// // Ежегодные потери музеев и частных коллекционеров от воров оцениваются в 7 млрд. долларов

Ежегодные потери музеев и частных коллекционеров от воров оцениваются в 7 млрд. долларов

430

Перемещение ценностей

Украденный из Эрмитажа «Гарем» подкинули в приёмную
Геннадия Зюганова
Фото: ИТАР-ТАСС
Украденный из Эрмитажа «Гарем» подкинули в приёмную Геннадия Зюганова Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Недавно из частной галереи в Осло украли литографию Эдварда Мунка «История», которая оценивается приблизительно в 355 тыс. долларов. За последние несколько лет это уже четвёртая кража работ знаменитого норвежского художника. Впрочем, по популярности у грабителей Мунк пока уступает Пикассо и Дали. Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, работы каких авторов воруют чаще всего.

Международная организация Art Loss Register (ALR) располагает самой полной в мире базой данных украденных произведений искусства. В лондонском отделении ALR в прошлом году был составлен топ-10 художников, пользующихся наибольшей популярностью у воров. В рейтинг вошли лучшие мастера – от Пикассо, занявшего 1-е место, до Матисса, которому досталось 10-е.

Мунк в этом списке пока не значится, однако цены на его произведения сильно выросли за последние несколько лет. Так, литография «История» в 2001 году стоила всего 20 тыс. долларов. Теперь, напомним, она оценивается в 355 тысяч. Так что интерес к художнику со стороны грабителей понятен.

Произведения искусства – надёжная валюта. Рост цен на них (и к этому мнению приходят все эксперты) перекрывает инфляцию, порой многократно. Да и при всякого рода катаклизмах – войнах, революциях, экономических кризисах – превращать ненадёжные ассигнации в культурные ценности не самый худший способ вложения капитала. Например, в России за последние годы цены на произведения искусства выросли в 30–40 раз.

Устойчивый, хотя и не столь значительный рост стоимости раритетов наблюдается и во всём мире. Так что неудивительно, что ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в 7 млрд. долларов. В теневой арт-бизнес вовлечена многотысячная армия: от воров до известных во всём мире коллекционеров произведений искусства. Причём этот вид бизнеса давно приобрёл интернациональный характер.

Как правило, воры предпочитают красть не самые дорогие и известные произведения искусства. При этом, однако, они компенсируют качество количеством: берут не одну вещь, а сразу несколько. Поэтому нередко их взоры обращаются к церквям и небольшим провинциальным музеям, где нет серьёзных охранных систем, а описи предметов либо отсутствуют, либо составлены так, что с их помощью просто невозможно опознать украденное. Ворованные вещи оседают в руках тех торговцев антиквариатом, которые не брезгуют иметь дело с «жареным». Лондон и Женева – самые привлекательные города для них.

Крадут, впрочем, и из частных коллекций, а также из крупных, хорошо охраняемых музеев. Но , не разменяешь на рынке, как краденую банкноту.

«Как только раритет попадает в музей, он «выбывает из игры», – говорит искусствовед Григорий Козлов, – так как в большинстве стран мира действует запрет на продажу или обмен музейных фондов. Но при этом музеи охраняются хуже банков. Лувр всегда будет защищён хуже, чем Форт-Нокс».

Кражи всемирно известных шедевров происходят нечасто, но и резонанс они получают огромный. В рейтинге Art Loss Register лидируют работы Пикассо. В том числе это связано с тем, что за свою долгую жизнь художник работал в разных техниках, в том числе с гравюрами. Отсюда и огромное число его работ, числящихся в списке украденных, – 572. Среди последних – похищенные полотна «Голова лошади» и «Стакан и кувшин» из музея «Зеедам-Культурцентрум» в швейцарском городке Пфеффикон близ Цюриха. Их стоимость – порядка 4,5 млн. долларов.

По теме

«Почему-то принято считать, что полотна известных художников похищают исключительно под заказ богатых коллекционеров, – рассказывает искусствовед Григорий Козлов. – На самом деле это не совсем так: 80% похищенных вещей, по статистике, находят в каком-нибудь вполне прозаическом месте, вроде антикварных магазинов.

Вообще, у воров есть несколько способов сбыть краденые произведения искусства. Один из самых любопытных способов получить деньги за «товар» – продать его законному владельцу, который пойдёт на многое, чтобы вернуть свою собственность. Сговорчивыми бывают и страховые компании, которые несут огромные убытки при выплате многомиллионных страховок. И хотя в большинстве стран переговоры с ворами и выплата выкупа запрещены, многие делают это тайком.

При этой схеме очень важна роль посредника. Как правило, это адвокат, которому доверяют и преступники, и владельцы краденого. Иногда в такой роли выступает известный частный арт-детектив с большими связями и в музейной, и в преступной среде. Но, как правило, случаи успешного артнеппинга не становятся достоянием гласности. К примеру, страховая компания просто заявляет, что её детективам удалось найти краденое, а вот преступников, к сожалению, поймать не удалось.

Наконец, сбыть краденое можно в частные коллекции или даже в музеи. Причём делается это легально. Избежать проблем с законом любителям искусства помогает чрезвычайно запутанная ситуация с законодательством».

Дело в том, что в разных странах закон по-разному трактует, кому принадлежит похищенное произведение искусства. В Великобритании и США собственником всегда остаётся тот, у кого его «умыкнули». По-иному обстоят дела в континентальной Европе или в Японии. Здесь действует правило так называемого добросовестного приобретателя. Человек, который легально, с соблюдением всех формальностей, покупает ранее украденное произведение искусства, в случае выдвижения претензий со стороны его прежнего владельца имеет право на возврат денег. Причём компенсацию платит ограбленный хозяин, ведь вора давно и след простыл. Если же хозяин так и не объявился или не смог заплатить, то после истечения определённого срока добросовестный приобретатель становится полноценным собственником краденого шедевра.

В Италии, например, или в Японии этот срок составляет два года, во Франции – три. Россия также защищает интересы добросовестных приобретателей. Правда, они должны открыто владеть купленной вещью, отправляя её на выставки и т.п. Да и срок для введения их в права собственности внушительный — 20 лет.

В России неофициальным лидером воровского топ-листа является Иван Айвазовский, который в последние годы резко вырос в цене. Пользуются популярностью у грабителей также Шишкин и Репин. Есть у нас в стране и своя специфика. «Немалую долю краж в России совершают сами работники музеев или охранники, – говорит представитель МВД России полковник Илья Рясной. – Причём из залов только в фильмах воруют. В реальной жизни тащат из запасников. И никто никогда украденного не хватится, особенно если вместо настоящего полотна, ордена или медали будет лежать их копия. Да и описи больше половины музейных экспонатов у нас нет».

Так, после реставрации в запасники Астраханской государственной картинной галереи вместо полотна Ивана Айвазовского «Восход» вернули копию. Выяснилось это случайно. Сколько ещё таких «оригиналов» хранится в запасниках и залах отечественных музеев, остаётся только догадываться.

Крайне редко происходит и возврат похищенного. Правда, несколько лет назад произошёл удивительный случай. В приёмную лидера КПРФ Геннадия Зюганова подкинули украденную из Эрмитажа картину Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме». Кража произошла в 2001 году среди бела дня.

Зал, где висело полотно, практически не охранялся. Там сидела бабушка-смотритель. Но в тот день как раз выдавали аванс, и женщина ушла его получать, перегородив вход в зал малиновым шнурком. Так что совершить кражу не составило труда: грабитель вырезал полотно прямо из рамы и спокойно вынес.

Вскоре было объявлено, что страховая стоимость украденной картины – миллион долларов. Но специалисты выразили сомнения: Жером не настолько ценится. Максимум, что можно было выручить за «Бассейн» на хорошем аукционе, – 300 тыс. долларов.

Самая же громкая история, связанная с Эрмитажем, – кража из русского отдела музея 221 произведения русского ювелирного искусства (в основном эмалей). Выяснилось это лишь в ходе очередной проверки.

Среди других громких дел – похищение в 2002 году из художественно-исторического музея Козьмодемьянска (Республика Марий Эл) «Пейзажа» Василия Поленова, «Набережной Сены» Исаака Бродского и «Сентября» Игоря Грабаря. Спустя год грабителей задержали на московском Арбате. Именно там они пытались сбыть краденое.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.12.2009 12:29
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх