Идея сделать Республику Адыгея туристической Меккой существует уже несколько лет, причём курорт должен быть именно зимним. Летние виды отдыха прекрасно освоены частным сектором, и улучшать там особо нечего, а вот построить достойные горнолыжные склоны предпринимателям среднего звена не под силу.
Власти региона подошли к проблеме глобально, объявив туристическую отрасль приоритетным направлением в стратегии экономического развития республики. Под этим флагом в развитие инфраструктуры потенциального горнолыжного курорта «Лагонаки» (см. ниже) за последние шесть лет было вложено около 2 млрд рублей.
Жители предгорного Майкопского района получили газ, воду, а самые удалённые уголки дождались электричества. Но непосредственное строительство курортного комплекса ещё не началось, и в обществе бродит мысль о целесообразности этой затеи. Адыгея извечно была аграрным регионом, и только два десятка лет назад административно вышла из состава «житницы страны» – Кубани.
Чиновники отраслевого комитета уверены, что туризм способен диверсифицировать экономику, снизив риски и упрочив позиции сразу по нескольким направлениям. Рост потока туристов неизбежно влечёт за собой появление новых рабочих мест не только в сфере обслуживания, но и в торговле, транспорте, сельском хозяйстве, народных промыслах и других отраслях.
Во многом это предположение подтверждается иностранным опытом. Глава Адыгеи Аслан Тхакушинов заключил соглашение о сотрудничестве с руководством итальянской провинции Южный Тироль. Практически равная республике по площади, численности населения и климату провинция смогла сделать туризм основным источником своего дохода, и дохода немалого.
Экономический аспект
По данным Комитета РА по туризму и курортам, В 2011 году Адыгею посетили 256 тыс. туристов и экскурсантов, в 2012-м их было уже 286 тысяч. Пропорционально увеличиваются и доходы предпринимателей в отрасли, а значит, и налоговые поступления в региональный бюджет.
Вместе с тем власти уверены, что в полной мере реализовать свой потенциал регион может только при создании высококлассного горнолыжного курорта. Если так называемый летний туризм – пеший, конный, паломнический, этнотуризм, рафтинг и каньонинг – достаточно развит, то туризм «зимний» ещё предстоит сделать по-настоящему привлекательным. Отрасль должна быть задействована круглогодично, и на плечах бизнесменов выехать не удастся.
Экзамен для бизнеса
Государственная поддержка турпроектов стала осознанной необходимостью. К тому же развитие инженерной инфраструктуры – строительство дорог, линий электропередачи, газо- и водопроводов – удовлетворяет интересы жителей предгорных поселений. Республика вошла в проект создания туристического кластера и наладила сотрудничество с ОАО «Курорты Северного Кавказа». Совместным детищем должен стать зимний туристический комплекс. К слову, помимо горнолыжных склонов и высококлассных гостиниц он предполагает и создание аэропорта. Вероятнее всего, с появлением курорта международного уровня строительство транспортного узла возьмут на себя уже инвесторы. Для Адыгеи же это означает начало массового посещения туристами из отдалённых регионов страны и даже из-за рубежа. Сегодня такие туристы есть, но их доля незначительна.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал мнение, что канцлер ФРГ Олаф Шольц, пообещавший не отправлять Киеву боевые самолёты, склонен менять позицию.
Открой личико
В каком виде и за чей счёт возникнет курорт – покажет будущее, а вот «разослать приглашения» нужно уже сейчас. Участие в отраслевых выставках для предприятий Адыгеи независимо от форм собственности финансируется государственной казной. Затраченные на эти цели средства компенсируются бизнесменам за счёт целевых программ.
Одна из таких выставок состоялась как раз в марте. Делегация Адыгеи приняла участие в VIII Международной туристской выставке «Интурмаркет-2013» с 16 по 18 марта в Москве в МВЦ «Крокус Экспо». Выставка объединила 1400 предприятий – участников из Японии, Турции, Китая, Испании, Таиланда, Болгарии, Казахстана и других стран.
Для Республики Адыгея зарезервировали выставочную площадь в размере 50 квадратных метров. Здесь были представлены все туристские возможности республики, включая турпредложения и инвестиционные проекты.
Качество сервиса
Не секрет, что сегодня «европейский уровень обслуживания» в России проще увидеть на буклетах, чем вживую. Поэтому учить «как надо» будущих акул туристического бизнеса в Адыгее начали заранее. Курсы и семинары для работников и руководителей предприятий отрасли проводятся, естественно, при помощи республики. В качестве дивидендов чиновники ожидают новые идеи, технологии и новый уровень подготовки кадров.
Есть и самородки. Так, реестр всех достопримечательностей Майкопского района Адыгеи создан практически в одиночку краеведом Иваном Бормотовым, положившим много лет на развитие туризма в регионе. Но масштабы проекта требуют и масштабной подготовки: комплекс в Майкопском районе станет местом работы для 20 тыс. человек. Без учёта того, что свои наработки есть почти у каждого муниципалитета республики: водоёмы в Теучежском районе, дендропарк в Гиагинском и ряд других объектов. Все они в перспективе займут своё место в туристической цепи, центральным звеном которой станет горнолыжный курорт в Майкопском районе.