Бразилия переживает один из самых острых кризисов после возвращения демократии в 1980-х годах. На фоне резкого экономического спада растет народное недовольство и набирает обороты коррупционный скандал с участием государственной нефтяной компании Petrobras. Кроме того, основная строительная компания страны мешает администрации президента Дилмы Руссефф наладить эффективное управление.
В свете всего происходящего вероятность того, что Дилма Руссефф будет выбран на второй срок, кажется маловероятной. Затяжной экономический спад и ожидаемый рост безработицы, скорее всего, сохранит градус политической напряженности. Протесты и забастовки будут происходить чаще. Приняв во внимание меры по жесткой экономии, политическую грызню в конгрессе и несколько коррупционных скандалов, несложно догадаться, что Руссефф придется заниматься восстановлением экономики страны в крайне непростое для нее время.
Но не все потеряно. Несмотря на эти проблемы и вероятное ухудшение ситуации в ближайшем будущем, есть положительные моменты. Во-первых, организации Бразилии работают. Нынешний кризис, который обусловлен глубокими политическими и экономическими трудностями, не представляет собой институционального кризиса. Именно из-за независимого характера правовых институтов Бразилии коррупционный скандал с Petrobras (известный как Lava Jato, или "Автомойка") стал реальной угрозой для правительства. Юридически, политики Бразилии имеют возможность вмешиваться в расследования, которые проводятся в любом регионе страны.
Осторожный оптимизм
Несмотря на ряд других громких скандалов, потрясших Бразилию за последние пару десятилетий, ситуация с Lava Jato - не просто еще один коррупционный скандал. Его колоссальный размах, впрочем, не должен перекрывать важные, пусть и медленно происходящие, институциональные изменения. В последние несколько лет в Бразилии были приняты новые законы, такие как закон о борьбе с коррупцией в 2013 году, что позволило привести надзорные структуры страны в соответствие со стандартами ОЭСР. Закон 2013 года предоставляет органам власти больше правовых механизмов для расследования корпоративных нарушений и дает компаниям больше стимулов для улучшения управления. Когда в 2005 году разразился последний крупный скандал о подкупе избирателей во время выборов прошлого президента Луиса Игнасио Лулы да Силвы - такие инструменты, как смягчение наказания или сделка со следствием не существовали или крайне редко использовались.
Еще одна причина для осторожного (поскольку эффект почувствуется в еще более долгосрочной перспективе) оптимизма - изменения в экономической политике, проводимые для удержания страны на плаву. Во время последних экономических кризисов Бразилия была прагматичной в своей экономической политике и не придерживалась идеологических экспериментов. Очевидно, это вскоре изменится, поскольку после своего переизбрания в октябре Дилма Руссефф выбрала нового министра финансов, которому предстоит заняться реализацией многолетнего плана фискальной консолидации и привести финансы страны в порядок. Даже несмотря на то, что острый кризис может заставить "Рабочую партию" Руссефф отказаться от бюджетной корректировки, она, скорее всего, будет стремиться к тому, чтобы спровоцировать экономический подъем. Эта "корректировка курса", в конечном счете, должна привести к позитивным изменениям в различных секторах экономики, в частности, тех, что оказались в центре текущего скандала - энергетики и инфраструктуры.
Зампред турецкой партии Vatan ("Родина") Хакан Топкурулу сообщил, что туристы из России по-прежнему приезжают на курорты Турции, несмотря на введённые санкции.
Будет ли импичмент?
В некотором смысле те же политические и институциональные факторы, которые часто подвергались структурным реформам в Бразилии, подтолкнули страну к умеренной политике. Эта структура помогает объяснить, почему Бразилия отставала от большинства стран Латинской Америки, следовавших неолиберальными принципам Вашингтонского консенсуса.
Умеренное поведение деловых и политических элит в Бразилии усилило эту тенденцию. В то время как кризис в стране углубляется, невероятно медленная реакция правительства на происходящее может существенно осложнить ситуацию. В самом деле, эффект от большинства так называемых фискальных бомб, в настоящее время находящихся в конгрессе, по-настоящему ощутит лишь следующая администрация.
Не следует забывать и о возможном импичменте Дилмы Руссефф. Непопулярность или политические насмешки - недостаточные основания для отставки президента. Без конкретных доказательств причастности Руссефф к коррупционному скандалу, маловероятно, что основные политические силы в конгрессе станут настаивать на импичменте. В настоящее время оппозиция заинтересована в том, чтобы президент оставалась под давлением и относительно слабой.
Что может изменить этот сценарий? Самая большая угроза для правительства Руссефф исходит из коррупционного скандала с Lava Jato. Политическое расследование может найти связь госкорпорации с Дилмой Руссефф или с ядром ее партии, что создаст условия для импичмента.
Как установило следствие, Petrobras завышала стоимость контрактов для сторонних подрядчиков, в их числе оказались крупнейшие бразильские девелоперы. В обмен на подкуп высокопоставленных сотрудников Petrobras девелоперы получали выгодные для себя контракты. Осенью 2014 года следователи отмечали, что считают подозрительными контракты Petrobras на $22 млрд.
Практически сразу дело получило и политическую окраску. В скандале оказались замешаны политические союзники президента Дилмы Руссеф, а ее саму упрекали в халатности, поскольку именно она в 2003–2010-х годах возглавляла совет директоров Petrobras.
Само расследование, получившее кодовое название «операция «Автомойка», началось весной прошлого года. Оно, в свою очередь, проистекало из другого следствия, начавшегося еще в 2008 году.