// // Счётную палату готовят к зачистке

Счётную палату готовят к зачистке

357

На ососбом счету

Потенциальным преемником Степашина может стать экс-спикер Госдумы Борис Грызлов или помощник президента Татьяна Голикова
Фото: Коммерсантъ
Потенциальным преемником Степашина может стать экс-спикер Госдумы Борис Грызлов или помощник президента Татьяна Голикова Фото: Коммерсантъ
В разделе

Госдума приняла новую редакцию закона «О Счётной палате РФ», по которой расширяются полномочия этого контрольного органа власти и изменяется порядок её формирования. Впрочем, принципиальных отличий ни в том, ни в другом не предвидится, а ряд оппозиционных деятелей считают, что принятие нового закона просто станет благовидным предлогом для замены нынешнего руководства Счётной палаты (СП).

Начнём с полномочий СП. Новый закон устанавливает конкретные виды аудита: финансовый, стратегический, аудит эффективности федеральных программ, государственных и международных инвестиционных проектов. Как гордо заявил один из авторов законопроекта, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, теперь СП будет осуществлять аудит госпрограмм, начиная со стадии формирования и заканчивая стадией их исполнения. Помимо контроля за расходованием бюджетных средств СП будет вправе проверять эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов, законность получения госгарантий...

Впрочем, расширение полномочий СП всё же стало половинчатым. Год назад шли разговоры о том, чтобы наделить её «судебными функциями для преследования за нарушения, допущенные при использовании государственных средств их распорядителями, и преследования цели возмещения нанесённого ущерба». Именно по такому принципу действует, например, Суд счетов в Испании. Но это предложение сочтено нынешней властью слишком радикальным. Правоохранительным органам будет вменено в обязанность лишь предоставление СП информации по тем проверкам, по которым она направляла материалы в прокуратуру.

Так же можно оценить и новации в кадровой политике СП. Если сейчас и руководство, и все 12 аудиторов СП утверждаются по представлению президента, то по новому закону эти кандидатуры ему будут предлагать совет Госдумы и Совет Федерации – по шесть каждая из палат. Впрочем, рассчитывать на то, что теперь СП станет формироваться парламентом, не придётся. Президенту должны будут поступить предложения не менее чем по трём кандидатурам на каждую должность, из которых он выберет одну. Более того, если главе государства не приглянётся ни одна из предложенных кандидатур, то он сам может выдвинуть другого, более симпатичного ему претендента. Президент же будет предлагать и кандидатуры на пост председателя СП и его заместителя.

Так что, по сути, никакого возвращения к тому изначальному порядку, когда СП была подконтрольна лишь Федеральному собранию, отнюдь не произошло. Переход СП под контроль президента, совершившийся в начале 2000-х, на данный момент необратим. Из средства публичного парламентского контроля за исполнительной властью СП превратилась в дамоклов меч главы государства. Причём, как и в случае с мечом Дамокла, достаточно одной угрозы – до её реализации, как правило, дело не доходит…

Взять, например, многотомный отчёт СП о приватизации в России в 1993–2003 годах, оценивший ущерб от её недобросовестного проведения в 45 млрд рублей. Результатом этого весомого расследования, где были собраны обвинительные факты против десятков компаний, стал лишь удар по ЮКОСу. То же самое происходит и сейчас. По словам главы СП Сергея Степашина, в 2012 году по результатам проверок выявлено нарушений на сумму более 700 млрд рублей. С января по ноябрь 2012 года СП передала в правоохранительные органы 127 материалов о «нецелевом расходовании бюджетных средств». Однако по ним было возбуждено только 17 уголовных дел! Это значит, что 85% материалов фактически легли на полку. Гора кропотливо собранного аудиторами СП компромата раз за разом рождает мышь, и это ещё в лучшем случае. В худшем случае этот труд просто уходит, как вода в песок…

По теме

При этом новый закон сулит кардинальное обновление состава СП. Теперь его аудиторы будут обязаны иметь пятилетний стаж работы в области госуправления либо госконтроля в сфере аудита, экономики, юриспруденции или финансов, а сроки их работы ограничатся 12 годами. Сейчас только у одного из аудиторов есть высшее экономическое образование, подавляющее большинство из них никогда не работали в органах госконтроля. Среди аудиторов – пять экс-сенаторов, три бывших депутата, два экс-губернатора и один генерал-полковник ФСБ. Значит, нынешняя СП подлежит практически полной ротации.

Новый состав СП по новому закону должен быть сформирован с 1 октября 2013 года. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева заявила: «Мы можем потерять людей, которым мы обязаны тем, что СП даёт объективную и честную информацию. Есть угроза, что они поплатятся за свою эффективную работу». В том же духе высказался и зампред этой фракции Михаил Емельянов: «Совершенно бесцеремонно, цинично меняется руководство СП. Кого-то в высших эшелонах власти не устраивают принципиальность, бескомпромиссность и профессионализм нынешнего состава СП». Так же считает и сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков: «Уже несколько лет этот орган работает как чистильщик, аудиторы неоднократно наступали на хвост чиновникам». В думских кулуарах уже называют потенциальных преемников Степашина на посту председателя СП – экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова и помощника президента Татьяну Голикову, которая прежде возглавляла Минздравсоцразвития, а до этого была заместителем главы Минфина…

Опубликовано:
Отредактировано: 27.03.2013 15:23
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх