// // Продал пиво ребёнку – сел в тюрьму?

Продал пиво ребёнку – сел в тюрьму?

304

Не по-детски

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

За продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним могут ввести уголовную ответственность. С соответствующей законодательной инициативой на прошлой неделе выступил депутат-«единоросс» Роберт Шлегель. По словам автора законопроекта, торговцев, продающих сигареты и пиво подросткам, нужно лишать свободы сроком до полугода «с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до двух лет».

Кроме того, в пакете соответствующих поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы предусматриваются введение штрафа для провинившихся торговцев в размере 40 тыс. рублей и исправительные работы на срок от шести месяцев до года.

Предлагаемые меры существенно ужесточат ныне действующее законодательство. Так, сегодня ответственность за продажу алкоголя и сигарет лицам, не достигшим 18 лет, наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Уголовной же ответственности ныне действующее законодательство не предусматривает. Да и штраф для нарушителей пока что предусмотрен весьма незначительный: всего 1500 рублей.

Похоже, что ещё до внесения данного законопроекта кампания за нравственность и здоровье молодого поколения уже началась. Так, корреспонденту «Нашей Версии» уже не раз доводилось быть свидетелем того, как в ресторанах и кафе официанты спрашивали документы у молодо выглядевших посетителей, если они заказывали алкоголь. Примечательно, что соблюдением законодательства озаботились и в игорных заведениях столицы: нередки случаи, когда при посещении слот-холлов охранники традиционно требуют не только продемонстрировать содержимое сумки, но и показать документы.

Впрочем, идею о возможном введении уголовной ответственности за продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним поддержали и участники рынка, и правозащитники. «Алкоголизация молодого поколения сегодня одна из ключевых демографических проблем. Если посмотреть на демографическую статистику России, станет ясно, что наше молодое поколение должно быть нам куда дороже нефти или золота», – отмечает глава департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз. «Когда принимался закон о запрете на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, депутаты как-то подзабыли ввести адекватную ответственность за его нарушение. То, что это упущение нужно ликвидировать, абсолютно верно», – соглашается глава фонда «Право ребёнка» Борис Альтшуллер.

О том, сколь велика проблема алкоголизации молодёжи, свидетельствуют и статистические данные. Так, средний возраст, в котором молодёжь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. А, Не исключено, что за последние восемь лет эти цифры значительно увеличились, однако открытых статистических данных об алкоголизации молодёжи сегодня нет. «Даже в официальных документах, с которыми мне приходилось сталкиваться, нередко стоит ссылка на то, что статистика по алкоголизации подростков – закрытая информация. Есть данные по отдельным регионам. Но общие цифры по стране достать практически невозможно», – констатирует Вадим Дробиз.

По теме

Однако сможет ли введение уголовной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним решить проблему, ещё большой вопрос. Так, по словам Бориса Альтшуллера, введение столь жёсткого наказания ударит скорее по продавцам торговых точек, «которых сразу же уволят, когда начнутся проблемы с законом». «Нужно вводить такие штрафы для владельцев палаток, которые сделают их бизнес бессмысленным, а не сажать продавцов», – считает правозащитник. Сомневаются в практической пользе нового законодательства и в правоохранительных органах. «Мы вполне успешно лишаем лицензии торговцев, нарушающих уже действующее законодательство, ежедневно рейды проводим. Но если закон примут, то, конечно же, будем его соблюдать. Хотя подростки у нас хитрые и всегда придумают, как обойти правила», – отмечают в отделе по делам несовершеннолетних ГУВД Москвы.

Правда, самих законодателей подобные «мелочи» едва ли сильно беспокоят. По мнению аналитиков рынка, нынешнее обсуждение проблем алкоголизации молодого поколения – лишь попытка властей переключить внимание СМИ и общественности от обсуждения финансово-экономических проблем. Действительно, вопрос о борьбе с алкоголизацией поднимался ещё несколько лет назад. К примеру, Роспотребнадзор даже представлял проект программы национальной алкогольной политики. Соответствующие предложения вносили и представители бизнес-сообщества. Однако дальше обсуждения дело так и не пошло. «Зато сегодня этот вопрос вновь начали активно муссировать. Только за последние пару недель мне довелось выступать экспертом сразу в нескольких телепередачах, посвящённых обсуждению этой проблемы. Думаю, что налицо начало новой кампании», – констатирует Вадим Дробиз.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.03.2009 13:32
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх