// // Автошколам грозит массовое закрытие

Автошколам грозит массовое закрытие

322

Стоп, машина!

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На рынке обучения вождению нарастает паника: большинство российских автошкол в скором времени могут лишиться лицензий и прекратить существование. Такая перспектива открылась перед ними после вступления в силу с 1 июля этого года новых «Требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами». Сокращение числа учебных заведений и неминуемое повышение стоимости их услуг приведёт к тому, что желающие обзавестись водительской «корочкой» будут учиться ездить самостоятельно и сдавать экзамены экстерном. В итоге, предупреждают эксперты, на дорогах появится ещё больше потенциальных «аварийщиков».

Согласно документу, вышедшему в свет за подписью первых лиц Минтранса, Минобрнауки и Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ, приобщать сограждан к искусству управления автомобилем инструкторы должны не на каком-нибудь заброшенном пустыре, как часто бывает, а непременно на специально оборудованной закрытой площадке – автодроме. Это такой мини-городок со знаками, светофорами, с перекрёстком, железнодорожным переездом, эстакадой и т.д. и т.п. Построенный, разумеется, за счёт учебного заведения.

Закавыка в том, что сооружение самого скромного автодромчика, способного принять одновременно восемь машин, стоит как минимум 6 млн. рублей (это без учёта земельных вопросов). Возведение же автоматизированного полигона обойдётся по меньшей мере в 1 млн. евро. А если учесть, что отечественные автошколы (коих, к слову, насчитывается свыше 8 тыс.) ежегодно выпускают до 2 млн. претендентов на водительское удостоверение, цена вопроса выглядит просто запредельной. Кроме того, учебные заведения обязаны обзавестись современными тренажёрами-симуляторами (минимум 150 тыс. рублей штука) и аппаратно-программными комплексами (АПК) для тестирования различных психофизиологических качеств ученика (в частности, глазомера, внимательности, памяти, стрессоусточивости и темперамента) – от 100 тыс. рублей за штуку. Прибавьте к этому обязательное же оборудование всех учебных авто системами видеофиксации (90 тыс. рублей за каждого «железного коня») и станет понятно, что редкая автошкола потянет такие расходы.

Кстати, о видеофиксации. По официальной версии, с помощью этих записей начинающий автомобилист сможет после занятия изучить свои ошибки и обсудить их с инструктором. Но есть и другое мнение: мол, таким образом ДОБДД пытается за счёт автошкол решить собственные финансовые проблемы, возникшие после утверждения новой методики приёма экзаменов «на права». Согласно этому документу с ноября 2011 года первый и второй этапы испытания по вождению должны будут проводиться на машинах, оборудованных средствами аудио- и видеофиксации всего происходящего в салоне автомобиля и вокруг него – дабы исключить возможность фальсификации результатов экзамена. Однако у самих гаишников денег на видеокамеры нет: бюджет на закупку подобного оборудования в 2009 году был урезан в три раза (с 201 до 62 млн. рублей). Поэтому, если машины с видеокамерами в обязательном порядке появятся у всех автошкол, Госавтоинспекция сможет существенно сэкономить на этой статье расходов.

Для обзаведения всем вышеперечисленным хозяйством было отпущено всего полгода – новый регламент утвердили в декабре 2008 года. Правда, проверять школы на соответствие новым требованиям будут только при получении или продлении лицензии на образовательную деятельность. То есть пока действует старая лицензия, закрывать заведение никто не станет. Но если срок разрешительного документа истёк, обновить его можно, лишь вложив немалые средства в модернизацию.

По теме

Между тем первые из трёх сотен московских автошкол встанут перед вопросом, как жить дальше, уже в ближайшие месяцы, когда у них закончится лицензия. По словам главного специалиста службы лицензирования и аттестации Департамента образования столицы Василия Калиниченко, ни одна из них к переоснащению не готова. Ну нет у них сейчас денег на закупку оборудования. Кризис, будь он неладен. Одним из первых в Златоглавой – уже 19 ноября – без лицензии может остаться учебный центр «Торсион». «После этой даты мы закроемся либо, что вероятнее всего, начнём готовить учеников для сдачи экзаменов экстерном. Для этого никаких лицензий не требуется, – говорит директор автошколы Александр Штырлин. – Думаю, так поступят большинство наших коллег, иначе на столичном рынке труда прибавятся тысячи безработных».

Впрочем, отсутствие денег не единственная загвоздка. «Я закупил тренажёры и АПК. Но ученики отказываются от психологического тестирования. Спрашивают, на каком основании они обязаны это делать и где будет храниться информация? В правилах это не прописано. И главное: площадь автодрома должна быть размером примерно с гектар. За последние два года столичное правительство нам не дало ни метра земли. Что делать?» – вопрошает гендиректор Центральной автошколы Сергей Лобарев. «Мы бы и рады выделить, – отвечают на это в городском Департаменте земельных ресурсов, – но вы попробуйте найдите 300 гектаров свободной земли в Москве! Мы под новые дома для переселения жителей из хрущоб с большим трудом находим участки, под гаражи, чтобы убрать машины с дорог. Где же такие свободные поля отыскать в мегаполисе?»

Но вернёмся к деньгам. Понятно, что Вот только много ли найдётся желающих платить? Вряд ли. Что, по мнению чиновников от ГИБДД, наверное, и к лучшему: меньше новоиспечённых водителей на дорогах – ниже показатели аварийности.

Но не тут то было! «Конечно, когда обучение в автошколе станет ещё более дорогим удовольствием, народ туда уже не пойдёт, – заявил «Нашей Версии» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Но у нас есть альтернативный вариант – так называемая самоподготовка. То есть человек может сам прочитать учебник (или сделать вид, что прочитал), поездить немного с инструктором по чистому полю (или сделать вид, что поездил) и прийти в ГАИ сдавать экзамены. Как уж он там подготовился, неизвестно. Но повезло – билеты попались как раз те, которые знал. За руль сел – ну, слава богу, с горки удачно скатился, вроде как экзамен приняли. А если ещё и денег дал, так вообще всё замечательно. Поэтому альтернативы школам в виде самоподготовки для водителя быть не должно! Как невозможно, например, самообучение для хирурга или штурмана. Притом что из-за ошибок хирургов и штурманов гибнет гораздо меньше людей, чем по вине нерадивых водил».

Впрочем, никаких иллюзий по поводу качества обучения в автошколах, пусть даже усовершенствованных, наш собеседник тоже не питает. «Сегодня автошкола служит перевалочной базой между кошельком будущего автомобилиста и карманом гаишника, – утверждает г-н Травин. – Кандидат в водители, который не желает учиться, несёт деньги в школу, которая переправляет их в ГАИ. Какая-то часть оседает в учебном заведении, какая-то уходит гаишным начальникам, которые закрывают глаза на то, что вы, например, что-то не сдали. Можно сколько угодно ужесточать требования к школам, но пока действует такая схема, всё это теряет всяческий смысл».

Опубликовано:
Отредактировано: 09.09.2009 11:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх