// // Гибель президента США во время Ялтинской конференции предотвратил русский шофёр

Гибель президента США во время Ялтинской конференции предотвратил русский шофёр

1395

Рузвельт выжил чудом

2
В разделе

Совсем недавно вся наша страна торжественно отметила 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. На страницах «Нашей Версии» ветераны вспоминали о решающих битвах Второй мировой – Сталинградской битве, Курской дуге, форсировании Днепра. Но судьбы всего мира решались не только в масштабных сражениях. За три месяца до объявления капитуляции, в начале февраля 1945-го, чуть не погиб американский президент Франклин Рузвельт. А героем, спасшим ему жизнь и тем самым предотвратившим конфликт СССР с союзниками и возможное скорое начало третьей мировой, был русский шофёр Фёдор Ходаков, перевозивший высокого американского гостя по серпантину ялтинской дороги… Обстоятельства этого тщательно засекреченного происшествия удалось узнать корреспонденту «Нашей Версии».

Один из ключевых эпизодов 1945 года долгие годы замалчивался по обе стороны океана, и о том, что благодаря ловкости и высокому профессионализму советского водителя была предотвращена гибель президента США, знали лишь несколько человек.

Началось всё зимой 1945 года, когда шофёра-разведчика 1 категории НКГБ СССР 37-летнего Фёдора Ходакова направили в служебную командировку в Крым. Там с 4 по 11 февраля проходила историческая Ялтинская конференция глав правительств трёх союзных великих держав – Сталина, Черчилля и Рузвельта. Понятное дело, что встреча на высшем уровне была строго засекречена. Сегодня, правда, мы знаем даже её кодовое название – «Операция Аргонавт». Водитель Ходаков должен был исполнять обязанности личного прикреплённого водителя президента Америки. Дело в том, что советская сторона взяла на себя все обязательства по обеспечению безопасности участников конференции.

С целью предотвращения угрозы нападения немецкой авиации в Крыму установили радиолокаторы и зенитные пушки, готовые уничтожить любую приближающуюся цель противника. Военные корабли и подводные лодки стояли на страже морских подступов к полуострову. От Ялты до Севастополя проложили телеграфный кабель, соединённый с американским кораблём «Кэтоктин», откуда поддерживалась прямая связь с Вашингтоном. А на суше к каждому из лидеров Большой тройки был приписан советский водитель-военный…

По американским законам за безопасность президента отвечают его телохранители и служба безопасности. Однако в Крыму, по утверждению сотрудников охраны президента, СБ и личная охрана никак не могли решить, кто сядет за руль автомобиля главы США. Кстати говоря, для обслуживания американской делегации в Крым из-за океана доставили целый парк автомобилей – тяжёлые, бронированные «Линкольн» и два «Кадиллака-75», оснащённые 150- и 135-сильными форсированными двигателями, радиостанциями и противотуманными фарами.

Привезли и открытый бездверный джип «Виллис» со специально сконструированным для перевозки парализованного президента передним сиденьем с металлическим поручнем с правой стороны. Для сопровождающих лиц и охраны прибыло 20 седанов «Шевроле мастер де люкс». После Ялтинской конференции Рузвельт подарил их Советскому Союзу. Машины достались гаражу особого назначения…

3 февраля 1945 года президентский самолёт «Священная корона» сел на полевой аэродром города Саки близ Евпатории. Рузвельт оставался на борту до прибытия главы Великобритании и лишь тогда спустился на лётное поле на специально устроенном в его лайнере подъёмнике. Он в детстве перенёс полиомиелит, и у него были парализованы обе ноги. Телохранители под прикрытием сотрудников американской спецслужбы перенесли президента в открытый джип, за рулём которого находился Фёдор Ходаков. Он и доставил важную персону в резиденцию, выделенную на время проведения конференции, решавшей судьбу послевоенного мира. Спустя 60 лет Ходаков расскажет, что Рузвельт был одет в лёгкий костюм и чёрную пелерину и сидел, сняв фетровую шляпу, которую держал в руке. Выслушав гимны союзников, Рузвельт под звуки американского гимна медленно проехал мимо строя почётного караула, внимательно вглядываясь в лица советских солдат. Следом, дымя огромной, 20-сантиметровой сигарой, прошествовал Уинстон Черчилль.

По теме

После парада американского президента перенесли в крытый бронированный автомобиль и в сопровождении кортежа доставили к главному зданию Ливадийского дворца. Английская делегация располагалась чуть дальше – в резиденции Воронцовского дворца в Алупке. Советская – занимала Кореизский (бывший Юсуповский) дворец.

В тот, слава богу, не ставший роковым для Рузвельта и, что не менее важно, для непростых взаимоотношений союзников день Рузвельт в перерыве между заседаниями на управляемом Фёдором Ходаковым «Виллисе» направлялся по горной дороге в сторону Нижней Ореанды. Президент ехал в Алупку в гости к Черчиллю. Двое чернокожих телохранителей пересадили его из инвалидной коляски на правое переднее сиденье джипа и, видимо, неплотно замкнули специальные металлические перила, игравшие роль дверцы. Не заметил их оплошности и водитель, которому было доверено перевозить главу США. А ведь предстояло проехать километров 20.

«Мы двигались быстро, – рассказывал Фёдор Ходаков, – соблюдая одно из важнейших требований безопасности при передвижении высших сановных лиц. Но неожиданно на крутом повороте – типичном для серпантина крымских дорог – перила президентского «Виллиса» распахнулись, и Рузвельт, потеряв опору, как куль, стал вываливаться наружу – на горную дорогу. Президентские телохранители, застыв в оцепенении, даже не шелохнулись. Я, как и учили, вынужден был среагировать мгновенно. Не бросая руля, буквально на лету ухватил падающего главу США правой рукой. И, держа за загривок, втащил назад на пассажирское сиденье. И лишь после предпринятой меры спасения затормозил, остановился и заглушил мотор. Кортеж тут же остановился. К обмякшему и испуганному Рузвельту подбежали члены американской делегации, сотрудники охраны и впереди всех – личный врач, доктор Говард Бруэн. Состояние президента было удловлетворительным, беспокоила только боль в том месте, где его ухватил русский шофёр…»

Незадолго до кончины ветеран ГОНа вспоминал, как, оправившись от перенесённого шока, президент Штатов поблагодарил своего спасителя, а спустя некоторое время его вдова Элеонора, приехав в Советский Союз с частным визитом, попросила организовать встречу с советским водителем и лично высказала слова благодарности простому русскому парню со Смоленщины, предотвратившему страшную трагедию.

Свою признательность выражали и сотрудники американской СБ, но вот были ли они искренни? Уж слишком подозрительно выглядели и незамкнутые перила на горной дороге, и в оцепенении сидевшие сзади охранники, спокойно наблюдавшие, как их президент вываливается из машины на полном ходу. Мы знаем, как осложнились отношения СССР с США после смерти Рузвельта и прихода к власти Трумэна. А если бы смена президента в Америке произошла раньше, когда Запад ещё вёл тайные сепаратные переговоры с нацистами о возможном повороте «войны» против России? Слава богу, что страшные планы не удалось реализовать, и спустя 68 дней после благополучного исхода ЧП неподалёку от Ялты в СССР с гордостью праздновали День Великой Победы над гитлеровской Германией.

P.S. На все запросы журналистов и родственников Фёдора Ходакова с просьбой предоставить официальное подтверждение эпизода спасения Рузвельта от ФСО РФ чёткого ответа не последовало. Говорят, что в то время шофёр мог за такое ЧП с открывшейся дверцей не награду получить, а суровое взыскание. Но как же быть с восстановлением всей правды о войне? Неужели и спустя 65 лет невозможно признать подвиг офицера, предотвратившего благодаря своей мгновенной реакции возможный конфликт СССР и США?

Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2010 12:14
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх