// // Российские производители маскируются под зарубежных

Российские производители маскируются под зарубежных

1232

Внутренняя эмиграция

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Мы предупреждали: жалуйтесь! На что – можно даже не перечислять. Сами знаете, в магазинах хамят, в банках обманывают, в автосалонах жульничают. Нет, иногда удаётся добиться нормальных услуг и товаров. Вопрос в том, что осадочек-то остаётся. Ну и пусть. Ну и не надо держать в себе. Жалуйтесь, а мы вашу жалобу растиражируем. А там уж видно будет, что делать дальше. «Недавно купил блендер фирмы Bork. Много лет знаю эту компанию как хорошо зарекомендовавшего себя зарубежного производителя. Но в этот раз был разочарован: блендер практически сразу вышел из строя. В сервис-центре мне сказали, что из-за слишком мощного мотора у этой модели горит привод и что я не первый, кто обращается с этой проблемой. Я сильно удивился, но сотрудник сервис-центра только развёл руками, дескать, что вы хотите от российской компании. В своей рекламе они везде сообщают, что Bork – зарубежный производитель. Получается, нас обманывают» – это письмо пришло в редакцию «Нашей Версии» от читателя из Москвы Владимира П. Наши корреспонденты решили разобраться, действительно ли сегодня отечественные производители предпочитают скрываться за западными брендами и можно ли это считать обманом потребителей.

Мы предупреждали: жалуйтесь! На что – можно даже не перечислять. Сами знаете, в магазинах хамят, в банках обманывают, в автосалонах жульничают. Нет, иногда удаётся добиться нормальных услуг и товаров. Вопрос в том, что осадочек-то остаётся. Ну и пусть. Ну и не надо держать в себе. Жалуйтесь, а мы вашу жалобу растиражируем. А там уж видно будет, что делать дальше.

«Недавно купил блендер фирмы Bork. Много лет знаю эту компанию как хорошо зарекомендовавшего себя зарубежного производителя. Но в этот раз был разочарован: блендер практически сразу вышел из строя. В сервис-центре мне сказали, что из-за слишком мощного мотора у этой модели горит привод и что я не первый, кто обращается с этой проблемой. Я сильно удивился, но сотрудник сервис-центра только развёл руками, дескать, что вы хотите от российской компании. В своей рекламе они везде сообщают, что Bork – зарубежный производитель. Получается, нас обманывают» – это письмо пришло в редакцию «Нашей Версии» от читателя из Москвы Владимира П. Наши корреспонденты решили разобраться, действительно ли сегодня отечественные производители предпочитают скрываться за западными брендами и можно ли это считать обманом потребителей.

По словам аналитиков рынка, тенденция к «озападниванию» российских брендов наметилась ещё в 90-е годы. Схема проста: за рубежом, желательно где-нибудь в Европе, регистрируется компания, которая потом начинает работать в РФ. Юридически придраться не к чему: компания и правда может являться немецкой, английской, итальянской и т.п. Однако вся её деятельность сосредоточена в России. А производственные мощности – в лучшем случае опять же в России или же на «всемирной фабрике» – в Китае. «Такая практика существует достаточно давно. С точки зрения маркетинга это может быть даже полезно, поскольку лояльность потребителей к российской продукции традиционно невелика. И считается, что товары из США, Европы, Японии по определению более высокого качества. Так что, взяв иностранное название и зарегистрировав фирму за рубежом, российская компания вполне может получить дополнительных потребителей», – рассуждает президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков. Впрочем, по словам эксперта, компании-«оборотни» отнюдь не российское изобретение. Подобные схемы обмана потребителей уже многие годы практикуются в том же Китае, а также в странах Латинской Америки. «Вопрос же, насколько корректно сообщать потребителю информацию о том, что это европейская продукция, при том, что компания на самом деле российская, лежит исключительно в этической плоскости», – заключает Владислав Кочетков.

Немецкое качество из Китая

Действительно, юридически придраться к брендам-«оборотням» оказывается достаточно сложно. К примеру, компания Bork, которой заинтересовался наш читатель, на официальном сайте весьма скупо сообщает информацию о себе. «Международная компания, специализирующаяся на бытовой технике премиум-класса… Стратегическим партнёром по разработке дизайна и инжиниринговых решений является холдинг BRG Group со штаб-квартирой в Сиднее» – вот, пожалуй, и всё, что может узнать простой потребитель. На самом деле Bork своими создателями действительно задумывался как бренд премиум-сегмента. Только, на наш взгляд, к европейским производителям компания имеет разве что чисто формальное отношение. Ещё в 2001 году владелец торговой сети «Электрофлот» (ныне «Технопарк») зарегистрировал в Германии компанию BORK Elektronik CgmbH, которая и занималась продвижением бренда Bork на российском рынке.

По теме

Надо сказать, что Германия пользуется особой любовью у российских производителей бытовой техники. К примеру, компания Kaiser также не без гордости сообщает на своём официальном сайте о «традиционном немецком качестве». Владельцем бренда действительно является немецкая компания OLAN-Haushaltsgerate. Однако даже простого поиска в Интернете оказалось достаточно, чтобы узнать, что единственной специализацией данной компании, как и в случае с Bork, является продвижение бренда на российском рынке, а также на рынках стран СНГ.

Vitek, хотя в отличие от своих коллег и не работает в премиальном сегменте, также ничтоже сумняшеся рассказывает потребителям, что техника – австрийская. Производственные мощности компании распложены в Китае, а руководство её, естественно, российское. К Австрии они имеют такое же отношение, как Bork и Kaiser к Германии.

Кстати, в Китае, где производители частенько используют такую же «маркетинговую стратегию», существуют целые заводы, которые выпускают абсолютно одинаковую продукцию, проставляя на неё разные бренды. Один и тот же телевизор или одна и та же соковыжималка, сошедшие с конвейера, вполне могут называться по-разному: один экземпляр уйдёт российскому заказчику, другой – китайскому потребителю, которому продавец впоследствии сообщит, что производство техники проходит под «жёстким контролем головного офиса в Германии».

Среди других популярных российских производителей-«оборотней» компании Scarlett, являющаяся российско-китайским производителем, но позиционирующая себя в качестве «английского бренда», Rolsen – отечественный производитель телевизоров, которые собираются из деталей, закупленных в Юго-Восточной Азии, Elenberg – торговая марка сети «Эльдорадо», которая, очевидно, призвана привлечь потребителя звучным иностранным названием.

Плата за престиж

Впрочем, «закосить» под европейские марки любят производители не только бытовой техники, но и одежды. В этом случае можно не только привлечь дополнительных потребителей, но и существенно взвинтить цены. Так называемая плата за бренд. К примеру, обувь марки Carlo Pazolini (название, очевидно, призвано вызвать у потребителя ассоциации с Италией) производится на китайских и российских фабриках.

Кстати, совсем не обязательно, что российская компания-«оборотень» непременно продаёт некачественный товар. И бытовая техника, и одежда могут быть вполне достойного качества – но разве заставишь российского потребителя выложить 5–10 тыс. рублей за обувь или сумку, пошитые в России или Китае? Вопрос риторический.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.02.2013 15:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх