// // С 1991 года число вахтовых рабочих в России выросло в три раза

С 1991 года число вахтовых рабочих в России выросло в три раза

1326

Северный поток

2
В разделе

В начале августа на совещании в Совете безопасности РФ глава Якутии Егор Борисов предложил принять отдельную федеральную программу развития Арктики. В ней в первую очередь должны быть развёрнуты работы по развитию транспортного комплекса региона – дорог, портов, аэропортов. Но невольно возникает вопрос: даже если деньги найдутся, кто будет возводить всё это великолепие в малозаселённом Заполярье? Очевидно, что власти попытаются привлечь рабочие руки вахтовиков из других регионов. Правда, уже сегодня и без арктических мегапроектов с рабочими-вахтовиками на Севере складывается весьма непростая ситуация. Корреспондент «Нашей Версии» решил выяснить, сколько сегодня стоит длинный северный рубль.

Пик вахтового движения пришёлся на начало 80-х годов минувшего столетия. По мере роста добычи нефти и газа в удалённых районах руководство страны пришло к выводу, что строить при каждом крупном месторождении большие посёлки ПМЖ со всей инфраструктурой вроде школ, больниц и детских садов экономически нецелесообразно, и в стране стали появляться первые вахтовые посёлки.

Что интересно: перед началом их строительства был внимательно изучен опыт тогда наших «заклятых друзей» – американцев, которые уже давно вели добычу нефти и газа на Аляске именно вахтовым методом. В посёлках американских нефтяников побывали советские делегации, в состав которых помимо инженеров и архитекторов вошли даже социологи и специалисты по организации досуга.

Самым крупным вахтовым посёлком советского периода стал заполярный Ямбург, основанный в 1986 году возле одноимённого газового месторождения на Ямале. Посёлок был рассчитан на одновременное проживание 9 тыс. человек. Вахтовиков в эти не совсем приспособленные для жизни места в первую очередь привлекали высокие зарплаты. Так, например, водитель тягача в геологоразведке за одну двухмесячную вахту мог заработать 2000–2500 рублей, что равнялось годовой зарплате инженера средней руки в центре страны. Конечно, деньги эти платили неспроста. Работа вахтовым методом в Заполярье – тяжёлое испытание для организма и психики. Причём морозы, некачественная вода, гнус, отрыв от семьи были далеко не главными проблемами. Например, спецификой работы вахтовым методом является увеличенная до 12 часов продолжительность рабочего дня.

Так вот в результате медицинских исследований выяснилось, что, например, опасное влияние производственного шума на того же бурильщика при 12-часовой смене в отличие от обычной 8-часовой вырастает в 5 раз! И это далеко не единственное побочное явление северного рабочего ритма. Все эти проблемы испытывают и современные российские вахтовики. Правда, трудиться в Заполярье сегодня едут не из-за возможности неплохо заработать, а больше от безысходности. «Севера больше нет!», – говорят вахтовики, подразумевая нищенские зарплаты и отсутствие социальных гарантий.

Один из наиболее густозаселённых вахтовиками регионов – Ямало-Ненецкий автономный округ. Что интересно: число приезжих рабочих по сравнению с советскими временами здесь значительно выросло. Так, если в 1991 году в ЯНАО вахтовым методом трудились 25 тыс. человек, сейчас эта цифра превышает 80 тысяч. Наплыв вахтовиков связан с ростом добычи нефти и газа в регионе, а также с оттоком в центральные регионы людей, которые проживали здесь раньше постоянно. Рост числа таких мигрантов наблюдается в целом по всей России. Как сообщили «Нашей Версии» в группе компаний HeadHunter, количество вакансий, предлагающих работу вахтовым методом, за последние несколько лет значительно увеличилось. В 2008 году на hh.ru была опубликована 701 вакансия, в 2009-м – 763, в 2010-м – 1542, в 2011-м – 2834, а с 1 января по 16 августа 2012 года – 3565 вакансий!

По теме

Судя по сайтам многочисленных кадровых агентств, на том же Ямале сегодня платят в общем-то неплохие по российским меркам деньги. Например, .

Условно рынок вахтового труда можно разделить на две категории. Первая – это вакансии, которые предлагают крупные нефте-газодобывающие компании вроде «Газпрома» или Лукойла. Вторая – небольшие добывающие или строительные организации. Для рядового российского вахтовика попасть работать в тот же «Газпром» считается большой удачей. Чем больше компания, тем меньше вероятность «кидка» на деньги. Кроме того, крупные компании дорожат своей репутацией и как-то следят за производственной дисциплиной, что снижает риск получения травм и заболеваний. Недаром среди вахтовиков сегодня ходит поговорка: «Держись трубы – и не пропадёшь». Хотя, по словам рабочих, работа в таких организациях имеет и свои минусы. В условиях высокой конкуренции в коллективах складывается весьма напряжённая обстановка, процветает «стукачество».

Что же касается отраслей, не связанных с трубопроводами, здесь всё выглядит гораздо жёстче.

В июле 2012 года редакция получила письмо от жителя Рязани Виталия Н., который в начале года завербовался водителем самосвала на строительство дороги на Чукотке. При найме Виталию обещали зарплату 90–95 тыс., однако непосредственно при заключении договора сумма сократилась уже до 80 тыс. рублей. На Чукотке оказалось, что и эта сумма не окончательная. «Машины дешёвые китайские, запчастей нет, а за простой в ремонте платят треть зарплаты. Сама работа оказалась сложнее, чем ожидал, – ремонтной базы нет никакой, ключей нет, всё делаешь под открытым небом и в мороз, и в дождь. Жили в дырявых вагончиках по 8 человек. Треть людей уезжали после нескольких недель – не выдерживали. Хотя у нас еще всё было неплохо. Знакомый уехал на 80 тыс. под Воркуту, так там с них снимали по тысяче в сутки за питание и общежитие, штрафовали за порванные колёса. А они, чтобы выполнить норму, ходят с перегрузом по камням. В итоге получилось по 30–35 тыс. в месяц. Да столько при желании и дома можно заработать! Сам я еле вытянул одну вахту – никуда больше не поеду».

Вообще же удалённость районов, где работают вахтовики, превращает их в своего рода каторжан – с вахты сбежать трудно. Дело в том, что на заработки на Север едут в основном малообеспеченные и без денег в кармане. И если работодатель начинает обманывать работников, у них просто не хватает средств на дорогу домой и приходится вкалывать за смешные деньги, чтобы хоть как-то накопить на билет. А жаловаться им фактически некому.

«Большинство из тех, кто приезжает работать по вахте, не являются членами профсоюза, и первичные организации не контролируют условия их труда, – рассказал «Нашей Версии» в телефонном интервью председатель Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов Михаил Кивацкий, – хотя факты нарушений, конечно, есть. Самые распространённые – неоплата сверхурочных, невыполнение условий контракта, отсутствие нормальных условий для проживания, ограниченная выдача спецодежды и так далее. Но в такой ситуации мы можем оказывать лишь методическую помощь. Ведь, повторюсь, большинство этих людей не являются членами профсоюзов».

А многие потенциальные «северяне» становятся жертвами обмана, даже не увидев в глаза своего работодателя. Сегодня трудоустройством вахтовым методом занимается масса кадровых агентств с сомнительной репутацией. Самая безобидная форма обмана – с соискателей вакансий берут деньги за трудоустройство (в среднем «такса» для вахтовиков – 4–5 тыс. рублей), и после этого агентство или начинает кормить людей «завтраками», или вовсе исчезает. Ещё хуже, когда такие «агентства» отправляют людей за их же счёт в Заполярье, а там оказывается, что их никто не ждёт и указанных в договоре работодателей не существует вовсе. Чаще всего в такую ситуацию попадают граждане стран СНГ.

«У нас были случаи, когда приезжали работники, а их здесь никто не принимал, – рассказывает Михаил Кивацкий. – Это были граждане Узбекистана и Молдавии, денег на обратную дорогу у них не было. Приходилось организовывать автобусы и проживание».

По теме

Впрочем, и у работодателей есть свои претензии к качеству прибывающей рабочей силы. Многие просто морально не готовы к работе в тяжёлых северных условиях. По имеющейся статистике, только 70% работников дотягивают до конца первой вахты, причём даже в тех организациях, где соблюдаются все условия трудовых договоров. Всё это приводит к серьёзным проблемам в организации производства. По оценкам экспертов, с каждым годом снижаются и профессиональные качества мигрантов. Сегодня на Севере в особом дефиците высококвалифицированные токари, фрезеровщики, сварщики – сказывается развал системы профобразования в стране.

Хромают и моральные качества. Главная проблема вахтовых посёлков на Севере – алкоголь. Солидные компании уже давно ввели в своих посёлках строжайший сухой закон. Если работник будет замечен подшофе даже в выходные, с ним, особо не церемонясь, тут же разорвут трудовой договор. Что же касается небольших организаций, то в них зачастую алкоголь льётся рекой, что нередко приводит к бытовухе с резнёй и убийствами.

Последнее такое ЧП произошло в вахтовом посёлке Повх Сургутского района 14 мая 2012 года. Двое рабочих, находясь в состоянии алкогольного опьянения, начали словесную перепалку, которая переросла в драку, в ходе которой один из мужчин нанёс второму удар ножом в грудь. Пострадавший умер.

Практика введения сухого закона в вахтовых посёлках становится всё популярнее, зато вахтовики по полной отрываются по дороге в отпуск. В некоторых регионах в связи с дорожным пьянством вахтовиков власти вынуждены принимать специальные меры безопасности. Так, например, не так давно в Усинске (Республика Коми) прошло совещание с участием местных властей и руководства Северной железной дороги. Главной темой совещания стала (цитируем) «разработка мер по предотвращению антиобщественного поведения членов вахтовых бригад, следующих железнодорожным транспортом к месту работы и обратно». Причиной заседания стали участившиеся жалобы граждан на пьяных рабочих, которые в периоды «перевахтовок» на почве неумеренного пьянства «раскачивают» порядок в поездах и на вокзалах. На совещании было принято решение, что с 1 июля 2012 года в дни массового заезда и выезда вахтовых бригад поезда № 305/306 «Сыктывкар – Усинск» и № 375/376 «Москва – Воркута» будут сопровождать сотрудники ЧОПов. Также будет проработан вопрос о выделении для вахтовых бригад отдельных вагонов с сопровождающими представителями работодателя.

Дорожное буйство вахтовиков уже изрядно утомило и жителей Ямала. 9 августа проблеме вахтовиков-дебоширов было посвящено совещание городского совета по безопасности Нового Уренгоя. Его причиной стал рост правонарушений на транспорте (убийств, изнасилований) — в поездах, на вокзалах и в аэропортах, что связано с наплывом вахтовиков. Представители полиции предложили работодателям ради нормализации обстановки упорядочить процесс отправки и приёма вахтовых бригад, чтобы рабочие не скитались сутками по вокзалам и аэропортам.

Конечно, весь этот вахтовый негатив не даёт никому права обманывать и обирать рабочих, которые трудятся подчас в нечеловеческих условиях. «Если работодатель жалуется на качество контингента, то, наверное, ему стоит лучше организовать подбор персонала и платить ему хорошие деньги», – считает Михаил Кивацкий.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.08.2012 15:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх