Скандальный арест в Москве исполнительного директора некоммерческого Фонда содействия отселению жителей села Муслюмова Кунашакского района Челябинской области Александра Бурмистрова, который, по мнению представителей следствия, имел непосредственное отношение к хищению полумиллиарда рублей у переселенцев, наконец-то привлёк внимание властей к деятельности многочисленных переселенческих фондов. Шутка ли: ежегодно в России выделяются десятки миллиардов рублей на программы переселения. При этом минимум пятая часть средств растворяется в посреднических структурах, а в отдельных случаях расхищается до 80–90%. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался в механизмах подобных хищений и пытался понять, почему долгие годы расхитителей вообще не наказывали.
Переселенческие фонды создаются обычно в качестве посреднических структур между местными властями и теми, кого по каким-то причинам власти собираются переселить на постоянное жительство в другое место, и нередко служат средством лёгкого обогащения для мошенников. Только за последние четыре месяца были выявлены нарушения в Калининградской и Челябинской областях, Кабардино-Балкарии и Хакасии. Где-то счёт украденным средствам идёт на сотни миллионов рублей, где-то – на миллиарды. При этом механизм хищений незамысловат и виден невооружённым глазом. Вскрывать подобные преступления труда не составляет, говорят сотрудники правоохранительных органов, была бы политическая воля. Дело сдвинулось с мёртвой точки после того, как президент страны Дмитрий Медведев назвал деятельность посреднических структур незатейливым распилом и поручил Генпрокуратуре РФ выявлять вороватых посредников и отдавать их под суд.
До конца года должны провести ещё порядка 20 проверок в 16 регионах страны, и результаты их могут оказаться не менее скандальными, ведь расхищают переселенческие фонды, как правило, действуя по одной и той же отработанной до мелочей схеме. Допустим, имеется некий посёлок, который предполагается расселить. В случае с селом Муслюмовом Челябинской области заинтересованной в расселении стороной выступила госкорпорация «Росатом». Основанием для переселения стала программа «по преодолению социальных и экологических последствий деятельности ПО «Маяк». Как именно навредил этот самый «Маяк» (и, главное, когда – то ли в 1957 году, как гласит официальная версия, то ли на полвека позже, как об этом шепчутся в селе Муслюмове), представители Росатома широкой общественности не рассказали, зато выделили на расселение посёлка 550 млн рублей. Ещё 450 млн добавили из бюджета области. В итоге на выкуп под снос одного домовладения пришлось примерно по миллиону рублей.
Заниматься расселением муслюмовцев Росатому, само собой, было не с руки. Концерн перечислил средства ПО «Маяк» – сами преодолевайте, мол, ваши «экологические последствия». А «Маяк», в свою очередь, передал миллионы в Фонд содействия отселению. При этом, как считают в следственном управлении СК РФ по Челябинской области, был нарушен закон: при поступлении средств со счёта ПО «Маяк» на счёт Фонда содействия эти самые средства утратили статус государственных. А дальше «обезличенные» средства принялись «пилить». Председатель фонда Александр Родионов и его директор Александр Бурмистров стали определять суммы, назначаемые к выплате за готовые к сносу дома, так сказать, «на глазок». Причём делали они это, находясь в Москве. Поначалу домовладельцам вместо миллиона выплачивали по 700 тыс., но затем, видимо, ужаснувшись собственной расточительности, выплаты снизили до 300 тысяч. Разницу Родионов с Бурмистровым присваивали. В итоге представители фонда худо-бедно расселили 800 семей из тысячи. Оставшиеся 200 денег не получили вообще.
Такова сумма штрафа за расторжение некоей сделки, подробности которой стороны не раскрывают.
Остаётся загадкой, почему ни Росатом, ни ПО «Маяк» не поинтересовались судьбой перечисленных денег. Зато теперь интерес к этим деньгам проявляют в следственной части Главного следственного управления при областном главке МВД России. Там возбудили уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. Задержанному Александру Бурмистрову уже предъявлены обвинения. Теперь следователи попытаются разобраться, почему в качестве посредника в ПО «Маяк» выбрали именно никому не известный Фонд содействия отселению жителей села Муслюмова, а не какую-то иную структуру. А попутно пытаются задержать ушедшего в бега вместе с украденными деньгами Александра Родионова.
Аналогичным образом в последние два года проводились переселения в Иркутской и Калининградской областях, где обманутым людям пришлось создать «переселенческие коммуны» и требовать от местных властей обеспечить гарантии выплаты средств в полном объёме. Если в случае с селом Муслюмовом «распилом» средств переселенцев занимались представители некоммерческого фонда с подачи крупной госкорпорации, то в Кабардино-Балкарии аналогичные действия предпринимали чиновники администрации Прохладненского района. Они занимались махинациями с жильём, предназначенным для переселения граждан из ветхого фонда. Начальник административно-правового управления и управляющий делами администрации района в 2009 году приобрели у местных жителей семь жилых помещений стоимостью от 60 до 420 тыс. рублей. Официальным покупателем выступил некий Фонд содействия переселению из ветхого и аварийного жилья. Купленные помещения впоследствии были реализованы на аукционе за 700–750 тыс. рублей в качестве жилья для граждан, переселяемых из аварийных домов. Другими словами, чиновники продали жильё администрации, в которой служили, по спекулятивной цене. Схема продолжала работать, обогащая чиновников, и дала сбой лишь в мае этого года, когда было возбуждено уголовное дело по статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), предусматривающей до четырёх лет лишения свободы. Подобные схемы применялись в Хакасии, Башкирии и Приморье.
Последним по времени стало уголовное дело, возбуждённое управлением СК РФ по Омской области в отношении главы администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Анатолия Стадникова. Ему инкриминируют превышение должностных полномочий.
Чтобы представить себе истинный масштаб правонарушений в сфере аварийного и ветхого жилья, достаточно ознакомиться с данными, представленными на прошедшем в начале октября расширенном заседании коллегии прокуратуры Тверской области, где особое внимание уделялось именно прокурорскому надзору за эффективным использованием финансовых средств, предназначенных для переселенцев. Так вот, нарушения в этой сфере были выявлены прокурорами Калязинского, Фировского, Кесовогорского, Лихославльского, Спировского, Западнодвинского, Максатихинского, Сандовского, Кувшиновского, Конаковского, Нелидовского и Кашинского районов. Другими словами, нарушался закон практически повсеместно. И такое положение дел характерно не только для Тверской области.
Почему же расхитители переселенческих фондов вплоть до лета этого года имели возможность действовать совершенно безнаказанно? Дело в том, что расселение граждан в целом прерогатива Фонда содействия реформированию ЖКХ, созданного в 2007 году. По линии этой структуры из аварийного и ветхого жилья ежегодно переселяются порядка 100 тыс. российских граждан. Расселено и планируется расселить в ближайшее время порядка 16 тыс. домов. В уставной капитал фонда государство внесло 240 млрд рублей, 200 млрд было выделено на расселение регионов в 2009–2011 годах. Но охватить всё аварийное жильё фонд не в состоянии – сегодня в России такого насчитывается порядка 16 млн квадратных метров. По этой причине к расселению подключают и другие организации, которые, чего греха таить, нередко занимаются не столько своими прямыми обязанностями, сколько тем самым «незатейливым распилом», так возмутившим президента Дмитрия Медведева.
Впрочем, у правоохранительных органов имеются вопросы и к Фонду содействия реформированию ЖКХ. В апреле этого года Генеральная прокуратура РФ проводила проверку этой госкорпорации на предмет соблюдения законодательства при расходовании средств. Удалось выявить «многочисленные нарушения органами местного самоуправления порядка расходования предоставленных им денежных средств», а также «фактов использования финансовой поддержки государства не по целевому назначению». Уголовные дела возбуждены по фактам нарушений в республиках Калмыкия, Карелия, Карачаево-Черкесия, в Воронежской, Костромской, Магаданской областях. Генпрокуратура внесла генеральному директору фонда представление об устранении допущенных нарушений и о привлечении виновных лиц к ответственности.