// // Почему телевизионщики просят отсрочить закон о защите детей от вредной информации

Почему телевизионщики просят отсрочить закон о защите детей от вредной информации

350

Волков боятся

Из-за нечетких формулировок «вне закона» могут оказаться даже всеми любимые мультфильмы
Из-за нечетких формулировок «вне закона» могут оказаться даже всеми любимые мультфильмы
В разделе

Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) обратилась к председателю Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой отсрочить на год вступление в силу скандального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ, в частности, конкретизирует понятие вредоносной информации – помимо порнографии это и пропаганда наркотиков, а также табакокурение и информация о способах совершения самоубийства. «Наша Версия» выяснила, почему документ, вступающий в силу с 1 сентября, в его нынешнем виде может оставить вне закона многие классические произведения и даже детские мультфильмы, на которых выросло не одно поколение россиян.

Ограничить детей от того потока информации, который льётся с голубых экранов, – казалось бы, дело правильное. Вот только из-за нечётких формулировок под новый закон попадает масса детских фильмов и мультфильмов. Взять, например, один из самых известных советских мультфильмов «Ну, погоди!», где Волк частенько появляется с папироской. Не менее «вредоносным» может оказаться и главный сыщик всех времён и народов Шерлок Холмс, который, как известно, злоупотреблял наркотиками.

Сторонники законопроекта традиционно «кивают» на зарубежный опыт, однако многие эксперты признают, что принятый ещё в 2010 году закон не проработан. «Во всём мире за нарушение подобных законов в отношении СМИ применяются довольно серьёзные санкции, – говорит глава организации «Право ребёнка» Борис Альтшулер. – Но у нас законопроект недоработан, и, к примеру, роман Марка Твена «Том Сойер» с лёгкостью может быть отнесён к категории «информация, побуждающая детей к занятию бродяжничеством», а «Анна Каренина» и вовсе может быть признана провоцирующей на самоубийство».

В этот же список можно отнести и роман «Преступление и наказание» Достоевского, в котором Родион Раскольников зарубил старушку. Ведь если следовать букве закона, то он может повредить психику ребёнка, а заодно научит его применять топор «не по назначению». Не менее «ужасающими» можно посчитать и бессмертные творения Уильяма Шекспира, например убийство в «Отелло» или самоубийство в «Ромео и Джульетте».

Национальная ассоциация телерадиовещателей во главе с Эдуардом Сагалаевым признаёт необходимость защиты детей, но при этом критикует закон за наличие многочисленных положений, которые носят «крайне субъективный» и противоречивый характер. Так, ассоциация просит чиновников доработать нормы об экспертизе аудио- и аудиовизуальных произведений. Действующее положение предусматривает, что подобная экспертиза используется только при спорах об отнесении продукции к какой-либо возрастной категории. Согласно статье 19 орган исполнительной власти должен принимать во внимание только выводы эксперта. Доводы заинтересованного лица не учитываются, что лишает его возможности обжаловать решение суда. Есть у телевизионщиков и предложение – создать экспертный орган и наделить его соответствующими полномочиями, а его экспертизу признать неоспоримой. Тогда производители и распространители контента смогут проводить экспертизу заранее.

Активизировали свои усилия и те, кто заботится о здоровье населения. Члены Российской антитабачной коалиции обратились к министру культуры Владимиру Мединскому за поддержкой в принятии законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Они предлагают вообще запретить демонстрацию курения в кино и на телевидении. Кроме того, антитабачники надеются на запрет спонсорства табачными компаниями. «Курение не должно преподноситься с экранов как социально приемлемое и позитивное поведение. Табак не может быть символом успеха, благополучия и таланта. Мы просим выступить в защиту здоровья россиян и прекратить нормализацию табака и рекламу курения в общественном сознании при помощи искусства», – заявили антитабачники. Ссылаются они, как водится, на международный опыт. В своё время Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) совместно с исследовательской группой TNS собрала данные о самых популярных сериалах у аудитории от 12 до 24 лет. После просмотра 186 самых разных серий выяснилось, что общая длительность эпизодов с курением составила почти 80 минут.

Правда, такая антитабачная кампания совсем не понравилась деятелям культуры. Ведь зачастую именно табачные компании становятся спонсорами крупных мероприятий и музеев. Например, спонсором Эрмитажа и Мариинского театра является компания Japan Tobacco International, Третьяковской галереи – British American Tobacco. «Если запретить благотворительность табачным компаниям, курить меньше не станут, а Мариинка потеряет крупного спонсора», – резюмирует дирижёр Валерий Гергиев.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.07.2012 22:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх