«Почта России» сообщает: ее выручка за 9 месяцев 2024 года увеличилась (на 3% к прошлому году) за счёт роста доходов от оказания почтовых услуг и услуг для компаний электронной торговли. Теперь «Почта» просит ввести новые, выгодные ей условия для доставки товаров из-за границы. Это может ограничить число конкурентов – компаний, допущенных к трансграничной интернет-торговле.
Ленин: «Взять почту, телеграф...»
АО «Почта России» входит в перечень стратегических предприятий РФ. Седьмая крупнейшая компания в мире по количеству отделений – свыше 38 000, две трети которых находятся в малых населенных пунктах. В советское время почта выполняла важные социальные функции. Отсюда почтальон (вспомним Печкина) нес не только письма, но и газеты с журналами: в каждый дом – их выписывали несколько, в зависимости от состава семьи. Здесь же располагался переговорный пункт, откуда говорили «по межгороду». Здесь, в процессе получения пенсии, обсуждали деревенские новости.
Потом для почты настали трудные времена. Сначала исчез запах сургуча, которым запечатывали посылки. Потом перестали слать письма, обнулилась строка «продажа знаков почтовой оплаты» в финансовых отчетах. С деньгами и банками в стране стали твориться странные вещи – стали ходить какие-то загадочные «чеченские авизо», наличных денег на почтовые переводы хватать перестало. Их выдавали – даже а городах – только по письменному заявлению получателя, где он объяснял начальнику почтамта, зачем ему нужны эти деньги, и шел к окошку только с разрешающей резолюцией.
Обязательную для коммунистов «Правду» выписывать перестали, подписка кратно подорожала и рухнула в одночасье. Почта стал жить только приемами коммунальных платежей и доставкой пенсий, а расторопные структуры «бизнесменов» с пистолетами пытались составить ей конкуренцию – обещали доставлять деньги к порогу быстро – сидя на мотоциклах. Теперь пенсии перехватили не молодые бандиты, а банки со своими карточками.
«Когда я на почте служил ямщиком»
Ликвидировать почту совсем нельзя. В городах пошел процесс оптимизации. Сокращали количество отделений, пригороды слили с городскими, объединили администрации почты соседних районов. Более или менее доходная электросвязь от почтовой отделилась окончательно, поделили даже помещения: в больших зданиях переговорные пункты отделили от окошек «до востребования» и приема бандеролей. Немного поправил ситуацию с доходами возникший новый вид торговли, когда покупатели стали заказывать товары по каталогам и получать их по почте, оплачивая по принципу наложенного платежа.
А потом почтовики сообразили: можно не ждать чужих товаров, торговать можно самим. Так на почте сначала стали продавать карандаши и тетрадки, а потом появились шампуни и стиральные порошки, гречка и сахар, ароматизатор в машину и корм для кошек.
О городах и речи нет. Если в селе есть почта, там есть и магазин и никто не пойдет за сахаром на почту. Тем более цены там выше магазинных. Но для работников есть план продаж, который надо выполнять. Сельские жители недоумевают: «Всё бы ничего, но цены, цены зачем завышать? Хотя бы демпинговали немного, люди б брали хоть как-то. А так, какой смысл брать на почте, где нет ни холодильников, ни складских помещений. Ещё и цены выше. Наши почтовики говорили, что мыши обгрызают пачки с макаронами, списать не дают, выкупают почтальоны же для домашних животных. Текучка среди почтальонов огромная».
В ходе комплексной проверки деятельности «Почты России» за период с 2020 по первую половину 2025 года Счётной палатой были обнаружены тревожные факты, свидетельствующие о возможном нецелевом использовании средств, выделенных на пенсионные и социальные выплаты.
А работают на почте за минимальную зарплату те, кого в магазин работать не взяли или уже уволили – или за медлительность или, наоборот, за излишнюю бойкость. Поэтому работницы-операторы там не задерживаются, меняются, несмотря на официальное оформление и полный соцпакет.
Заглянуть за границу
«Почта России», как может, борется с конкурентами, потому что обеспокоена цифрами. В 2018 году доля трансграничной электронной торговли составляла 30% (504 млрд руб.), А объемы международных почтовых отправлений с импортными товарами у самой компании падают: с 311,3 млн штук в 2018 году до 88,6 млн штук в 2023.. В первом полугодии этого года их количество составило 31,7 млн штук. Доля на рынке логистики для трансграничной электронной торговли сократилась с 99% в 2018 году до 50%.
Но чиновники «Почты России» видят, как меняется жизнь, они хотят получать доходы, идя в ногу со временем. В частности, увеличить долю компании в объеме трансграничной торговли – доставке товаров в РФ и з-за рубежа. «Почта России» предложила ввести новые условия для доставки товаров из-за границы. Это должно повысить долю компании в сегменте, но одновременно может ограничить число компаний, допущенных к трансграничной интернет-торговле. Глава Минцифры Максут Шадаев направил свои предложения на этот счет министру экономического развития Максиму Решетникову.
Министр-цифровик предлагает принять в России дополнительные условия для желающих попасть в реестр операторов электронной торговли. В частности только операторов, у которых есть в собственности, аренде или управлении на всей территории страны помещения для хранения, доставки, приема и выдачи товаров.
Среди предложенных требований – неснижаемый остаток авансовых платежей не менее €3 млн на лицевом счете и уставный капитал не менее 100 млн рублей. Участники рынка назвали эти предложения избыточными и предупредили о риске сокращения числа компаний, которые будут допущены к трансграничной торговле.
За справедливость!
«Почта» утверждает, что ее доля продолжает снижаться из-за «неравных регуляторных условий», указывает на разницу возлагаемых на нее обязанностей в сравнении с маркетплейсами и экспресс-перевозчиками. Например, при приеме, перевозке и выдаче заказов «Почта» обязана пользоваться только почтовой документацией, соблюдать тайну связи, в то время как другие игроки могут выдавать товары в пунктах выдачи любому физлицу, которое предъявит код.
Получить товар от маркетплейса может любой член семьи (подросток), друг или сосед, что значительно удобнее, чем лично приходить в отделение почтовой связи, которое работает с выходным и перерывом, с паспортом для идентификации получателя. О положении «Почты» высказался и глава Сбербанка Герман Греф. По его мнению, компания проигрывает конкуренцию маркетплейсам из-за жесткого госрегулирования. Он напомнил, что «Почта России» вынуждена нести социальные функции и не имеет права привлекать самозанятых. Он указал на необходимость освободить «Почту» от «навешанных на нее гирь». Михаил Мишустин услышал почтовиков и поручил проработать вопрос сохранения и повышения доли «Почты» на рынке трансграничной электронной торговли.