Версия // Культура // Чем ближе режиссёр к казённой кормушке, тем внушительнее осваиваемые им суммы

Чем ближе режиссёр к казённой кормушке, тем внушительнее осваиваемые им суммы

2085

Голыйвуд

В разделе

Кинорынок РФ – восьмой на планете, однако наши производители безбожно проигрывают его иностранцам, в первую очередь Голливуду. Законодатели и прочие доброхоты в меру своих способностей предлагают ситуацию изменить. Например, недавно один небезызвестный режиссёр, Юрий Кара, выступил с предложением взять и запретить американское кино в России. Но даже столь радикальная мера отечественной фильмоиндустрии вряд ли поможет. Разруха в ней, очевидно, начинается в головах.

С момента развала СССР наша кинематография живёт в режиме «то погаснет, то потухнет». В отличие от инфраструктуры, которая за последнюю четверть века прошла путь от полного развала до строительства мультиплексов (только с 2006 по 2011 год число кинозалов удвоилось), производство фильмов в РФ до сих пор не выстроилось в стабильную систему.

В стране отсутствуют силы, способные наладить стабильный выпуск качественных картин. И редкие удачи стремительно сменяются оглушительными провалами, которые всё больше отвращают зрителей от отечественных «шедевров».

Вину за это должны поровну разделить участники рынка и государство. Ведь вряд ли будет преувеличением сказать, что основным кормильцем отрасли является госказна. Однако помощь до недавнего времени оказывалась исключительно финансовая, что не могло не разбаловать счастливцев, круг которых, впрочем, довольно ограничен.

Между тем по итогам прошлого года российский кинорынок стал восьмым в мире по сборам, достигшим показателя в 1,4 млрд долларов. Вот только львиную долю этих денег забирают себе иностранные компании. Российские кинопроизводители, конечно, и рады бы составить им конкуренцию, но гораздо лучше у них, похоже, получается претендовать на деньги налогоплательщиков.

В расстроенных чувствах

Отечественные компании ежегодно выпускают в прокат около 80 полнометражных фильмов. Выпускают с разной долей успеха: по данным издателя журнала «Кинобизнес» Александра Семёнова, в этом году прибыльными оказались где-то пять картин, ещё около десятка смогли выйти «в ноль», остальные принесли инвесторам убытки.

И у зрителя, похоже, уже сложилась устойчивая привычка особое внимание уделять стране – производителю кино. 70% отечественных фильмов демонстрируется при минимальном стечении народа, утверждает Семёнов.

Отсюда неутешительные цифры. В 2014-м в кинотеатрах России и стран СНГ было показано 320 картин, собравших почти 37,5 млрд рублей. Из этих трёх сотен только 59, или 18%, российские. На них пришлось лишь 15%, то есть менее 6 млрд рублей, всех сборов.

Но сборы – не главный финансовый показатель в волшебном мире кино. Гораздо интереснее оценивать прибыльность. А здесь у российских мастеров всё совсем нехорошо.

«Вий», рекордсмен сборов среди российских фильмов (более 39,5 млн долларов), так и не смог окупиться. При бюджете 26 млн долларов картина только для того, чтобы не принести убытков, должна была привлечь в полтора раза больше зрительских денег.

Входящие в сотню самых кассовых фильмов «Поддубный», «Дубровский», «Смешанные чувства» тоже потерпели неудачу. При бюджете соответственно 12; 2,5 и 2 млн долларов фильмы собрали 6; 1,7 и 1,4 млн долларов.

Справедливости ради надо отметить, что были у отечественных киношников в этом году и успехи. Продолжение свадебной феерии «Горько! 2» стоило 2,5 млн долларов, а заработало почти 13 млн долларов. «Кухня в Париже» может похвастаться примерно теми же расходами и доходами. Криминальная комедия «Всё и сразу», снятая за довольно скромные 750 тыс. долларов, принесла почти 3,5 млн долларов. Однако можно предположить, что это не более чем тактический успех. Некоторые из перечисленных фильмов столкнулись с малоприятной тенденцией: число зрителей с каждой новой неделей проката падает на десятки процентов. Налицо работа «сарафанного радио», транслирующего рекомендации не ходить на то или иное кино.

Свои люди

Среди эпических провалов отечественных художников кадра отдельно стоит отметить «Солнечный удар», созданный Никитой Михалковым по двум произведениям Бунина. Картина, к сценарию которой мэтр, по его словам, шёл 37 лет и от руки переписывал произведения великого писателя, «чтобы понять, как они сделаны», обошлась инвесторам в 21 млн долларов, а собрала менее 1,7 миллиона. Фиаско, в принципе сопоставимое с крушениями, которые потерпели предыдущие работы признанного мастера, – «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». Очевидно, теперь любители кино будут с особым нетерпением ждать 2016 года, когда запланирован выпуск очередного михалковского полотна – «Грибоедов». Его бюджет, по предварительным данным, должен составить не менее 45 млн долларов.

Откуда финансы? Вестимо – от государства. И складывается ощущение, что чем ближе человек к казённой кормушке, тем серьёзнее осваиваемые им суммы. Другим, понятно, обидно.

«На мою просьбу выделить 80 млн рублей мне выделили 5,3 млн рублей, – сетует актриса и кинорежиссёр Наталья Бондарчук, автор проекта «Снежная королева». По её словам, отечественное кино «неконкурентоспособно, потому что на один фильм «Хоббит» или «Аватар» потратили столько денег, сколько выделяется в год на весь наш русский кинематограф».

Власти же делают, что могут. Так, в прошлом году Фонд кино поддержал рублём 66 картин, выделив им в общей сложности 3,2 млрд рублей. Причём большая часть средств отпускается кинематографистам на безвозвратной основе.

Мультяшная страна

Однако не одной милостыней способно жить российское кино. Как показали результаты прошедшего с 5 по 15 ноября 35-го Американского кинорынка, этакой ярмарки проектов, отечественные мастера способны привлекать внимание не только провалами или обращениями за финансовой помощью.

«Появилось несколько молодых профессиональных команд, создающих конкурентоспособную, в том числе полнометражную анимацию, которая хорошо идёт в прокате в России и постепенно выходит на международные рынки», – с удовлетворением констатировал по завершении ярмарки глава Фонда кино Антон Малышев. В частности, внимание зарубежных прокатчиков привлёк полнометражный мультик «Алиса знает, что делать!» по мотивам произведений Кира Булычёва; Австралия закупила проект «Волки и овцы» студии Wizart Animation; произведённая той же компанией два года назад «Снежная королева» будет показана в странах Латинской Америки и Индонезии, был востребован и её сиквел. Непосредственно в Штатах заинтересовались англоязычным мультфильмом «Крякнутые каникулы» от российской «Планеты Информ».

Как видно, таланты в России не перевелись и охотно делают кино не только хорошее, но и кассовое. К сожалению, сами по себе сложиться в эффективную систему кинопроизводства они не могут. Потому что пока у нас в ходу система по эффективному осваиванию государственных денег.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.11.2014 11:15
Комментарии 0
Наверх