Версия // Власть // Правительство пересаживает топ-менеджеров госкомпаний на отечественные самолеты

Правительство пересаживает топ-менеджеров госкомпаний на отечественные самолеты

3445

Так полетим?

В разделе

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил директиву, адресованную всем представителям государства в советах директоров крупных госкомпаний и связанную с закупками и арендой самолетов. Основная рекомендация заключается в следующем: топ-менеджерам госкомпаний при выборе воздушных судов (пусть и ВИП-комплектации, с салонами повышенной комфортности) отдавать предпочтение отечественным разработкам, в первую очередь - SSJ 100.

Голосовать «за»

Представители государства, принимающие участие в закупке или аренде самолетов, должны будут голосовать только за российскую авиатехнику. Не коснется директива лишь «Аэрофлота» (он уже закупает SSJ 100) и двух лизинговых компаний – Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) и «ВТБ-Лизинг». В ГТЛК интересующимся СМИ сообщили, что компания уже приобретает и передает в лизинг российские самолеты: это касается SSJ 100, локализованной версии чешской машины L-410, а также вертолетов Ми-8 и «Ансат» (о чем имеется соглашение с «Вертолетами России»). В «ВТБ-Лизинге» все проще – там говорят, что в ближайшее время приобретать пассажирские самолеты не планируют.

«Комсомол» ответил... надо подумать?

Реакция Министерства транспорта уже известна: инициативу правительства там «безусловно поддерживают». Директива не означает, что первые лица ведущих госкомпаний должны немедленно пересесть в новые самолеты или озадачиться их закупкой: речь идет о перспективе и не касается уже приобретенной техники.

Но перспективы эти вызывают некоторые сомнения, поскольку энтузиазм наверху, похоже, не вполне разделяют на местах. Журналистам пока не удалось разыскать директоров госкомпаний, готовых прямо сейчас менять борт.

Пример другим могли бы показать флагманы экономики – такие, как «Роснефть» или «Газпром», имеющий собственную компанию «Газпром авиа». Однако, как сообщает источник внутри компании, о директиве в «Газпроме» знают, но закупать авиатехнику в ближайшее время не планируют. В авиапарке компании и так имеются Boeing 737-700, бизнес-джеты Dassault Falcon, отечественные Ty-154M и Як-40, SSJ 100, а также вертолеты Eurocopter EC-135, Ми-2, Ми-8, Ka-26, Ка-226. В общем, рады бы – да некуда. «Роснефть», согласно информации о закупках, располагает несколькими самолетами DHC-6 Twin Otter, а также, совместно с итальянской Leonardo и «Вертолетами России», ведет проект по производству вертолетов AW189, поставки которых должны начаться в 2018 году. Информации о том, планируют ли в компании приобретать еще какие-либо воздухоплавательные средства, на данный момент нет.

Опыт использования самолета SSJ 100 в смешанной ВИП/пассажирской комплектации есть у МЧС и у Рособоронэкспорта. Последний, правда, свой самолет, как говорят, вернул: ведомству необходимо было дальнемагистральное воздушное судно, SSJ 100 дальности не хватило. Видимо, по этой же причине в правительственной директиве делается исключение для турбореактивных самолетов с максимальным взлетным весом менее 3,8 тысячи кг и дальностью полета более 5 тысяч км, а также с максимальным взлетным весом более 38 тысяч кг и дальностью полета свыше 12 тысяч км. Это позволит госкомпаниям, в случае необходимости, без лишних вопросов приобрести самолет бизнес-класса зарубежного производства, такой, скажем, как Gulfstream G650 (максимальный взлетный вес - 45,2 тысячи кг, дальность полета – примерно 13 тысяч км).

Могли бы и помочь

Вообще же «заржаветь» может не за покупателем, который волей-неволей должен пересаживаться на российскую авиатехнику по указу сверху, а как раз за производителем. Отечественные самолеты ВИП-комплектации – это фактически продукция штучного производства. Возможно, параллельно с директивой имело бы смысл разработать и комплекс мер для поддержки процесса: скажем, оговорить налоговые льготы при приобретении российских самолетов, беспроцентные кредиты и т.д. – простимулировав, таким образом, не только предложение, от которого нельзя отказаться, но и спрос.

Справка

SSJ 100 – это Sukhoi Superjet 100, ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний. С 2008 по май 2017 года построено 129 самолетов, 8 из них – предсерийные и испытательные машины, 108 переданы заказчикам.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.05.2017 15:00
Комментарии 0
Наверх