Версия // Общество // Россияне пересаживаются на подержанные машины

Россияне пересаживаются на подержанные машины

2512

Ретромобильное движение

фото: lori
В разделе

Не исключено, что в будущем Россия будет похожа на Кубу. Но не климатом и не пляжами, а состоянием автомобильного парка. Стремительное падение продаж новых машин, равно как и обнищание населения, может привести к тому, что значительную часть легковушек составят подержанные автомобили. И общественный транспорт проблему не решит, а только усугубит.

Я беседую с ветераном спецслужб Сергеем Владимировичем Сухомлиновым. В середине 90-х он возглавлял одно из региональных управлений контрразведки, занимавшееся экономикой.

Эксперты прогнозируют: к концу года отечественный автомобильный рынок может сжаться на треть. Причин тому множество. Прежде всего – падение доходов населения. Согласно исследованию агентства «Автостат», в этом году более 50% автовладельцев намерены скорректировать свои планы по приобретению другого средства передвижения: 27% откажутся от покупки или отложат её, 22% приглядятся к более бюджетным авто, 9% задумаются об авто с пробегом.

Усугубляет ситуацию и поведение автопроизводителей, вынужденных в кризисных условиях повышать цены. Так, в сентябре цены на отдельные модели Lada, Honda, Mazda, Ford, Suzuki, Peugeot, Citroen увеличены на 1–7%. Наконец, почти непосильным бременем стала покупка автомобиля в кредит. «По обычному автокредиту средняя процентная ставка остаётся довольно высокой – около 20%. Вряд ли она снизится, так как в настоящее время риски для банков слишком велики», – говорит ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов. Эту точку зрения разделяет независимый автоэксперт Роман Гуляев: «Банки не готовы снижать ставки по автокредитованию, так как отсутствует возможность дешёвого фондирования на Западе, плюс очень велики риски банков, что заёмщики перестанут исполнять обязательства».

– Такой риск существует. В случае дальнейшего ухудшения геополитической обстановки достаточно будет какого-то небольшого обострения, чтобы количество и строгость санкций выросли. И автопром может попасть под них одним из первых. Тотального запрета, может, и не будет, но существенно ограничить поставки автомобилей и комплектующих могут обе стороны, а это крайне негативно скажется на авторынке. В первую очередь это может привести к резкому росту цен, появлению серых и чёрных схем поставок, расцвету контрафактной продукции.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

На фоне всего этого неудивителен рост интереса покупателей к пока ещё доступным механизмам – из разряда б/у. Эта тенденция очевидна как участникам рынка, так и отраслевым экспертам. «Мы отмечаем «переключение» аудитории, которая могла бы приобрести новый автомобиль, на автомобили с пробегом», – говорит директор дилерского центра «Рольф Сити» Владимир Мирошников. По его словам, «многие покупатели приезжают менять свой автомобиль с пробегом на другой, тоже с пробегом, но более «молодой».

Об увеличении спроса на авто б/у говорит и статистика портала Auto.ru, зафиксировавшего в последнюю неделю августа 15-процентный рост продаж такой техники. В то же время количество новых объявлений в соответствующем разделе снизилось на 3%, что свидетельствует о нежелании владельцев расставаться со средством передвижения и неготовности вкладываться в новый автомобиль.

Последнюю цифру в какой-то мере подтверждают данные опроса «Автостата», согласно которому планируемый срок владения подержанной машиной может увеличиться почти на год – до 45 месяцев. А ведь раньше этот показатель в среднем составлял 34 месяца. Эдак в России, как на Кубе, начнут передавать «тачки» по наследству – от деда внуку.

По теме

Альтернативы же у большинства автовладельцев попросту нет. Ведь личный транспорт даже с учётом постоянного роста цен на топливо остаётся намного удобнее общественного. Скандалов с участием последнего становится всё больше: в Саратове сокращают автобусные маршруты, чтобы дать работу троллейбусам, в Петрозаводске снова отменяют междугородние автобусы. Проблема отмены рейсов остаётся актуальной и для Московской области. В упадке находится городской рельсовый транспорт: как подсчитали в Институте проблем естественных монополий, протяжённость трамвайных путей в России в период 2005–2014 годов сократилась на 10,7% – с 2,8 тыс. до 2,5 тыс. километров, количество маршрутов снизилось на 17%. Также можно вспомнить о прокатившейся по стране отмене пригородных электричек, когда регионы не смогли найти с железнодорожниками точки соприкосновения.

А ещё памятен такой курьёз: с 1 июля в России заработало правило о перевозке детей автобусами только не старше 10 лет, однако на следующий день вступление правила в силу перенесли на 1 января 2017 года – только чтобы не парализовать в стране детский туризм. Получается, что развитие общественного транспорта у нас также идёт по кубинскому варианту.

Впрочем, у владельцев подержанных автомобилей есть некоторое утешение – со временем при должном уходе их «ласточки» могут перейти из категории «старых развалюх» в разряд «коллекционного ретро». Вот только кому это нужно?

ЦИФРЫ

Средний возраст легковушки в России – 12,4 года. Таковы данные агентства «Автостат». Но в разных регионах ситуация со старением автопарка выглядит очень по-разному.

Самые «молодые» авто бегают по Татарстану – там их возраст – 8,9 года. На 2-м месте – Ханты-Мансийский автономный округ с показателем 9,5 года. На 3-м месте – Пермский край (9,6 года), далее следуют Москва (9,8 года) и Самарская область (9,9 года).

В остальных субъектах РФ средний возраст легковушек превышает 10 лет. Так, в Санкт-Петербурге он равен 10,5, в Свердловской области – 11, в Краснодарском крае – 12,7 года.

Самый старый легковой автопарк на Камчатке – 20,6 (!) года. Приморский край отстал на самую малость – 19,5 года.

Для сравнения: по состоянию на начало 2015 года средний возраст автопарка в США достиг 11,5 года (это самый высокий показатель за всю историю наблюдений). В Китае же легковушки – самые «юные»: их средний возраст всего 4,3 года.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.09.2015 13:24
Комментарии 0
Наверх