// // Работники АвтоВАЗа готовы защищать свои рабочие места с оружием в руках

Работники АвтоВАЗа готовы защищать свои рабочие места с оружием в руках

1957

Тольятти в огне

На АвтоВАЗе всегда процветали «серые» схемы сбыта автомобилей
Фото: ИТАР-ТАСС
На АвтоВАЗе всегда процветали «серые» схемы сбыта автомобилей Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Министерство промышленности и торговли признало бесполезной дальнейшую господдержку АвтоВАЗа. В аппарат правительства направлено предложение уволить половину сотрудников автогиганта – 50 тыс. человек из 100 тысяч. Между тем АвтоВАЗ – градообразующее предприятие, и люди, которых собираются сократить, попросту не найдут другой работы – можно только догадываться, какими способами они станут зарабатывать на жизнь. Рабочие не доверяют профсоюзам и грозят массовыми волнениями. Ходят слухи, что в Автоград уже направлены несколько спецподразделений МВД, которым поставлена задача предотвратить разрушительные последствия выступлений недовольных рабочих. Сами рабочие считают, что уличных боёв со стрельбой не избежать, и собираются оказать спецназовцам организованное сопротивление.

Министерство промышленности и торговли признало бесполезной дальнейшую господдержку АвтоВАЗа. В аппарат правительства направлено предложение уволить половину сотрудников автогиганта – 50 тыс. человек из 100 тысяч. Между тем АвтоВАЗ – градообразующее предприятие, и люди, которых собираются сократить, попросту не найдут другой работы – можно только догадываться, какими способами они станут зарабатывать на жизнь. Рабочие не доверяют профсоюзам и грозят массовыми волнениями. Ходят слухи, что в Автоград уже направлены несколько спецподразделений МВД, которым поставлена задача предотвратить разрушительные последствия выступлений недовольных рабочих. Сами рабочие считают, что уличных боёв со стрельбой не избежать, и собираются оказать спецназовцам организованное сопротивление. Оружие у них есть: долгое время Тольятти был одной из бандитских столиц России, пистолетов и автоматов в лихие 90-е здесь скопилось предостаточно. Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, насколько далеко готовы зайти рабочие и те, кто собирается применить против них силу.

На 10 ноября намечено заседание правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Будут решать, как быть с АвтоВАЗом. На этом же заседании окончательно решат и судьбу рабочих. Однако, судя по всему, банкротства предприятию не избежать: эксперты Минпромторга уверяют, что реструктуризировать 86,2 млрд. рублей долга на рыночных условиях нереально. Партнёр – концерн «Рено» – не заинтересован в развитии завода, а значит, на помощь французов рассчитывать также не стоит. Поддержит правительство предложения Минпромторга или нет – вопрос открытый, но очевидно следующее: масштабных сокращений уже не избежать, а это, безусловно, приведёт к самым непредсказуемым последствиям.

Из заслуживающих доверия источников поступает информация: на 700 тыс. жителей города могут приходиться десятки тысяч оружейных стволов. Естественно, нелегальных, нигде не зарегистрированных. Богатые домашние арсеналы, впрок забитые огнестрельным оружием, достались тольяттинцам в наследство от тех, кто участвовал в четырёх вазовских войнах, длившихся с начала 90-х и закончившихся примерно три-четыре года назад.

Оружие местным бандформированиям шло потоком из воюющей Чечни: один из преступных кланов, занимавшийся «серым» сбытом автомобилей, курировался чеченцами, тесно связанными с боевиками. Несколько лет назад задержать партию оружия в несколько сотен или даже тысяч пистолетов или автоматов для местных правоохранителей было обычным делом. Так что .

В МВД, впрочем, никак не комментируют слухи о том, что из Перми, Самары и Подмосковья в Автоград отправлены спецподразделения. Возможно, надеются, что с волнениями удастся разобраться без участия представителей силовых структур, не применяя силу. Зачем нервировать и без того взвинченных рабочих, которые со дня на день ждут массовых увольнений и ломают голову, чем бы заняться в городе, полностью замкнутом на производственный цикл ВАЗа?

По теме

В администрации завода подтверждают: Минпромторг действительно настаивает на сокращении половины рабочих, и вся надежда на правительство, которое каким-то чудом сможет спасти и завод и людей. Но в том-то и дело, что у правительства нет чёткой программы спасения автогиганта. Эксперты даже считают, что федеральные власти вынуждены в который раз идти на поводу у руководства предприятия, именно по причине отсутствия чёткой реформаторской программы.

Впрочем, антикризисную программу предложил сам АвтоВАЗ. Правда, в документе больше самокритики, чем конструктивных предложений: собственная дилерская сеть названа «неэффективной», экспорт – «заброшенным», а восприятие марки – «неудовлетворительным». Авторы антикризисной программы признают, что предприятие «ориентировано на собственные возможности, а не на потребности рынка». Скорее уже не на возможности, а на собственные нужды! Но в остальном эксперты правы: у завода «высокий уровень постоянных затрат» и «издержки вспомогательных подразделений». Для решения проблем заводу нужно 70 млрд. рублей помощи, которые он рассчитывает получить путём докапитализации компании, в том числе с участием партнёров из «Рено». В российском правительстве также считают, что французский собственник должен участвовать в выводе АвтоВАЗа из кризиса, в противном случае его доля в компании может быть уменьшена за счёт других акционеров.

Ознакомившись с предложениями АвтоВАЗа, первый вице-премьер Игорь Шувалов провёл совещание с руководством предприятия, в ходе которого были озвучены некоторые интересные цифры. По итогам текущего года общий долг АвтоВАЗа составит 83,96 млрд. рублей, в том числе 25 млрд. – долг «Ростехнологиям» по беспроцентной ссуде. Автозавод планирует операционный убыток в размере 35,7 млрд. рублей. На 1 января 2010 года долговая нагрузка АвтоВАЗа составит 76,3 млрд. рублей без учёта долга 9,76 млрд. рублей перед поставщиками. Но если руководство АвтоВАЗа публично признаёт, что предприятие выпускает плохие автомобили и неэффективно по основным пунктам, как оно собирается платить по счетам?

Шувалов заявил без обиняков, что знаком со многими нелестными экспертными оценками, в том числе с аналитическим письмом экспертов «ВТБ Капитал» Елены Сахновой и Владимира Беспалова, высказавших предположение, что заявления топ-менеджмента АвтоВАЗа о возможном банкротстве предприятия не что иное, как лёгкий способ оказать давление на правительство. И задал прямой вопрос: где гарантии, что предложенные заводом меры на сей раз сработают, чего раньше ни разу не было?

Вопрос повис в воздухе. А ровно через неделю после этой беседы из Перми в Самару выехали первые подразделения вооружённого спецназа.

Минпромторг, настаивающий на масштабных сокращениях, аргументирует свою позицию следующим образом. Нынешняя численность заводского персонала – 100 тыс. человек – рассчитана на выпуск 660 тыс. автомобилей в год. Но есть ли смысл выпускать столько автомобилей, если за девять месяцев текущего года реализовано от силы 250 тыс. машин? Сохранение нынешней численности сотрудников приведёт к необратимому ухудшению финансового состояния и поставит под сомнение возможность существования предприятия вообще. Завод же готов сократить порядка 5,5 тыс. человек. И точка.

«Руководство АвтоВАЗа нас не слышит и даже не делает вид, что хочет услышать, – сообщил корреспонденту «Нашей Версии» высокопоставленный представитель Минпромторга на правах конфиденциальности. – Они настроены снова выбить деньги у правительства, это единственное, что они хорошо научились делать. Но господдержка развращает, не давая возможности действовать по обстоятельствам, поощряя к бездействию и откровенному паразитированию. Что значит реструктуризация долга в 76,3 млрд. рублей без учёта почти 10-миллиардной задолженности перед поставщиками? Уже само наличие такого долга означает, что у АвтоВАЗа присутствуют все признаки, предусмотренные законодательством о банкротстве. Ответственно могу заявить, что реструктуризация такой баснословной суммы попросту нереальна».

По теме

«Неадекватным» назвали в Минпромторге и не оправдавшее себя партнёрство с «Рено»: «Несмотря на продекларированное желание оставаться в числе стратегических партнёров АвтоВАЗа и готовность передавать некие технологии, «Рено» не обеспечивает потребность в моделях, необходимых для эффективного и рентабельного объёма производства». По сути, это означает нежелание концерна делиться своими технологиями. Но при этом грядущее сокращение на ВАЗе как раз и собираются провести за счёт сотрудников своего научно-технического центра, выведя за штат 7,5 тыс. квалифицированных специалистов. По мнению экспертов Минпромторга, этого тем более делать нельзя, ведь завод рискует стать полностью зависимым от «Рено» в отношении технологических разработок.

Впрочем, в Минпромторге ожидают очередного компромисса, который, как и раньше, вряд ли к чему-то приведёт. Несмотря на мотивированные заключения экспертов о том, что госфинансирование выделять АвтоВАЗу в его нынешнем виде бесполезно, антикризисная комиссия Шувалова вряд ли решится на жёсткие меры, считают в Минпромторге. «Правительство могут напугать расходы на выплату компенсаций 50 тыс. специалистов и трудоустройство увольняемых не только с АвтоВАЗа, но и по цепочке у его поставщиков», – пояснил корреспонденту «Нашей Версии» представитель Минпромторга. Но есть и другая мотивация нерешительности комиссии: «За два года до выборов на банкротство автогиганта не решатся, – считает известный политолог Глеб Павловский. – Потому что на выборах кто-нибудь обязательно захочет поэксплуатировать тему развала крупнейшего автозавода. И спекуляция будет успешно разыграна».

Тем временем закончила свою работу прокурорская проверка, проводившаяся на АвтоВАЗе с мая этого года по распоряжению первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана. Выводы комиссии из 11 прокуроров поистине сенсационны. Выявлены многочисленные факты «неэффективного использования имущества», а также «нарушения требований федерального законодательства практически во всех сферах деятельности» завода. В ходе выборочной проверки гражданско-правовых сделок общества путём сравнения данных агентств недвижимости выявлены многочисленные факты отчуждения недвижимого имущества ОАО «АвтоВАЗ», его дочерних и зависимых обществ, а также обществ, учреждённых дочерними и зависимыми обществами, по ценам в несколько раз ниже их рыночной стоимости. А служба безопасности АвтоВАЗа вкупе с милицией ловит мелких воришек и не обращает внимания на крупные хищения. Выводы прокурорской комиссии были настолько жёсткими, что после её окончания пост президента компании покинул её глава Борис Алёшин.

Вот лишь несколько выдержек из прокурорского отчёта о проделанной на АвтоВАЗе работе. Согласно бухгалтерской отчётности ежегодные потери ОАО «АвтоВАЗ» от хищений и недостач товарно-материальных ценностей составляют до 700 млн. рублей. Основным видом выявляемых преступлений в ОАО являются кражи, совершаемые «несунами», задержанными при прохождении контрольно-пропускного пункта либо на территории завода.

Серьёзная оперативная работа по выявлению организованных форм хищений в особо крупных размерах, в том числе с участием должностных лиц предприятия, влияния преступных сообществ на процессы хищений, не ведётся. Такие преступления, как незаконный вывод имущества из активов акционерного общества, поставки комплектующих изделий и других товарно-материальных ценностей по бестоварным накладным (так называемые недовозы), вывоз ценностей по фиктивным документам, хищение товарных автомобилей, выпуск и последующее хищение неучтённой продукции, сотрудниками службы безопасности предприятия не выявляются.

На предприятии продолжают эксплуатировать гениальную бандитскую находку начала 90-х, позволяющую зарабатывать огромные деньги. Дирекция завода об этой схеме не может не знать. Суть проста: из ворот завода выходят два автомобиля с одинаковыми серийными номерами. Одна машина остаётся в России, а другая уходит на экспорт, скажем, на Украину. При постановке на учёт не возникает никаких недоразумений. Но по документам автомобиль произвели один, а продали два! Сколько машин таким образом ежегодно уходит за ворота завода, неизвестно. Прокуроры говорят о десятках тысяч случаев.

По теме

А вот ещё любопытный пассаж из документов прокурорской проверки: «В то время, когда на предприятиях – контрагентах ОАО «АвтоВАЗ» из-за неисполнения автозаводом договорных обязательств не выплачивалась заработная плата, проводились мероприятия по сокращению численности штата, командировочные расходы топ-менеджеров общества возрастали. Если в мае 2008 года затраты на командировки руководящего персонала составили чуть более 380 тыс. рублей, в сентябре – 700 тыс. рублей, то в ноябре 2008 года они превысили 11 млн. рублей, а в декабре – 48 млн. рублей, из которых 43 млн. рублей – за чартерные перелёты». Естественно, топ-менеджмент в таких тепличных условиях никак не мотивирован на то, чтобы изменить ситуацию на автозаводе. Денежки-то и так капают!

Представители профсоюзов завода считают, что, если бы руководство завода занималось работой, а не набиванием собственных карманов, банкротства и возможных сокращений удалось бы избежать. Согласен с профсоюзами и новый президент АвтоВАЗа Игорь Комаров: «Есть масса способов изменить ситуацию, и мне странно, что мои предшественники этим не занимались. Взять ситуацию с посредниками. Из 553 поставщиков нашего предприятия 299 хозяйствующих субъектов являются посредниками, дилерами или официальными представителями. Путём выборочной проверки и сопоставления данных налоговых органов выявлено, что ряд фирм включён в цепочку производитель – конечный потребитель для удорожания приобретаемой продукции и уменьшения налогооблагаемой базы налога на прибыль. Выявлены факты заключения договоров, необоснованно увеличивающих расходы ОАО. Если бы нам удалось обуздать эти схемы – а это сделать реально, – то в трубу вылетало бы значительно меньше средств».

Новый президент уже инициировал собственную проверку на предприятии и выявил немало такого, на что не обратили внимания прокуроры. К примеру, на выплаты «мёртвым душам». «За последние три года некто по имени Г.И. Варданян получил по ведомостям 1 млн. рублей, – привёл пример Игорь Комаров. – Такого сотрудника по факту на предприятии нет, Варданян фиктивно числился заместителем начальника управления снабжения металлом дирекции по закупкам ОАО «АвтоВАЗ», но в ОАО реально не работал».

Как бы там ни было, но исправлять положение придётся в непростых условиях, если вообще что-то можно будет исправить. Новое руководство завода обещаний старается избегать. Игорь Комаров без обиняков заявил о том, что по итогам года убытки предприятия, которое уже несколько раз сокращало свою производственную программу, могут поставить его на грань полной остановки. У завода нет конкурентоспособной продукции, а качество вазовской сборки становится всё хуже: почти треть машин в течение гарантийного срока отправляется в ремонт.

А тут ещё пресловутый «человеческий фактор». Профсоюзы поставили Комарову ультиматум: или руководство завода гарантирует не сокращать людей до конца года, или народ выйдет на улицу. «Требования у нас нехитрые, – пояснил корреспонденту представитель стачкома завода. – Собираетесь сократить людей – обеспечьте их рабочими местами. Это возможно, на это заложены средства в бюджете города и области, на создание новых рабочих мест вне автопрома. Сократить 50 тыс. человек – уму непостижимо: неужели наше руководство надеется, что мы развернёмся и уйдём, удовлетворившись какой-то смехотворной компенсацией? А где мы будем работать? У нас нет выхода, нас просто толкают на преступления. Что же касается вооружённого сопротивления приехавшим омоновцам… оружие у нас есть. За себя постоим».

Пока известно одно: спецназовцы продолжают прибывать в Тольятти, сегодня их в Самарской области расквартировано примерно 2 тыс. человек. К заседанию правительства ждут результатов проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на поддержку отечественного автопрома, которую сейчас проводит Счётная палата РФ.

«25 млрд. рублей было выделено автопрому этим летом в качестве беспроцентного кредита, – заявил корреспонденту «Нашей Версии» глава Счётной палаты Сергей Степашин. – Государственные средства были предоставлены АвтоВАЗу, чтобы избежать массовых сокращений рабочих, ведь главное сегодня – спасение рабочих рук и одновременно быстрая модификация этого предприятия. Ну, модификация, конечно, дело времени, но с рабочими желательно было бы окончательно определиться. Пока они сами не определились и не вышли на улицу».

Опубликовано:
Отредактировано: 26.10.2009 11:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх