// // Правительство потратит 300 000 000 000 рублей на привлечение иностранцев в Россию

Правительство потратит 300 000 000 000 рублей на привлечение иностранцев в Россию

374

Завтра туриста

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Российские власти, похоже, всерьёз намерены привлечь в страну иностранных туристов. Сейчас к нам едут примерно столько же, сколько в Гондурас, и в 40 раз меньше, чем в США. Задача проста: туристов должно быть больше. Однако, как выяснила «Наша Версия», даже многомиллиардный пиар не даст должного эффекта. Да и затраты на такую рекламу абсолютно несоразмерны получаемой прибыли.

В марте было объявлено сразу о двух новшествах, которые по задумке должны привлечь в нашу страну туристов. Врио губернатора Московской области Андрей Воробь­ёв сообщил, что готов план парка «Россия», который возведут в Домодедовском районе. По замыслу он должен стать «местом отдыха для российских и иностранных туристов, рассказывающим о нашей стране, её культуре и достопримечательностях». Воробьёв также отметил, что строительство «будет осуществляться за счёт частных инвестиций, а не бюджетных средств». Это, впрочем, не совсем сочетается с ноябрьскими сообщениями о готовности правительства выделить 192 млрд рублей «на строительство учебного и спортивного кластеров, энергетической и транспортной инфраструктуры». При этом, по мнению экспертов, общая стоимость «России» составит как минимум в четыре раза больше указанной суммы, то есть порядка 800 млрд рублей.

Второе нововведение – туристические SIM-карты. Вводятся они не сами по себе, а как дополнение к проекту единой туристической карты Москвы, которым занимается компания «Кремлин мультимедиа». Компания возникла недавно, и известно о ней не много – только то, что должность председателя совета директоров занимает профессор ВШЭ, председатель общественного совета Ассоциации юристов России, а также член генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Хазин.

Задача всех ветвей «Кремлин мультимедиа» – создать единую туристическую карту для гостей Москвы, аналогичную туристическим картам, действующим в таких городах, как Лондон, Нью-Йорк или Лиссабон.

С её помощью можно будет, к примеру, забронировать отель, узнать афишу на ближайшие дни или получить сразу «турис­тический пакет», в который входят абонемент в несколько музеев, поездка на туристическом автобусе и теплоходе. Стоимость пакета – 2400 рублей, и уже этим летом в него войдёт и мобильная связь – sim-карты будут действовать три дня с момента активации, а на стоимость пакета в целом их появление не повлияет.

Помимо этих новинок к затратам на повышение туристической привлекательности России можно добавить строительство трёх парков студии Dreamworks, о которых недавно писала «Наша Версия» (№ 09 от 04.03.2013). Их стоимость российский подрядчик оценил в 1 млрд долларов, а иностранные партнёры – в 3 миллиарда. Получается, в ближайшие пару лет, только по самым скромным оценкам, на развитие туристической сферы в России будет потрачено до 300 млрд рублей.

По данным Росстата, в 2012 году в Россию въехало 2,5 млн иностранных туристов, что на 10% больше, чем в 2011-м. Это немногим больше, чем едут в Литву и Эстонию, и примерно столько же, сколько в Гондурас и Чили.

Стоит отметить, что туристами считаются те, кто въехал по туристической визе или же указал туризм в качестве цели своей поездки. При этом всего иностранцев в том же году в Россию прибыло около 20 миллионов. Как сообщила «Нашей Версии» руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова, каждый западный турист проводит в России в среднем 7–10 дней, тратя порядка 1–1,5 тыс. евро. При этом Щеголькова признала, что особой динамики в отечественной туриндустрии не наблюдается: «Самые популярные направления у нас, к сожалению, остаются одни и те же – Москва и Санкт-Петербург, «Золотое кольцо» и круизы по Волге».

По теме

Если просто умножить 2,5 млн туристов на потраченные деньги, получается сумма в 3,75 млрд евро. Тем не менее это не чистая прибыль, а общий доход. «Это те деньги, которые туристы здесь в принципе оставляют – рестораны, транспорт, покупка сувениров. Чистую прибыль подсчитать не представляется возможным. У нас пока эти механизмы статистики не отработаны», – пояснила Щеголькова.

При этом иностранных туристов по-прежнему меньше, чем тех, кто едет в Россию по работе (38% к 40%). Кроме того, удручает и отсутствие роста популярности новых направлений – это напрямую говорит о провале всех усилий по повышению популярности России и изменению её имиджа. А применительно к размерам страны это и вовсе капля в море.

К примеру, в Испанию в 2012 году въехало 57,9 млн человек, при населении страны 47 миллионов. Можно аргументировать, что Испания – пляжное направление, но даже такие страны, как Чехия и Нидерланды, где искупаться весьма затруднительно, получили 6,3 млн и 11 млн туристов соответственно. Управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов в интервью «Нашей Версии» объяснил этот феномен тем, что в нашей стране относительно немного известных европейцам исторических достопримечательностей. «По сравнению с другими странами у нас низкая концентрация объектов всемирного наследия. Вторая причина в том, что совершенно отсутствует туристическая инфраструктура в современном понимании. То есть даже те наши достопримечательности, которые интересуют туристов, зачастую настолько неудобны, некомфортны, сложны для просмотра, что это сдерживает желающих», – говорит эксперт.

По мнению Хестанова, государство, если оно и вправду заинтересовано в увеличении туристического потока, должно выделять средства именно на развитие инфраструктуры, а не рекламы. «До тех пор пока не будут обеспечены привычные западным туристам условия в плане комфорта и удобства, любые вложения в пиар, к сожалению, почти не дадут эффекта», – резюмирует эксперт.

Опубликовано:
Отредактировано: 08.04.2013 15:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх