// // Треть фильмов в российском прокате будет отечественного производства

Треть фильмов в российском прокате будет отечественного производства

407

Такое квот кино

lori.ru
lori.ru
В разделе

Впервые о квотах в российском кино заговорили ещё в марте. Тогда Минэкономразвития предложило Министерству культуры РФ ввести для российских кинотеатров обязательную квоту на показ отечественных фильмов в 24%, а уже на днях Минкультуры представило соответствующий законопроект, который практически наверняка будет принят. Уже в следующем году доля показа российских фильмов должна достичь 20%, в 2014 году – не менее 25%, а в 2015-м – и вовсе 30% от общего количества показов. Нарушителям грозит штраф от 100 до 200 тыс. рублей. «Наша Версия» разбиралась, к чему приведёт подобная практика.

Российские продюсеры и режиссёры этой идее, безусловно, будут рады, невзирая на то, что отечественный кинематограф в его нынешнем виде зрителю не особенно интересен. Лидеры кинопроизводства отказываются признавать, что падение интереса зрителей к их продукции объясняется её низким качеством. А жалуются они, как правило, на то, что сегодня рынок испытывает огромное давление со стороны американских гигантов, из-за которых прокатчики отказываются ставить в сетку отечественные фильмы и показывать их более двух недель. Однако опросы общественного мнения свидетельствуют, что людям просто не нравится наше кино, и никакие квоты не заставят зрителя его смотреть.

Одно из главных сомнений заключается в том, каким образом обеспечить требуемый процент. Сейчас в России на экраны выходит до 320 фильмов в год. Из них приблизительно 130 американских. В России фильмов создаётся не меньше, чем в советскую эпоху, – 90–100 в год, в производстве находится в два раза больше, а сколько из этого количества видит зритель? В лучшем случае – 20–30 в год. Из них не более половины названий на слуху, а вот понравятся зрителю и вовсе около пяти картин.

«Квоты в кино чреваты плохо предсказуемыми последствиями, – считает исполнительный вице-президент кинокомпании «Централ Партнершип» Злата Полищук. – Вот что значит «минимальный порог в 24% в днях проката»? Ведь «день проката» – это очень условное ограничение. Можно ставить российское кино в 6 утра и формально эту квоту выполнять. Мы всегда работаем в рамках закона, и если такие ограничения примут, будем исходить из них». По её словам, новшество может привести к тому, что кассовые фильмы станут собирать ещё больше, а имевшие среднюю или небольшую кассу соберут даже меньше, если вообще попадут в кинотеатры.

Президент холдинга «Проф-Медиа» Рафаэль Акопов выступает категорически против законопроекта и требует дать ему обратный ход. «Мы, как сеть, примем все меры для неисполнения этого закона. Никто не заставит кинотеатр поднимать цены на билеты. Никто не заставит его принять очередной квотированный фильм. Минкультуры за долгие годы не построило ни одного кинотеатра! Если вы хотите вводить квоты, сделайте государственные кинотеатры и показывайте там кино», – заявил он.

Россия – далеко не первая страна, которая пытается не поддаться «американизации» кинематографа. Чиновники традиционно кивают на Европу – мол, во Франции квота на показ своих фильмов достигает 43%, в Италии – 21%, в Великобритании и Австрии – 16%. Цифры действительно верные, но с одной оговоркой: это не квота, а естественная доля национального кино в прокате.

А для спасения своего кинематографа Франция разработала целую систему. Так, существует специальный фонд на государственном уровне, куда все кинотеатры, телеканалы и производители отчисляют определённый процент доходов, полученных от распространения и трансляции иностранного кино. Из этих средств (весьма приличных) и субсидируется национальное французское кино.

Помимо Европы с голливудскими фильмами пытаются «бороться» и в Азии. Так, например, несколько лет назад китайские власти вообще запретили показ в стране продукции «фабрики грёз». Сегодня согласно китайским законам только 30 иностранных фильмов в год могут быть показаны по системе распределения доходов между продюсером и прокатчиком. Остальные фильмы, не сумевшие попасть в квоту, приобретаются для проката в Китае в большинстве случаев за фиксированную сумму. Правда, правительство обещает увеличить квоту до 60 картин в год. А вот в Индии ежегодно к показу разрешено не более 100 зарубежных лент.

Кстати, Минэкономразвития предлагало и более радикальную меру – квотирование импорта, то есть ограничение общего объёма иностранных картин, допускающихся на российские экраны. Такая инициатива, к счастью, невозможна хотя бы из-за международных требований в связи со вступлением России в ВТО. А то могли бы жить, как в Китае, – 30 иностранных фильмов в год и собственная продукция непонятного качества. Но так как качеством по-прежнему никто заниматься не намерен, чиновники решили взять количеством, надеясь таким образом спасти российский кинематограф.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.07.2012 21:52
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх