Версия // Власть // Отмена выборов градоначальников в России началась тихо и «снизу»

Отмена выборов градоначальников в России началась тихо и «снизу»

2799

Мэрзацы!

При новом порядке кандидат от КПРФ Кондрашов не стал бы мэром Иркутска
В разделе

В России началась повальная отмена прямых выборов мэров. Решать, кто займёт пост главы города, теперь будут не его жители, а местные депутаты. За короткое время новая норма спешно узаконена более чем в трети всех муниципальных образований России, например в Ульяновске, Пензе, Саратове, Великом Новгороде, Челябинске, Дербенте, Благовещенске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Курске, Казани… В ближайшее время к этому перечню присоединятся Волгоград, Пермь, Мурманск, Архангельск, Екатеринбург, все города Ханты-Мансийского автономного округа. По мнению многих экспертов, повсеместная отмена выборов мэров связана с тем, что на них всё чаще побеждают представители оппозиции. О том, как вертикаль власти опустилась на местный уровень, рассуждает корреспондент «Нашей Версии».

О том, чтобы поменять запятую в выражении «назначать нельзя выбирать мэров», федеральная власть впервые ещё задумалась в 2006 году. Комитет Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления тогда рекомендовал к принятию поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», внесённые «единороссами» Владимиром Мокрым, Владимиром Жидких и Алексеем Огоньковым. Согласно этим поправкам главы субъектов РФ получали право сами определять порядок избрания глав городов и районов, то есть заменять прямые выборы фактическим назначением сверху. Однако вскоре кнут, занесённый над головами мэров, сменился пряником. Поправки Мокрого были «засушены» в Госдуме, а спикер Борис Грызлов заявил о необходимости сохранения избираемости глав региональных центров. Впрочем, верность Кремля идеалам гражданского общества, вероятно, базировалась на прагматическом расчёте. Как выразился депутат Госдумы от КПРФ Виктор Кузнецов, «на поправки в закон о местном самоуправлении – политическое вето, потому что в результате их принятия муниципалы могут не поддержать Кремль на выборах».

С тех пор прошло несколько лет. Федеральные выборы – и думские, и президентские – закончились благополучно для «Единой России» («ЕР»), и казалось, что вертикаль власти так и не обрушится на местный уровень. Однако череда местных выборов заставила федеральную власть вновь вернуться к этому вопросу. И не просто вернуться, а ускоренными темпами разрушить всю отечественную систему местного самоуправления.

Причина вполне очевидна. Экономический ли кризис тому виной, либо просто замучившие горожан коррупция и бездействие местной власти, но всё чаще на выборах мэров верх стали одерживать представители оппозиции, и в первую очередь КПРФ. Более того, некоторые оппозиционеры побеждали с сокрушительным перевесом. Например, в Иркутске кандидат от КПРФ Виктор Кондрашов набрал 63% против 27% у кандидата от «ЕР», и.о. главы города Сергея Серебренникова. На выборах в Усть-Илимске – городе энергетиков (ГЭС и ТЭЦ) – кандидат от «Справедливой России» Владимир Ташкинов получил 72% голосов, в то время как «единоросс» Ирина Бондаренко – лишь 20%.

23 мая к списку поражений «ЕР» добавились Пущино (Московская область) и Братск (Иркутская область). Во втором по величине городе Прибайкалья победил очередной предприниматель-коммунист Александр Серов, а в подмосковном Пущине – ещё один кандидат от КПРФ, 33-летний зампред Научного центра РАН Иван Савинцев, ставший самым молодым мэром в России. Как говорится, тенденция, однако…

Конечно, можно было бы смириться с утратой монополии на власть и вести острую, напряжённую политическую конкуренцию с оппозицией, добиваясь побед в одних городах и проигрывая в других.

В конце концов так де-факто уже и происходит сейчас. Но отечественная бюрократия не привыкла к нормальной межпартийной борьбе.

Теперь предлагается ввести сразу две новые должности – главы города, которым автоматически становится председатель горсовета, и сити-менеджера, нанимаемого местными депутатами по контракту. Глава города будет заниматься лишь «разработкой стратегии его развития», что в переводе с бюрократического означает выполнение политических и представительских функций. Оперативным же управлением всего городского хозяйства станет заниматься сити-менеджер, то есть глава городской администрации.

По теме

Зачем такой сложный огород городить? Дело в том, что просто перейти к назначаемости мэров сверху, как было сделано несколькими годами раньше в отношении глав субъектов РФ, не позволяет сделать Конституция РФ, согласно которой главы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, федеральная власть, обладая конституционным большинством в Госдуме, могла бы легко исправить этот демократический анахронизм, поправив Основной закон РФ. Но есть и ещё одно, более весомое препятствие.

Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления, которая считает эту норму обязательным элементом развития гражданского общества. Федеральная власть хочет, чтобы её признавала западная элита, а посему вынуждена считаться с требованиями Евросоюза по ограничению вертикали власти. Зато двуглавая система позволяет соблюсти все нормы дипломатического приличия. Ведь формальным главой города будет являться председатель горсовета – один из депутатов, которые избираются непосредственно народом. Получается, что и принцип демократии соблюдён, и областная власть застрахована от непредсказуемости народного выбора. Ведь волеизъявление депутатского корпуса направить в нужную сторону гораздо легче.

Собственно говоря, «единороссы» особенно и не скрывают своих мотивов. Например, глава Архангельского отделения «ЕР» Виталий Фортыгин обосновал партийную инициативу об отмене прямых выборов мэра «плохим состоянием инфраструктуры». Дескать, город находится в таком состоянии, что рассчитывать на симпатию к нынешней местной власти или её ставленнику никак не приходится.

Всё прекрасно понимает и оппозиция. По словам второго секретаря обкома КПРФ Владимира Федоренко, нововведение лишь один из способов «единороссов» удержаться у власти. Об этом же говорит и архангельский политолог Андрей Чураков: «Доверие к партии падает, но, вместо того чтобы включить мозги и начать играть честно, «единороссы» берут в руки дубину и ограждают людей от выборов». Как откровенно выразился однажды нижегородский губернатор Валерий Шанцев, «обидно, что народ очень часто выбирает не тех, кого надо».

Введение «двуглавой» власти в городах стало общефедеральной тенденцией. По инициативе свердловского губернатора Александра Мишарина сити-менеджер появился в Артёмовском, на очереди Екатеринбург. Недавно принято такое решение в Челябинске, Нижнем Новгороде, Дербенте, Благовещенске. Разрабатываются аналогичные поправки в Волгограде и Мурманске.

Недавно назначенный губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Наталья Комарова вообще решила не мелочиться и срочно ввести институт сити-менеджеров сразу во всех городах округа. Спешка вполне понятна, ведь уже в октябре в Сургуте – одном из крупнейших городов ХМАО – пройдут выборы мэра. Как отметил директор Института региональной стратегии Александр Безделов, «губернатору проще и удобнее поставить на это место своего человека, чем тратить деньги на предвыборную кампанию». Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов уверен, что скоро «институт сити-менеджеров будет внедряться повсеместно, хотя положительной практики их работы в России пока нет». Сторонником отмены прямых выборов зачастую оказывается и действующий мэр, которому за это предлагается сохранение поста.

В некоторых городах избиратели пытаются протестовать против реформы системы власти. Не удалось продавить отмену прямых выборов мэра и в одном из крупнейших городов Нижегородской области – Дзержинске. Голосование в последних числах мая по изменению устава Дзержинска сорвалось ввиду отсутствия кворума в городской думе. А в Перми создана коалиция «За прямые пермские выборы!», куда вошли и общественные деятели, и депутаты краевого законодательного собрания. Как говорит её член, доктор политических наук Олег Подвинцев, «устав города подгоняют под главу Перми, который не сможет переизбраться на прямых выборах». По данным «Левада-центра»*, 70–80% пермяков не желают отдавать своё право голоса городской думе.

*
Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр Юрия Левады» внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.06.2010 17:42
Комментарии 0
Наверх