Недавно СМИ сообщили об очередном скандале вокруг экспорта российских военных самолётов. Вернее, вокруг поставки комплектующих для самолётов российского производства. В частности, российское сервисное предприятие ОАО «ЛазерСервис» обвинили в поставках некачественных комплектующих для самолётов ВВС Индии. Напомню суть публикаций: ряд изданий приводит некий список рекламаций на поставку российских комплектующих для самолётов Су и Миг. Говорится о 86 претензиях за 2012 год. Кроме того, можно понять, что по данным фактам проводилась доследственная проверка МВД РФ – в возбуждении уголовного дела отказано. Проведённые проверки никаких нарушений и браков не показали.
C моей точки зрения, даже несмотря на это, тема контрафакта, пожалуй, одна из самых болезненных проблем современной военной авиации. Более того, я считаю, что сегодня дельцы от оборонки развязали настоящую необъявленную войну против отечественных ВВС, счёт в которой уже идёт на сотни человеческих жизней. Я не преувеличиваю, сотни! И это прежде всего жизни высококлассных пилотов-профессионалов – элиты Российских вооружённых сил. Именно об этом мои записки. Но начать нужно с небольшой предыстории.
Засекреченный частник
Надо сказать, что само существование ОАО «Лазерсервис» в том виде, в каком оно сегодня есть, вызывает массу вопросов. Несмотря на то что это – открытое акционерное общество, в открытом доступе трудно найти нужную информацию о нём. Но дело даже не в этом, а в том, что, судя по указанным в данных публикациях фактам, это якобы частное предприятие. И вот здесь вопрос: кто и когда умудрился приватизировать эту не слишком заметную, но чрезвычайно важную структуру в системе обеспечения обороны страны? Я не знаю обстоятельств этой приватизации, но, с моей точки зрения, здесь есть повод поговорить даже о государственной измене. Да, ни много ни мало, но об этом чуть ниже. А пока попытаюсь объяснить, почему вообще передача в частные руки такого предприятия вызывает массу вопросов.
Дело в том, что основная специализация «Лазерсервиса» – обслуживание и ремонт электронных бортовых систем всех типов летательных аппаратов – от самолётов до ракет. Причём предприятие обслуживает практически весь спектр самого секретного оборудования нашего главного ударного вооружения – системы навигации и пилотирования (включая бортовые компьютеры), автоматического управления полётом, системы наведения на цель и т.д. Причём два наиболее известных партнёра и заказчика «Лазерсервиса» – это фирмы «Сухой» и «Миг», то есть основа нашей боевой авиации.
Брак приводил к катастрофам?
Я подчеркну, что «Лазерсервис» обслуживает все самые секретные части большинства наших боевых самолётов, – это очень важно для понимания всего происходящего. И вот здесь-то и начинается самое интересное. Все, у кого есть свой автомобиль, могут примерно представить, как происходит техническое обслуживание боевого самолёта. Приходит время регламентных работ (по автомобильному ТО), и самолёт отгоняют на специальный завод (сервисный центр), где он проходит комплексное обслуживание. А теперь представьте: вы загоняете авто в сервисный центр, а вам там говорят, что вот всю механику и двигатель обслужат, а по поводу электроники надо договариваться отдельно вон с той фирмой. И, более того, пока вы не договоритесь с ними, по их ценам, вам не будут ремонтировать всё остальное.
Причём в реальности всё, что происходит с нашими боевыми «сушками» и Мигами в сервисных центрах, в разы интереснее. Наши ВВС обслуживает принадлежащее Минобороны предприятие «Авиаремонт» – включает в себя порядка 20 авиационных заводов. Кстати говоря, оно входит в систему «Оборонсервиса», и руководит им до сих пор одна из «женщин Сердюкова» – Ирина Кривич. В реальности «Лазерсервис» на большинстве этих предприятий даже не присутствует – внимание, самую важную, самую секретную часть наших ударных боевых самолётов ремонтируют частные фирмы, привлечённые по аутсорсингу (отсюда и отсутствие формальных претензий по качеству ремонта – мол, это не мы делали ремонт, а вон та фирма, которая к нам никакого отношения не имеет). Отсюда и качество ремонта.
Глава итальянского регулятора уверен, что ничего хорошего для Евросоюза конфискация замороженных российских активов не принесет, более того неминуемо обернется негативными последствиями.
Сразу после крушения индийской «сушки» ряд специализированных западных источников отметил, что это как минимум третий случай, когда самолёт перед крушением очень сильно болтало в воздухе. Специалисты скажут, что самая вероятная причина в случае с «сушкой» (у которой отличный планер) – отказ бортовой электродистанционной системы управления полётом. А конкретно той части бортового компьютера, которая управляла ею (впоследствии это официально было подтверждено индийскими властями в одном из двух случаев, по третьему, нынешнему, пока ещё нет результатов). А теперь внимание: в тех статьях, на которые я ссылаюсь, есть упоминание о том, что обслуживание этих самолётов осуществляется специальным подразделением Рособоронэкспорта, в которое входит «Лазерсервис». И система ЭДСУ – это прямая ответственность этой организации, более того, в списке рекламаций упоминаются некие компьютерные платы. Одним словом, даже несмотря на завесу секретности, всё как-то очень совпадает. Более того, я хочу сказать, что скорее всего отказ ЭДСУ не стал основной причиной крушения – у индийских лётчиков очень мало часов налёта, более опытный пилот вполне мог спасти машину.
Собственно, продолжать перечисление можно очень долго – нам об этом мало говорят, но авиационные происшествия с военными самолётами происходят практически каждую неделю. Чтобы был понятен масштаб проблемы – например, мало кто знает, что у наших знаменитых «Стрижей» какие-то поломки бортовых систем случаются практически каждый вылет. В основном это электроника, и главная причина – дефицит и качество запчастей. Но вместе с тем Министерство обороны общую статистику авиационных происшествий скрывает от нас. А она, судя по всему, просто ужасающа! В 2003 году совершенно случайно такие данные за подписью генерала Генштаба ВВС Солнцева попали в СМИ – оказывается, за неполные три года в России произошло более 50 катастроф с военными аппаратами. Погибли 178 (!) человек – и это без войны в Чечне. Основные причины – слабая подготовка пилотов и отказы техники. А главная причина отказа – контрафактные запчасти и износ техники (читай отсутствие обслуживания).
Кто ответит?
И здесь мы подходим к личности тех, кто, собственно, развязал эту войну против собственного народа (упрекайте меня за высокий стиль, но это именно так). В начале статьи я ссылался на публикации в отношении «Лазерсервиса». Дело в том, что к этой фирме уже однажды были вопросы по поводу контрафактных запчастей. Причём на самом высоком уровне. В начале 2006 года сотрудники ФСБ и спецпрокуратуры Москвы выявили на складе РСК «МиГ» устаревшие запчасти для истребителей, которые по подложным техническим паспортам проходили как новые, и сорвали сделку на несколько миллионов рублей. Вместе с этим выяснилось, что один из поставщиков РСК «МиГ» — ОАО «АТК «Авиаремснаб», приобретя необходимые польской стороне запчасти на разных предприятиях, заплатил за них 3,5 млн рублей. Все просроченные запчасти к Мигам якобы были перед этим отправлены в ОАО «Лазерсервис», где им и придавали соответствующий вид новых блоков.
Затем ОАО «АТК «Авиаремснаб» буквально через несколько месяцев засветилось в другом грандиозном скандале – с поставками истребителей Алжиру, о которых договаривался лично президент Путин. Контракт с Алжиром на общую сумму 1,3 млрд долларов был заключён в марте 2006 года во время визита в эту страну президента РФ Владимира Путина и предусматривал поставку 28 боевых Миг-29 СМТ и 6 учебно-боевых Миг-29 УБ, а также комплектующих к ним. Однако в мае 2007 года, получив первые 15 Мигов, алжирская сторона заявила о том, что выявила на них некондиционные комплектующие. В октябре того же года Алжир жёстко поставил перед Москвой вопрос о возврате самолётов и уплаченных за них денег, заявив, что в противном случае он откажется от своих обязательств по другим сделкам. И вновь Дело в том, что посредников в этой сфере довольно много (поставка комплектующих для электронных систем боевых самолётов), а вот реальные производственные мощности есть лишь в «Лазерсервисе». И что, эти люди не знали, что делают, когда оформляли заведомо поддельные документы на очень сложные детали в боевые машины? То есть в любом случае поставщики контрафакта не смогут пройти мимо них. И вот теперь очередной скандал с этой фирмой по поводу поставок в Индию – и здесь можно только задаться вопросом: если люди не стесняются такое проделывать на самом высоком уровне с экспортными поставками, то что они творят в собственной стране?
И здесь я хочу вновь вернуться к теме государственной тайны, которую затронул вначале. Я не могу в соответствии с законом о гостайне говорить о том, какие системы ещё обслуживает частное предприятие «Лазерсервис». Но, например, совершенно без отношения к этому предприятию системы наведения и автоматического управления полётом есть в нашем главном оружии – ракетах «Тополь». И их главный конструктор академик Соломонов несколько лет назад прямо заявил, что к их обслуживанию очень много вопросов. Действительно, зачем нужна суперсовременная ракета, если из-за бракованной детали она не попадёт в цель?
Знаете, я уже много лет пишу на эти темы – про авиакатастрофы, коррупцию и воровство. И у меня сложилось твёрдое убеждение, что единственный способ остановить всё это – максимально жёсткие меры. Сегодня цена контрафакта в оборонке – это сотни человеческих жизней, прежде всего элиты наших вооружённых сил, и прямая безопасность страны.
Источник информации: