Российский рынок столкнулся с массовым наплывом подержанных китайских автомобилей с минимальным пробегом, что вызывает серьезные опасения экспертов. Автопроизводители могут контролировать эти транспортные средства и дистанционно «тормозить» их.
Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, на сегодняшний день в страну уже ввезены тысячи подержанных машин из Китая, которые продаются через небольшие автосалоны. Особую тревогу вызывает тот факт, что все китайские автомобили поддерживают постоянную связь с серверами производителей, что потенциально позволяет дистанционно блокировать их функционал: приостанавливать действие аккаунтов, «тормозить» их, выключать то или иное оборудование.
Ситуация на китайском авторынке объясняет причины этого явления. По данным источника Autohome, местные дилеры массово регистрируют новые автомобили, чтобы затем перепродать их как подержанные. Это позволяет воспользоваться государственными субсидиями и предложить покупателям более низкие цены. Как отметил топ-менеджер одного из китайских автопроизводителей, производители сознательно наращивают дилерские запасы, предлагая им закупать на 25-30% больше машин, чем требуется реальному рынку.
Озабоченность по этому поводу высказал председатель совета директоров Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь. Он обратил внимание на «странное» явление – тысячи компаний продают через крупные платформы автомобили с нулевым или минимальным пробегом. По его мнению, это создает искусственную картину продаж, но лишает покупателей гарантийного обслуживания.
Статистика подтверждает масштабы проблемы: в 2024 году 12,7% проданных в Китае подержанных машин имели возраст менее трех месяцев и пробег до 50 километров, а в 2025 году эта доля выросла до 15%.