// // Пермские образовательные учреждения возглавляют предприниматели

Пермские образовательные учреждения возглавляют предприниматели

383

Школа бизнеса

Ученики – живые деньги для школы
Фото: ИТАР-ТАСС
Ученики – живые деньги для школы Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В четырёх пермских школах директорами стали бывшие бизнесмены. Раньше эти предприниматели работали или в строительстве, или в сфере недвижимости – зачастую их фирмы попросту обанкротились. Чиновники от образования не растерялись и решили: пускай, мол, у деловых людей нет педагогического образования, зато они хорошие управленцы. И поручили безработным руководить школами. Бывшие бизнесмены, в свою очередь, готовы выполнить любые приказы нового начальства.

Дефицит управленцев в школе, отмечают чиновники, растёт с каждым годом. А менеджеры нужны. В конце концов, для того, чтобы эффективно осваивать деньги, которые даёт школе бюджет. Пермские школы, к слову, получили за последние несколько лет больше миллиарда рублей. Средства эти идут, точнее должны идти, на устранение претензий пожарных и других надзорных органов.

Но вовремя провести, например, аукционы-котировки (а без них, как правило, школа и купить ничего не может) директорам «старой закалки» не под силу. «Сегодня директор – это не столько педагог, сколько и юрист, и экономист, и менеджер, и просто яркий лидер!» – считает начальник городского департамента образования Людмила Гаджиева. Таких «ярких», видимо, нашли только в бизнесе.

Виталий Слободян, в прошлом генеральный директор ООО «Производственная строительная компания «Фаворит», возглавил школу № 123.

Пока жду Виталия у его кабинета, разговариваю с вахтёром, что сидит за столом неподалёку. «А он вообще редко сидит на месте, – объясняет женщина, почему руководителя нет на месте, – не то что прежний!»

Летом, когда в школе делали ремонт, чуть ли не самое активное участие в нём принял именно директор: работал с подрядчиками, то и дело ходил по коридорам и следил за тем, что делают в здании рабочие. В итоге закончили ремонт в рекордный для этой школы срок.

Нахожу Виталия только на лестнице на второй этаж – вместе с учеником директор несёт парту…

«1 сентября, – рассказывает молодой человек (Виталию 30 лет. – Ред.), – делились с сыном-школьником впечатлениями, как у кого прошёл первый учебный день. Никогда не мог подумать, что такое произойдёт!»

«У нас с вами 35 минут. Через это время мне надо будет сесть в машину и уехать», – по-деловому начинает педсовет в 73-й школе другой директор-новичок.

Юрий Осокин, в прошлом начальник отдела ренты ООО «Центр недвижимости и инвестиций «Статус», в отличие от Виталия в образовании уже работал. Был замдиректора техникума, потом завучем нескольких школ.

Четыре года назад ушёл в бизнес. Сейчас его фирма вошла в чёрную полосу. И он пошёл в школу.

«В образовании работать тяжелее всего, – говорит Юрий. – Главное – уметь проблему разбивать на задачи. Но если сумеешь это сделать – всё получится!» – улыбается новоиспечённый директор.

Мужской подход – это вам не только вовремя закончить ремонт.

«Мы несколько лет боролись с тем, что ученики курят прямо на школьном крыльце, – отмечает социальный педагог 73-й. – Юрий Петрович работает здесь всего месяц – сумел добиться того, что курильщиков на крыльце больше не видно! Вот что значит настоящая индивидуальная работа!»

Словом, в противостоянии со школьными хулиганами у женщин-учителей появилась серьёзная подмога. Но во всём ли директор и учителя найдут общий язык?

По теме

Перед каждым директором-самоучкой стоит задача сделать так, чтобы в школе училось как можно больше детей. Иногда в разы больше, чем сейчас.

Мало детей – это почти катастрофа в сегодняшних условиях. При подушевом финансировании школа «богата» ровно настолько, насколько много в ней учеников. «За каждым из них идут деньги», – твердят в департаменте образования.

Но если бы вы были на линейке в школе Виталия Слободяна 1 сентября, то увидели бы, что, когда объявили выход 10-го или 11-го класса, вышли едва ли больше 10 человек.

Директор обещает, что уже в следующем году линейка в День знаний будет более многолюдной.

«Для этого надо, – делится планами Виталий, – чтобы дети как можно меньше времени проводили на улице».

Директор хочет открыть в школе кружки на любой вкус: для спортсменов, художников и компьютерщиков.

«Недавно я узнал, что у нас в школе учится мальчик, который делает интернет-сайты, – отмечает Виталий. – Для него я готов купить компьютер: пусть сам занимается и других учит!»

– А если парни будут просто играть в игры на этом компьютере? – уточняю.

– Пусть так, зато они не будут на улице, – отвечает директор.

Лучше ли компьютерные игры улицы, вопрос спорный. Но глядишь, после такого нововведения «душ» учеников в школе прибавится.

А какой ценой этого добьются – получается, не важно.

В школе Юрия Осокина учатся больше 200 человек – денег, которые удаётся «заработать» на этих учениках, с трудом хватает не только на зарплату учителям, но и чтобы заплатить за свет в школе.

Решение проблемы уже есть. На базе этой школы через несколько лет должен появиться первый в городе центр инклюзивного образования (это когда инвалиды и неинвалиды учатся вместе).

Суть в том, что сюда придут учиться воспитанники коррекционной школы

№ 155, которая находится неподалёку. Инвалиды как раз и станут теми недостающими «душами».

73-я школа между тем находится, по выражению её директора, «не в первой десятке рейтинга». На педсовете разбирают поведение хулиганов: «Нецензурная брань в адрес социального педагога, – перебирает жалобные докладные от учителей Юрий, – катание на велосипеде на втором этаже, распыление газового баллончика – такое, что пришлось эвакуировать всю школу». И это всё сделал только один ученик!

Да, этого парня можно понять: его мать и младший брат (уже давно) сгорели прямо у него на глазах, а в августе умер отец. Сейчас он живёт с бабушкой. Но поймут ли его «не такие» с виду инвалиды, а он – их? Тем более что проблемных ребят в 73-й школе не один и даже не десять.

«Представьте, что туда пойдут учиться наши дети! – восклицают родители инвалидов. – Однажды они уже ходили на несколько занятий в 73-ю школу. «Местные» пинали ногами дверь кабинета, где занимались ребята, и никак не уходили. Попросту не дали вести урок! С ними не могли справиться даже два педагога».

Закон «Об образовании» гарантирует детям «с особенностями» право выбора: учиться в обычной школе или «в своей среде». Выбора же фактически не будет, подмечают критики проекта слияния. 155-я школа находится в помещении бывшего детского сада. С недавних пор пермские власти не продляют лицензию таким образовательным учреждениям: мол, помещения для малышей не соответствуют санитарным нормам для школьников. Нового помещения 155-й тоже не дают.

Остаётся один «выход» – сливаться с 73-й школой. И отвечать за это будет именно Осокин.

«Шанс ошибиться у директоров, не имеющих педобразования или давно не работавших по специальности, почти равен нулю, – объясняет Гаджиева, почему она доверяет новичкам. – Просто потому, что контролировать каждый их шаг буду лично я».

Тем не менее пермские правозащитники с опаской наблюдают за новациями чиновников: «Управленец в бизнесе и образовании – абсолютно разные вещи, – считает директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев. – Задача первого – заработать, а второго, наоборот, инвестировать в детей».

Конечно, .

Как бы то ни было, в ближайшие месяцы пермский департамент образования обещает объявить дополнительный набор людей с улицы в школьные директора.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.10.2009 13:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх