Бенджамин Фридман в своей статье для The National Interest описал настоящий скандал ливийской войны. Он отмечает, что если бы десятая часть расследования конгресса, посвященного Бенгази, была посвящена бомбардировкам Ливии в 2011 году, то все аргументы законотворцев развалились бы.
Недостатки тех выводов были ясными уже тогда, а послевоенный распад Ливии, из-за которого случился хаос в Бенгази, просто делает их понятнее.
Конгресс в силу ряда причин не стремится получить от администрации подлинных данных по внешней политике. Из-за своей идеологической зашоренности республиканцы не обращают должного внимания и не критикуют президентскую администрацию за проводимую ею непродуманную политику. Это очень важный фактор, однако есть и другие.
Другая причина, почему Белому дому удалось избежать ответственности за неправомерные действия в Ливии, заключается в том, что очень немногие члены конгресса в каждой из основных партий готовы бросить вызов исполнительной власти, когда дело доходит до ведения войны. Это стало еще более очевидным после того, как конгресс продолжил избегать обсуждения или голосования по войне с «Исламским государством»* (запрещено в РФ).
Очень немногие в конгрессе считают, что есть необходимость сдерживать президентские военные начинания, еще меньше готовы пытаться противостоять. Ливийская война обнажила глубокую проблему, продемонстрировав, что представители в конгрессе полностью утратили свою роль в принятии решения о том, как и где США должны вести войну, оставив эти вопросы на усмотрение президента. Когда глава государства не желает вмешиваться, то США остаются вне войны, но если он решает, что смена режима должна все-таки произойти, тогда Америка «работает» над свержением правительства в иностранном государстве. Данные действия полностью противоречат принципам американской системы власти, и все же это, кажется, стало нормой. Если члены конгресса не заинтересованы в сохранении исполнительной власти за собой, то у них попросту отсутствуют стимулы ставить под сомнение зачастую фиктивные аргументы, которые предъявляют президенты и представители их администрации в поддержку военного вмешательства. Обсуждение аргументов о необходимости развязывания военного конфликта ставит под сомнение право президента начинать войну, и никто не хочет этого делать.
Слабые аргументы
Фридман точно подметил, что в случае войны в Ливии аргументы были и остаются исключительно слабыми, а с течением времени они выглядят еще хуже. Те, кто выступал за начало операции в Ливии, ранее заявляли, что одним из главных аргументов в пользу начала военной кампании было стремление режима прибегнуть к насилию в отношении мирных демонстрантов. Данное утверждение было ложным. В свете жестоких репрессивных мер в Бахрейне, Египте и Сирии, которые произошли с тех пор, мы можем оценить, насколько неискренними были подобные заявления. В качестве еще одного аргумента в пользу вмешательства было стремление защитить гражданских лиц. И все же любая война по смене режима приводила к тому, что жизнь обычных мирных граждан становилась еще менее безопасной, чем была ранее. Главным же доводом в пользу вмешательства стало то, что оно предотвратит массовые смерти в Бенгази, и это было весьма сомнительно. Истинный скандал здесь заключается в том, что администрация президента США может придумать доводы в пользу нападения на другую страну и даже не встретит сопротивления, ее точка зрения не будет подвергнута критике, когда это настолько важно.
Напомним, 17 марта 2011 года по настоянию президента США Барака Обамы Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1973, тем самым дав разрешение на интервенцию в Ливии. Данная резолюция декларирует защиту мирных жителей как цель вооружённого вмешательства. Она предполагает использование авиации для уничтожения войск, представляющих угрозу для населения.
- *
- «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.
«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.
«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.