// // Правозащитники оспорят в суде новые тарифы на общественный транспорт

Правозащитники оспорят в суде новые тарифы на общественный транспорт

465

Тасуют карты

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

С февраля на Московском метрополитене начали действовать новые тарифы. «Билетное меню», как его называют сами чиновники, настолько обильное, что вводить его решили постепенно. И хотя для «постоянных клиентов» тарифная сетка станет удобнее и разнообразнее, тех, кто спускается в метро изредка, ждут неприятные сюрпризы. Совсем скоро купить билет на одну-две поездки будет невозможно, делается это якобы для борьбы с очередями, а в самый дешёвый тариф по умолчанию будет включена стоимость наземного транспорта, что заставило критиков реформы говорить о навязанной услуге.

Внедрять тарифы будут в несколько этапов. С 1 февраля появился новый единый билет – на все виды транспорта: как с фиксированным количеством поездок, так и безлимитный с 30-дневным сроком действия. Его стоимость — 2200 рублей, то есть дешевле, чем в сумме раньше стоили единый на метро и наземный транспорт по отдельности. Однако при этом исчезают проездные билеты длительного срока действия для проезда только в метрополитене, что было удобно для тех, кто ежедневно доезжал, скажем, из Подмосковья до ближайшей станции на личном автомобиле и добирался до работы уже подземкой.

90 минут – полёт нормальный?

Другое важное нововведение ждёт нас со 2 апреля – появится билет «90 минут» стоимостью 50 рублей. По нему за полтора часа можно будет совершить одну поездку в метро и неограниченное число поездок на наземном транспорте. По замыслу властей такой вариант будет оптимальным для тех, кто в Москве проездом.

Также с апреля появится карта «электронный кошелёк», которая не имеет срока годности и пополняется по желанию владельца при помощи SMS и через терминалы оплаты. За поездку на метро будет, как и прежде, списываться по 28 рублей, на наземном транспорте – 26 рублей. За изготовление карты придётся заплатить 50 рублей, минимальная сумма первоначального пополнения также составит 50 рублей.

А вот «картонные» билеты на одну-две поездки в скором времени вообще канут в Лету: со 2 апреля они будут продаваться только в автоматах, притом с округлением в большую сторону – по 30 и 60 рублей соответственно, а с 1 июля исчезнут окончательно.

И, наконец, ещё одно новшество – «туристический» проездной на 24 часа за 200 рублей. Правда, здесь не совсем понятно, из чего складывалась цена, ведь, чтобы окупить его стоимость, катаясь только на метро, необходимо совершить как минимум семь поездок в сутки (по 28 рублей). Согласитесь, даже не каждый житель мегаполиса может похвастать такой страстью к подземке, что говорить о туристах.

«Основная идея предложенных изменений состоит в том, что для наиболее активных пользователей наземного и подземного общественного транспорта одновременно стоимость проезда значительно снижается, а порядок покупки билетов упрощается», – объяснил логику изменений заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Вам карточку или ехать?

Общество защиты прав потребителей уже объявило о готовности оспорить новые тарифы в суде. По словам представителей ОЗПП, в случае билета «90 минут» потребителю попросту навязывается услуга (поездка на наземном транспорте), которая ему, может быть, вовсе и не нужна. И логика тут, безусловно, есть. Скажем, доехали вы на личном автомобиле до метро, оставили его, как активно нас призывают, на перехватывающей парковке, а дальше у вас есть выбор. Можно купить смарт-карту за 100 рублей (из них 50 уже будут на счёте) и пополнять её в дальнейшем по 28 рублей за поездку, а можно выбрать самый дешёвый тариф «90 минут». За 50 рублей вы подземкой доберётесь до центра, но вряд ли вам понадобится затем ещё ехать на троллейбусе, ведь скорее всего ваш офис находится в пешей доступности от станции метро.

По теме

«В стоимость автоматически включается проезд на наземном общественном транспорте вне зависимости от того, планировал им воспользоваться пассажир или нет. Пассажира, который хочет поехать только на метро, по сути, вынуждают приобретать «электронный кошелёк», – считает глава ОЗПП Михаил Аншаков, подчеркнув незаконность так называемых навязанных услуг. Он также напомнил, что билетами на одну-две поездки пользуются около 15% пассажиров метро. Теперь же им не оставляют выбора: придётся либо покупать билеты на большое число поездок, либо оформлять «электронный кошелёк». Ущемлением прав потребителей он считает и отмену безлимитных проездных только на метро.

Впрочем, другие эксперты не торопятся бить тревогу. «Недоработки, безусловно, есть, – признал в беседе с «Нашей Версией» специалист по общественному транспорту экспертного центра Probok.net Александр Чекарин. – «Электронный кошелёк» абсолютно не выгоден тем, кто часто пользуется только метро. Многим пассажирам доставят неудобство отменой «безлимиток» и билетов на одну-две поездки. Тем не менее действия властей обоснованы – борьба с очередями в метро».

При этом эксперт посетовал, что зачастую москвичи критикуют новую систему, так как не знают некоторых нюансов.

«Например, сейчас многие не понимают, можно ли будет билет «90 минут» приобрести в автобусе или только в метро, – говорит он. – Отвечаю: такой проездной можно будет купить и в кассах метро, и в кассах наземного транспорта».

В свою очередь, руководитель московского центра по борьбе с пробками Александр Шумский в отмене билетов на одну-две поездки проблемы не видит. «Для водителей, которые иногда пересаживаются на метро, идеально подходит «электронный кошелёк»: деньги на нём не сгорают, положить можно любую сумму, поездка будет стоить 28 рублей», – объяснил Шумский.

Маршрутки выйдут из тени

Кстати, в ряде европейских столиц, покупая безлимитный билет на месяц, вы можете приобрести его только на все виды транспорта сразу. На именной пластиковой карточке с фотографией так и пишут: «Система городского транспорта».

Противники новой системы европейский опыт легко отвергают, напоминая, что в вечно стоящей в пробках Москве наземный транспорт сейчас ходит крайне медленно, даже несмотря на выделенные полосы. Вот и предпочитает народ автобусам маршрутки, которые в потоке лавируют куда быстрее.

«Система наземного транспорта в Москве малоэффективна, это не оспоришь, – соглашается Шумский. – Однако в единую систему городского транспорта постепенно будут включаться маршрутки и РЖД, что, разумеется, сделает их доступными по безлимитному проездному».

По словам Александра Чекарина, привычные маршрутки с экзотичными водителями под руководством неизвестного владельца скоро канут в Лету. По замыслу правительства это должно сделать дороги безопаснее, а наземный транспорт – популярнее.

Правда, пока ни один из экспертов не смог найти оправдания тому факту, что в Москве, где средняя зарплата как минимум вдвое меньше европейской, стоимость «единого» безлимитного проездного всё равно выше, чем в большинстве других стран.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.01.2016 23:36
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх