// // Российские потребители по-прежнему предпочитают покупать пиратские диски

Российские потребители по-прежнему предпочитают покупать пиратские диски

21

Самопал

Российские потребители по-прежнему предпочитают покупать пиратские диски
В разделе

По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), российский рынок аудиопиратства по объёму производимой продукции на сегодняшний день занимает второе место в мире. А сделанный нашими умельцами самопал реализуется в 27 странах! И это не считая государств, ранее входивших в СССР. Попытки Правительства РФ решить проблему нелегального производства аудио-и видеокассет и дисков пока что не дают желаемого результата. Впрочем, многие российские граждане с мнением правительства и международных организаций, требующих положить конец засилью контрафакта на отечественном рынке, не согласны. И это можно понять: среднестатистическому россиянину CD, DVD и VHS, выпущенные с соблюдением всех норм международного права, просто не по карману. Тем более что большая часть поддельных дисков и кассет — отнюдь не самого плохого качества, поскольку выпускаются они на том же заводском оборудовании, что и лицензионные, но стоят как минимум в два раза дешевле. А то, что госбюджет недосчитается налогов от нелегального производства и продажи самопала, а певцы и кинокомпании не получат своих авторских, — пусть об этом болит голова у государства. Так, во всяком случае, полагают многие россияне. Мы попытались разобраться, что же происходит на одном из самых криминогенных рынков отечественной экономики.

Ещё в октябре 2002 года председатель Правительства России Михаил Касьянов во всеуслышание заявлял о необходимости защиты интеллектуальной собственности, в том числе и ужесточения борьбы с пиратством. Вторил ему и экс-глава Минпечати Михаил Лесин, который говорил, что ликвидация рынков и лотков, торгующих нелегальной аудио- и видеопродукцией, — вопрос ближайшего будущего. Но Касьянов и Лесин в отставке, а Митинский радиорынок, легендарная Горбушка, «Царицыно» и другие пиратские точки живут, как ни в чём не бывало. И, судя по всему, благополучно переживут и многих нынешних чиновников.

На сегодняшний день, несмотря на все громкие заявления правительства, принятые Думой законодательные акты и требования международных организаций, Москва была и остаётся главным центром пиратской продукции для стран ближнего зарубежья. Не отстаёт и Северная столица, которая оправдывает данное ей ещё Петром I название окна в Европу. И вот уже наши соседи финны едут в Питер не только для того, чтобы хорошенько поквасить, но и дабы прикупить у наших пиратов западной музыки, в том числе и своей, национальной. Оно и понятно: зачем платить втридорога, когда можно купить на порядок дешевле?

В этом вопросе мы с финнами достигли полного взаимопонимания. Действительно, стоит ли покупать легальный аудиодиск Rammstein или Мэрилина Мэнсона за 500 рублей в магазине, когда за углом его можно купить за 100. Тем более что по качеству большинство самопальных дисков уже давно догнали своих лицензионных собратьев. Так что целый пласт индустрии культурных развлечений как процветал, так и продолжает процветать, не платя ни налогов в казну, ни авторских отчислений исполнителям и кинокомпаниям.

По оценкам экспертов Российского антипиратского общества (РАПО), объём российского рынка нелегальной видео- и аудиопродукции составляет от $3 млрд. до $12 миллиардов. Доля лицензионных кассет и дисков не превышает в среднем по России 5% общего объёма продаж, причём контрафакт продают не только на рынках, но и во вполне солидных магазинах. Правда, в таких магазинах процент лицензионных дисков немногим больше, чем на «развалах». Как показывают выборочные проверки, в крупнейших торговых сетях объём пиратских DVD колеблется в пределах 30—40%, CD — 10%.

Так, в 2004 году ущерб правообладателей от нарушения авторских прав превысил 2 млрд. рублей. Поддельной продукции изъято на 1,9 млрд. рублей. За это же время органы внутренних дел в сфере оборота авторских прав возбудили 837 уголовных дел по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав, до пяти лет тюремного заключения плюс штраф до 500 тыс. рублей). Однако порядка 60% из них так и не дошли до суда: правообладатели и пираты договорились полюбовно.

Войну российским пиратам объявили и зарубежные кинокомпании. Правда, эти противники отечественного самопала используют в основном экономические методы. Так, ещё в июне 2004 года корпорация Warner — один из крупнейших киноконцернов мира — вслед за Columbia Tri Star (снизившей цену на продукцию в апреле 2004-го) объявила о снижении цен на все свои фильмы, продающиеся в России на DVD, в несколько раз! Причина такой беспрецедентной акции проста — DVD-проигрыватели в России постепенно из предметов роскоши переходят в ранг товаров длительного пользования, как обычный телевизор или магнитола. Но можно ли доказать рядовому потребителю, выложившему $70 за подобный агрегат, что, купив лицензионный диск за $20—40 (то есть за треть стоимости самого устройства), он выиграет в качестве? Тем более что на акцию лицензионщиков мгновенно откликнулись и пираты, опустив планку цен с 200 рублей до 100—150. У них и сейчас есть большой задел для снижения цен. Только зачем это делать? Диски и так идут нарасхват.

В любом случае у российского потребителя есть выбор, какую продукцию ему покупать: дешевле, но нелегальную или лицензионную, но подороже. Кстати, на той же Горбушке в секции торговли аудио- и видеопродукцией есть точки, торгующие преимущественно лицензионным товаром, и лотки с исключительно пиратскими дисками. Но пока что среднестатистический россиянин делает выбор в пользу самопала.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.11.2016 21:07
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх