Версия // Власть // Питерцам запретят ругаться матом, а томичей обяжут улыбаться прохожим

Питерцам запретят ругаться матом, а томичей обяжут улыбаться прохожим

2083

Это наш город!

Защиту окружающей среды чиновники решили возложить на «нравственные кодексы» Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Сразу в нескольких субъектах РФ чиновники занялись разработкой специальных кодексов поведения для их жителей. Уже действует Нравственный кодекс анапчанина. Аналогичные кодексы готовятся в Томске и Сочи. В Законодательном cобрании Санкт-Петербурга идут дискуссии вокруг проекта Кодекса петербуржца. В Москве скоро выйдет Кодекс обаятельной землячки, предназначенный для прекрасной половины жителей столицы. Какими политики видят своды нравственных принципов для своих избирателей, рассказывает корреспондент «Нашей Версии».

Мы уже ранее писали о стараниях чиновников, направленных на воспитание «правильных людей» из своих непосредственных подчинённых. Региональные начальники блистали по этому поводу разнообразием креативной мысли. Губернатор Архангельской области Илья Михальчук письменно обязал всех сотрудников приветствовать его в зале заседания стоя. Глава Вологодской области Вячеслав Позгалёв запретил курение даже на крыльце здания обладминистрации, предложив удерживать у курильщиков часть их зарплаты. Губернаторы Свердловской области и Камчатского края ввели для подчинённых строгие, детально прописанные дресс-коды. Причём на Камчатке под запрет попали даже джинсы, а на Среднем Урале регламентировали допустимую длину каблука – от 4 до 6 сантиметров. Президент Татарстана заставил своих министров делать физзарядку, а красноярский губернатор обязал чиновников сдавать нормы ГТО.

Либо поставленная задача выполнена – духовный и физический облик чиновников достигли желанного совершенства, – либо областное и местное начальство поняло безнадёжность этой затеи, но оно переключилось на другую цель. Ширится число городов, где объектом нравственного воспитания «сверху» стали простые жители.

Первой ласточкой стала Анапа, где ещё в позапрошлом году по инициативе тогдашнего мэра Анатолия Пахомова был принят Нравственный кодекс анапчанина. Документ включает в себя девять главных заповедей: «Быть патриотом Анапы и дорожить званием анапчанина», «Уважать историческую память», «Беречь свою семью», «Добросовестно трудиться на благо Анапы», «Сохранять общее имущество», «Заботиться о своём здоровье», «Сохранять экологию», «Не подвергать опасности жизнь окружающих тебя людей», «Проявлять уважение к жителям и гостям Анапы».

Замечательные максимы, против которых нечего возразить! Более того, каждая из них подробно расшифровывается до конкретных рекомендаций, и некоторые из них тоже хочется цитировать отнюдь без какого-либо сарказма. Например: «Хранить уникальные природно-климатические условия Анапы; принимать участие в экологических десантах и не позволять строить нарушающие экологию объекты». Или вот эту: «Ценить и помнить культуру и народные традиции, присущие людям всех национальностей, живущим на территории Анапы»… Завершается кодекс фразой: «Помни, что относиться к людям нужно так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

По словам автора кодекса Елены Громовой, отвечающей в горадминистрации за работу с домовыми и квартальными комитетами жителей, «мы после распада Союза утратили национальную идею, а нравственный кодекс, возможно, станет основой новой идеи, ведь его по всей стране разнесут наши отдыхающие». О штрафах или других наказаниях за нарушение Нравственного кодекса вопрос даже не поднимался – дело-то высокоморальное. В прошлом году Пахомов был избран мэром Сочи, и в настоящее время идёт работа над кодексом сочинца...

Идея нравственного совершенствования жителей зашагала по России, и в других регионах уже задумываются о том, чтобы не ограничиваться добрыми рекомендациями, а заставить их выполнять – хотя бы под угрозой штрафов. Например, такие разговоры уже слышны в Томске, где местная Гражданская палата (аналог Общественной палаты) буквально на днях одобрила проект Кодекса томича.

По теме

Как подчеркнул сам автор проекта, руководитель СибЭкоАгентства Алексей Торопов, его «кодекс отличается от подобных документов в других регионах России тем, что он прикладной от корки до корки» и представляет собой «инструкцию по применению в самых критических моментах повседневности». А председатель правового комитета обладминистрации Григорий Шамин уже знает, как заставить выполнять «нравственную инструкцию», сочетая её с административным кодексом: «В Кодексе томича значится, что «дома шуметь прекращаю до 23.00», и с нарушителей порядка взыскивается штраф в 500 рублей. К сожалению, общество развивалось так, что наказание является главным стимулом для ненарушения законов».

Жизнь томича согласно проекту кодекса гораздо более регламентирована, чем того же анапчанина. Вот фрагменты из будущего регламента его поведения: «На улицах родного города я встречаю прохожих приветливым выражением лица»; «Увидев прохожего, бросившего на улице какой-либо мусор, я вежливо попрошу унести брошенное до ближайшей урны»; «Ни в коем случае не поджигаю сухую траву, пух, опавшую листву»; «Избегаю закапывания мусора»; «Крупногабаритный мусор возле мусорного бака не складываю» и т.д. и т.п.

Свой нравственный кодекс собираются разработать в Санкт-Петербурге. Один из проектов был создан ещё в 2008 году и предписывал жителям культурной столицы «выбирать своим хобби только общественно полезные, социально важные, безопасные виды деятельности» и «использовать только нормативные выражения». Впрочем, до сих пор эта идея так и не прошла чиновные инстанции, и недавно её решила перехватить ЛДПР, переработав в свойственном этой партии направлении. Проще говоря, главной идеей «нравственного кодекса» от ЛДПР стала борьба с теми, кто «понаехали».

Сравните сами. В общественном проекте Кодекса петербуржца было записано: «Петербуржец уважает достоинство каждого человека вне зависимости от его национальной и религиозной принадлежности, укрепляет дух всеобщего братства и гармонии в обществе», а также «петербуржец неизменно являет своим характером такие лучшие качества человека, как интеллигентность, миролюбие, терпимость, дружелюбие…». Лидер же фракции ЛДПР в ЗС Санкт-Петербурга Елена Бабич предложила создать Кодекс петербуржца, в котором «приезжим было бы запрещено ходить по центру города в халате и тапочках». По её словам, за много веков в городе выкристаллизовался уникальный стиль в одежде. Впрочем, в чём заключается этот «уникальный петербургский стиль», парламентарий не уточнила.

Лидер фракции КПРФ в ЗакСе Владимир Дмитриев иронично предположил, что для реализации кодекса от ЛДПР придётся создать новую структуру, которая будет встречать приезжих в аэропортах и там заставлять их переодеваться: «Если у человека нет другой одежды, кроме халата и тапочек, его за это выставлять из города? Мы гордимся тем, что в нашем городе, например, самая большая татарская диаспора, но о каком взаимоуважении культур в этом проекте идёт речь? А если коренной петербуржец позволяет себе выйти на улицу в тренировочных штанах не первой свежести – это хорошо?» Так же оценила инициативу ЛДПР и председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова: «Петербург – многонациональный город, и мы всегда были терпимы к разным привычкам жителей. Навязывать людям правила поведения – это не по-петербургски».

То же касается и ещё одного предложения жириновцев – обязать всех горожан разговаривать между собой только на русском языке. По словам директора Московского бюро по правам человека Александра Брода, «мигранты должны знать русский язык, но никто им не может указывать, на каком языке разговаривать в быту». По мнению правозащитника, «запрет на ношение национальной одежды грубо нарушает права верующих людей, полезнее было бы сделать памятку мигранту, где будут указаны основы российского законодательства, справочные телефоны Федеральной миграционной службы, служб занятости, национальных общин и адвокатского сообщества».

А самый пока оригинальный кодекс скоро появится в Москве по инициативе руководства Юго-Восточного административного округа – свод советов для девушки, приезжающей в столицу поступать в вуз или в поисках работы. В Кодексе обаятельной землячки будут указаны «основные ошибки, допускаемые порой излишне доверчивыми барышнями по приезде в Москву». Авторы не только поведают о тонкостях поступления в тот или иной вуз или трудоустройства, но и подскажут, как определить порядочного молодого москвича, указав места в Москве, где можно познакомиться с этими «редкими экземплярами». Кодекс обаятельной землячки будет призван помочь ей покорить их «хорошими манерами, нравственным поведением и обаянием».

Работу над созданием документа поручили 12 представительницам диаспор из Ростова, Анапы, Нижнего Новгорода. Префект ЮВАО и по совместительству председатель Ассоциации московских землячеств Владимир Зотов пообещал активно курировать созидательный процесс. Один из авторов проекта, журналистка Мария Макаревская, приехавшая в Москву из Нижнего Новгорода, заявила, что информация для кодекса будет черпаться из жизненного опыта: «Мы хотим сделать большой акцент на том, что представительницы регионов ничем не хуже и не менее талантливы, чем представительницы Москвы». Помимо теоретических сведений в кодексе будут представлены рассказы знаменитостей о том, как им удалось покорить столицу, сленг-словарь, полезные телефоны социальных служб. Планируется, что кодекс увидит свет в начале августа, когда закончатся вступительные экзамены.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.07.2010 20:03
Комментарии 0
Наверх