// // Россиянам грозят новые сборы на дорожное строительство

Россиянам грозят новые сборы на дорожное строительство

434

Предвыбойная кампания

По новому плану борьба с бездорожьем должна обернуться новыми тратами для рядовых автовладельцев
Фото: lori.ru
По новому плану борьба с бездорожьем должна обернуться новыми тратами для рядовых автовладельцев Фото: lori.ru
В разделе

Правительство решило заняться качеством дорог общего пользования. Забота вылилась в возвращение к идее дорожного фонда. Первый раз такой фонд просуществовал 10 лет (с 1991 по 2001 год) и, по мнению экспертов, создал плодородную почву для коррупции, не приведя к сколько-нибудь значительным изменениям. Теперь ситуацию обещают кардинально улучшить. При этом существование фонда сразу станет заметным: после его появления бензин скорее всего заметно подорожает, поскольку в его цену будут заложены потери, вызванные возможной отменой транспортного налога.

Дорожный фонд будет создан по аналогии с Инвестфондом. При этом Инвестфонд находится в непосредственном подчинении у Минрегиона и используется для финансирования крупных инвестиционных проектов в регионах, в том числе и сфере дорожного строительства, с участием частного капитала и региональных бюджетов. Дорожный фонд не будет его дублёром. Скорее, если пользоваться автомобильной терминологией, ему предстоит стать подушкой безопасности. В его задачи не будет входить полное финансирование строительства и поддержания дорог в нормальном состоянии. Он будет лишь давать минимальные гарантии по обеспечению финансирования строительства дорог. Остальное финансирование будет привлекаться из других источников.

«Фонд позволяет деньги накапливать и переносить из года в год. Это позволит ритмично финансировать дорожное строительство и не нарушать естественный цикл, который есть в строительстве дорог», – пояснила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Сейчас же из-за экономического кризиса накапливается необходимость ремонта многих трасс, который нужно было уже давно осуществить. Кроме того, как заметил Владимир Путин, трассы в России ремонтируются несвоевременно, а срок службы их покрытия не выдерживает никакой критики. Ну и, само собой, премьер не забыл указать на то, что сметы дорожного строительства «явно раздуты».

В числе первоочередных проектов финансирования – крупнейшие федеральные трассы, например из Хабаровска в Мурманск. Правда, заплатить за это придётся автомобилистам. Минтранс предлагает повысить ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла и половину от этого повышения изъять из региональных бюджетов в дорожный фонд.

Фонд может пополниться и за счёт акцизов на автомобили и мотоциклы, НДС от продажи транспортных средств и нефтепродуктов. Обсуждается даже вариант направлять в фонд часть доходов от импортных пошлин на автомобили и шины.

Повышение этих статей дохода и направление части средств в фонд позволят аккумулировать в нём, по предварительным оценкам, до 475 млрд рублей. Для сравнения: в 2010 году в федеральном бюджете на дороги заложено 274 млрд рублей.

Компенсировать повышение цен автомобилистам Минтранс предлагает за счёт освобождения от транспортного налога, который сегодня собирают регионы и в идеале направляют на ремонт и строительство дорог.

Чтобы повысить качество дорог, вместе с созданием фондов в ближайшее время могут быть введены договоры «полного цикла» – когда подрядчик не только строит дорогу, но и в течение длительного срока эксплуатирует и ремонтирует её. Договоры будут заключаться с подрядчиками на 10–15 лет, для того чтобы заставить подрядчика строго соблюдать технологии, потому что ему же предстоит в дальнейшем ремонтировать и эксплуатировать дорогу. То есть ему будет выгодно сразу построить дорогу качественно, чтобы потом не нести дополнительные расходы при её эксплуатации.

Схема с договорами «полного цикла» в ближайшее время начнёт действовать в отношении платных дорог, но её могут распространить и на трассы общего пользования.

По теме

Напомним, в в конце 2009 года правительство утвердило своим распоряжением Программу деятельности государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») на 2010–2015 годы. Цель программы – создание сети автомобильных дорог общей протяжённостью 20 тыс. километров к 2030 году. По задумке оператор платного участка дороги (то есть «Автодор», или концессионер) будет самостоятельно формировать цены по определяемой правительством методике. На эти средства он будет содержать и ремонтировать отданный ему в управление участок дороги.

Как такой же механизм будет использоваться при эксплуатации бесплатных дорог, даже с использованием средств дорожного фонда, – непонятно. Ведь и в случае с «Автодором» помимо платы за проезд компании будут выделяться немалые средства из бюджета. Причём объём средств, который планируется потратить на госкомпанию из бюджета до 2015 года, поражает воображение: 972,3 млрд рублей. Ещё 42,5 млрд будут направлены компании из Инвестфонда, 515,1 млрд рублей планируется привлечь от частных инвесторов. Только в 2010 году «Автодор» потратит 77,095 млрд рублей (59,1 млрд – из бюджета).

Но и это ещё не всё. Затраты на содержание дорог, которые переданы «Автодору» в доверительное управление, до 2015 года составят 76 млрд рублей.

Хорошо будет и сотрудникам госкомпании. В 2010 году на оплату труда, финансирование научно-исследовательских работ, аренду помещений и автотранспорта, оплату услуг сторонних организаций и уплату налогов будет выделено 496,7 млн рублей.

Эксперты скептически относятся к созданию дорожного фонда. Согласно подсчётам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, на дороги нужно выделять гораздо больше средств – 1,7−1,9 трлн рублей ежегодно. Для того чтобы найти такие средства на бесплатные дороги, необходимо поднять цену на бензин до 40 рублей за литр, а на это власти не пойдут, чтобы не вызвать массовое народное недовольство.

Также непонятно, какие механизмы будут использоваться, чтобы фонд не был очередным «рассадником» коррупции. Да, дорожные сметы сегодня явно раздуты, однако никаких конкретных решений для того, чтобы их «сдуть», пока не принято.

«Какие доходы будут идти в бюджетный фонд, ещё дополнительно будет обсуждаться, мы обсуждаем вопрос акцизов на бензин, но этот вопрос ещё требует окончательного решения. Возможно повышение, перераспределение и за счёт снижения других налогов. Но этот вопрос обсуждается для того, чтобы доходы в этот дорожный фонд были связаны с количеством автомобилей, с транспортом, и для того, чтобы нашим налогоплательщикам, гражданам было понятно: деньги, которые они платят, покупая автомобиль, покупая бензин, идут именно на строительство и на улучшение дорог, – заявила Эльвира Набиуллина. Будет ли это понятно гражданам – тоже большой вопрос.

Ещё одна проблема подстерегает регионы. Неясно, в каких долях доходы будут идти в региональные и федеральный бюджеты. Стоит отметить, что сейчас все доходы от транспортного налога идут в бюджет региона, точно так же, как и от акциза на бензин. В случае создания дорожного фонда явно произойдёт перераспределение доходов в его пользу. Сейчас доходы региональных бюджетов и так упали на 10%, а межбюджетные трансферты сократились на 20%.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.06.2010 12:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх