Китай - крупнейший в мире рынок новых автомобилей с объемом продаж 21.1 млн единиц в год (по итогам 2015 года). Для сравнения, в США за прошлый год было продано 17.4 млн авто. Если включить в статистику подержанные автомобили, продажи на автомобильном рынке США вырастают до более чем 40 млн единиц, тогда как в Китае не дотягивают даже до 30 млн.
Доминирование новых машин
В денежном выражении разрыв между этими двумя рынками еще больше. В 2014 году в США было продано автомобилей почти на $1.2 трлн, что почти вдвое больше, чем в Китае ($470 млрд).
Это не удивительно, если учесть, что две трети автомобилей на китайских дорогах моложе пяти лет, и 80% всех покупателей приобретают свою первую машину. Последнее обстоятельство объясняет, почему пересечение дорог в Китае может быть весьма опасным для пешеходов.
Иными словами, отрасль, с которой большинство американцев, европейцев и японцев выросли и теперь считают само собой разумеющимся, еще даже не существует в Китае.
Китайским лидерам следует уделить внимание тому факту, что в стране не так легко купить подержанный автомобиль.
Руководство КНР должно поддержать рынок подержанных авто
Этот факт заслуживает внимания китайских политиков и руководителей многонациональных корпораций, обеспокоенных темпами роста второй по величине экономики в мире, и должен стать предметом особого обсуждения Народного конгресса.
Правительственные чиновники настаивают на том, что рост «новой экономики» позволит сбалансировать падение «старой экономики», и страна будет расти в среднем на 6,5% до 2020 года.
В то время как появление крупнейшего в мире рынка подержанных автомобилей первоначально сократит продажу новых авто - в первую очередь дешевых отечественных брендов, - потенциал для роста огромен. На большинстве развитых автомобильных рынках на каждый проданный новый автомобиль приходится как минимум два подержанных. В Китае соотношение обратное, примерно три новых автомобиля - на один подержанный.
Частный авиационный сектор Китай поддержит рост
Еще одна новая отрасль, чье время вот-вот наступит - частный авиационный сектор. Китай сейчас во много раз уступает своему американскому аналогу.
Несмотря на то, что развитие бизнес-авиации в Китае ограничено тотальным контролем военных за воздушным пространством, многие из небольших аэропортов страны лучше всего подходят для частных самолетов. Точно так же как и гигантский новый рынок подержанных автомобилей, он не возникнет сам по себе. Сложные финансовые реформы должны быть разработаны в целях содействия его развитию.
Эксперты гонконгской Macquarie Securities указывают на то, что в то время как правила, регулирующие продажу подержанных автомобилей, варьируются от провинции к провинции, в целом дилеры должны действовать в качестве посредника между продавцами и покупателями. Это необходимо чтобы снизить расходы, избежав налога на добавленную стоимость, который будет применен, если они вступят во временное владение транспортными средствами.
Когда механизм будет отработан, неизбежно произойдет всплеск продаж китайских автомобилей, что также принесет пользу производителям.
Мировой опыт
В странах с развитой экономикой сопутствующие услуги, включая техническое обслуживание, торговлю запчастями и продажу подержанных автомобилей, помогли сохранить прибыль, поскольку продажи новых авто упали. Но в Китае дилеры пока нацелены исключительно на продажу новых.
Когда в последние годы спрос начал падать, дилеры требовали все большие скидки и одноразовые субсидии от своих поставщиков. В противоположность этому, в годы бума после глобального финансового кризиса, Китай был одной из немногих стран, где владельцы автосалонов не ощутили негативного воздействия.
Появление "правильного" китайского рынка подержанных автомобилей поможет правящей Коммунистической партии стимулировать экономический рост за счет увеличения дилерской прибыли. Кто знал, что продавцы подержанных автомобилей могут стать таким ценным активом для общества?