Военный космос развивался параллельно гражданскому. Кроме задач с боевыми космическими аппаратами, необходимо было обеспечивать испытания баллистических ракет, которые во время полета выходили в ближний космос. Гражданские суда не могли проводить такую работу. Поэтому в составе военно-морского флота появился новый класс кораблей – корабли измерительного комплекса. В этой статье мы расскажем о КИК советского ВМФ.
Начало
Наряду с гражданским космосом существовал и военный. Спутники оптической и радиолокационной разведки, истребители спутников, спутники глобальной морской космической разведки и целеуказания силам ВМФ «Лиана» и многое другое, включая боевые орбитальные станции «Алмаз». Не все знают, что орбитальные пилотируемые космические станции «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5» на самом деле были боевыми космическими станциями серии «Алмаз». Эти три обитаемые станции дополнялись двумя автоматическими – «Космос-1870» и «Алмаз-1». Принимать на сопровождение и работать с такими военными космическими объектами, гражданским специалистом доверить было нельзя, поэтому военно-морской флот принял решение о создании собственных кораблей «космического» флота – кораблей измерительного комплекса – КИК. В НАТО эти корабли классифицировались как Missile Range Instrumentation Ship.
Первоначально, задача, которую должны были решать такие корабли под военно-морским флагом, состояла в сопровождении испытаний баллистических ракет на конечном участке траектории. Как и в случае с гражданским «космическим» флотом, у его истоков был Сергей Павлович Королев. 4-ый НИИ Министерства обороны провёл НИР «Акватория», после чего было принято решение о создании «космического» флота и под эгидой Министерства обороны. Так как одним из ключевых полигонов при испытании баллистических ракет был полигон «Кура» на Камчатке, военные «космические» суда входили в состав Тихоокеанского флота.
КИК первого поколения
ВМФ предложил использовать под корабли КИК недостроенные крейсера проекта 68-бис, строительство которых было остановлено решением Хрущёва. Флот предложил переоборудовать их за четыре года. Но Политбюро эти сроки категорически не устраивали, считалось, что ввести в строй корабли нужно за два года, поэтому начать решили так же, как и с гражданскими «космическими» судами – переоборудовать сухогрузы под корабли КИК. За основу были взяты рудовозы польской постройки типа «Углегорск» проекта В-31. В Ленинграде на Балтийском заводе и в Кронштадте на Кронштадском заводе на переоборудование встали рудовозы «Павлоград», «Пермь», «Первоуральск». После переоборудования они стали экспедиционными океанографическими судами ЭОС проекта 1128 «Сибирь», «Сахалин» и «Сучан» соответственно. «Сучан» в 1972 году переименовали в «Спасск» На них установили аппаратуру телеметрии, контроля орбиты (РЛС траекторных измерений «Кама-А»), систему единого времени «Бамбук» и гидроакустическую станцию ГИУ-3Д. Последняя станция, вероятно, предназначалась для контроля подводной обстановки в районе работы. Четвёртый корабль имел более сложную судьбу. Рудовоз «Прокопьевс» был переоборудован по проекту 1129 в корабль-ретранслятор «Чукотка». В 1962 году корабль подвергся еще одной модернизации по проекту 1129Б как корабль КИК.
Европейский союз (ЕС) не располагает свидетельствами передачи иранских баллистических ракет России, заявил высокопоставленный представитель сообщества.
29 июля 1959 года над всеми четырьмя кораблями был поднят флаг гидрографической службы ВМФ и они по Северному морскому пути перешли на Тихий океан. Соединение получило название «4-я тихоокеанская Океанографическая экспедиция»» – ТОГЭ-4. Неофициально, моряки называли её «Бригада С» – название трех из четырех кораблей начиналась с буквы С. ТОГЭ-4 базировалось на Камчатке, в городе Вилючинск. Уровень секретности был максимальный, легендой прикрытия стали океанографические работы в акватории Тихого океана. Поэтому официальное название было ТОГЭ-4.
Первая боевая работа произошла 21-22 октября 1959 года, а первое обеспечение пуска межконтинентальной баллистической ракеты МБР на максимальную дальность – 20 января 1960 года. Значение соединения было настолько велико, что в 1961 году на XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев часть своего доклада посвятил кораблям «Бригады С». 12 апреля 1961 года корабли ТОГЭ-4 обеспечивали полет Гагарина над акваторией Тихого океана.
Со временем количество задач выросло настолько, что для их решения потребовались новые корабли. В 1963 году рудовозы «Дудинка» и «Дангара» были переоборудованы в корабли КИК проекта 1130 и названы «Чумикан» и «Чажма» соответственно. Из них был сформирован 2-й Плавучий измерительный комплекс, официально названный ТОГЭ-5. Неофициальное название соединения, по аналогии, стало «Бригада Ч».
В 1974 году ТОГЭ-4 и ТОГЭ-5 объединили в единую «Объединенную океанографическую экспедицию – 5» - ОГЭ-5, а в 1982 году её преобразовали в 35 бригаду кораблей измерительного комплекса. Игра в секретность закончилась.
Новые корабли
Под корабли КИК переоборудовали серийные рудовозы, срок службы которых подходил к концу. Поэтому, в первой половине 80-х годов было принято решение о строительстве специально спроектированных кораблей КИК. В 1984 году флаг поднял корабль КИК «Маршал Неделин» проекта 1914, а в 1989 году – «Маршал Крылов» проекта 1914.1 Поскольку старые корабли еще не были списаны, общее количество кораблей КИК в 35 бригаде стало восемь. Кроме них в состав бригады входил рейдовый буксир РБ-260 и два рейдовых катера. Новые корабли, кроме испытаний МБР участвовали
в обеспечении советской лунной программы и наблюдали за испытаниями американского ядерного оружия в космосе до запрещения подобных испытаний.
В 1970 году КИК «Чумикан» был задействован в спасении экипажа американского «Аполлона-13», а в 1982-1984 годах принимал участие в испытаниях прототипа советского космоплана БОР-2. В 1988 году КИК «Маршал Неделин» обеспечивал полет «Бурана», а в 1993 году КИК «Маршал Крылов» работал в программе «Европа – Америка – 500».
В начале 90-х начался период конца истории кораблей КИК. Третий корабль проекта 1914 «Маршал Бирюзов» был разобран на стапеле. «Маршал Неделин» встал в ремонт на Дальзаводе во Владивостоке, из которого он не вышел. «Бригада С» и «Бригада Ч» были списаны в полном составе, причем «Сахалин» был куплен Китаем, основательно изучен, и, вероятно, стал основой аналогичных кораблей в составе флота НОАК, а «Спасск» был продан в США.
Из всех кораблей КИК в строю остался только «Маршал Крылов». В 2004 и 2011 годах корабль участвовал в испытаниях МБР «Тополь» и «Булава». Изменилось и его место базирования. Теперь «Маршал Крылов» базируется во Владивостоке. По некоторым данным, командование ТОФ планирует переквалифицировать его в корабельный пункт управления, то есть кроме основных задач, «Маршал Крылов» должен будет выполнять функции корабля управления ТОФ.
Заключение
Из 9 судов «космического» флота Академии Наук первого поколения, часть была списана, часть вернули Министерству Морского флота СССР. Из 7 судов специальной постройки, после развала СССР уцелел лишь «Космонавт Виктор Пацаев», который как плавучий экспонат находится в Калининграде в музее Мирового океана. Время таких судов неизбежно подошла к концу, так как они создавались в эпоху аналоговой техники с элементной базой на лампах. «Космонавт Виктор Пацаев» находится полностью в исправном состоянии и готов к немедленному включению. Но «Роскосмосу» такие корабли больше не нужны. Из 8 действующих кораблей КИК и одного строящегося в строю остался только один – «Маршал Крылов». Министерство Обороны планирует постройку еще одного по проекту 18290 шифр «Буер». Новый корабль должен обеспечивать проведения испытаний всех новых видов оружия, включая гиперзвуковые летательные аппараты и планирующие боеголовки. Корабль будет иметь ледовый класс, позволяющий ему работать в Арктике.
Спасибо за статью!
Но нужно обратить внимание на неточности. Плавучий измерительный комплекс создавался на основании Постановления Совета Министров и ЦК КПСС 18/6-сс от 5.01.1959 года. 31 августа того же года корабли встали на якорь в бухте Крашенинникова на Камчатке. Основное средство измерений, автор верно пишет, для траектории - Кама, для телеметрии Трал и другое оборудование. ГИУ-ЗД использовалась для фиксации подрыва головной части в полигоне "Акватория" (район Тихого океана). Только после успешного применения этих кораблей в январе 1960 года было принято решение о создании 9-го отдельного морского измерительного комплекса 9-ОМИК), то есть тех гражданских кораблей, который автор называет "морским космическим флотом". Из статьи сложилось впечатление, что сначала появились гражданские суда. Это не так.
ТОГЭ-4, ТОГЭ-5 35 брКИК работали не по "военному космосу". Они обеспечивали все без исключения пуски ракет-носителей для пилотируемых и непилотируемых полётов. Для них не было разделения кто запускает, какие спутники - военные или невоенные. Ну и основная задача - испытание МБР на предельную дальность, контроль сохранности головной части. Космос в принципе был военным. Подчинялся военным, планировался военными. Да и в целом такого деления не было. Были военные задачи и невоенные. Всю баллистику делали военные. Да и ГУКОС был военной организацией. Я уж не говорю про Отряд космонавтов, Байконур и прочая наземная структура.
Официально название, секретное в то время, было Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны СССР, а "Бригада С" и "Бригад Ч" - это так, бытовое название.
- Политбюро не занималось такими вопросами.
- "поэ