу?

– Вас не смущает областной статус театра?

– Я придумал новое название – «губернский» – и предложил его губернии, потому что слово «область» настолько отдаёт советскими временами… Ничего не могу сказать плохого о тех временах, просто название «губернский» мне гораздо ближе, чем «областной».

– Как вы создавали логотип театра?

– В его основу положена коринфская колонна как дань древнегреческому театру. Ведь в городе Коринфе был храм бога Аполлона, покровителя всех искусств. И мне этот логотип так понравился, что я даже решил, основываясь на этой идее, сделать фирменный стиль Московского дома искусств. Я даже придумал сводную афишу для Московского областного дома искусств, и она выглядит очень красиво. Но надо же соответствовать выбранному стилю.

– Какие спектакли вы планируете ставить в вашем театре?

– Мне бы очень хотелось, чтобы главным героем губернского театра стал обыкновенный человек. «Обыкновенный» не означает «простой» или «примитивный». С одной стороны, герои классиков не были личностями, вершащими историю, с другой – это те люди, которые и по сей день нас окружают, да и мы сами таковыми являемся. Да, эти люди просты, но мыслят они очень непросто и порой бывают очень сложны. И они подальше от столиц – в губерниях. Мне очень часто приходится ездить по стране с гастролями, на которые собираются полные залы самых разных людей. И ко мне приходят и те, кто любит театр, и те, кто впервые пришёл послушать того же Есенина.

– А как же «Табакерка»?

– Я с ней не расстаюсь. Правда, трудовая книжка у меня теперь лежит в Доме искусств. А все три спектакля, в которых я играю у Олега Павловича Табакова, ни в коем разе не будут сняты с афиши. Более того, один из спектаклей с моим участием – «На всякого мудреца довольно простоты» – будет идти на нашей сцене. Я так и сказал: «Мне ехать далеко, всё равно «Табакерка» сцены пока ещё не имеет. А у меня хорошая сцена и зал на 780 мест, давайте». И 2 июня уже прошёл первый спектакль. И был первый аншлаг.

– Вы как-то на всю страну сказали, что не готовы возглавить театр. Что всё-таки произошло, что вас заставило изменить своё решение?

– Думаю, что мой грядущий 40-летний юбилей. Накануне этой даты я понял, что пора. В 50 было бы слишком поздно, в 30 – рановато, а в 40 – в самый раз.

P.S. 18 октября Сергею Безрукову исполнится 40. И свой день рождения он проведёт на сцене своего театра, где гостями юбиляра станут его зрители.

Лариса Алексеенко
Опубликовано:
Отредактировано: 14.10.2013 16:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх