Версия // Общество // Рост цен на спиртное снижает смертность от алкоголизма

Рост цен на спиртное снижает смертность от алкоголизма

1998
Фото: Лаура Ильина
В разделе

Повышение налогов на алкогольную продукцию, то есть фактически увеличение её стоимости, является весьма эффективным способом снижения смертности от злоупотребления спиртным – к такому выводу пришли американские ученые.

Александр Вагенар и его коллеги из Университета Флориды изучали связь между ростом цен на выпивку и смертностью от вызванных Бахусом заболеваний на Аляске в период с 1976 по 2004 год. Оказалось, что в годы повышения налогов на горячительные напитки наблюдалось значительное снижение алкогольной смертности. Так, в 1984 году после увеличения налога с 46 до 63 центов этот показатель упал на 29%, а после очередного повышения в 2002 году количество летальных исходов сократилось на 11%. В обоих случаях уровень смертности оставался пониженным в течение нескольких лет после подорожания спиртного.

В России от алкоголя и связанных с ним заболеваний ежегодно умирают до 700 тыс. человек. По данным Роспотребнадзора, алкоголизмом страдают свыше 2,5 млн. россиян. Оптимисты предлагают прибавить к этой цифре ещё столько же, пессимисты полагают, что таковых у нас в несколько раз больше. Примечательно, что в последнее десятилетие состав отечественных алкоголиков изменился. В частности, их ряды пополнили менеджеры среднего звена. Как правило, это люди активного возраста, от 25 до 50 лет, социально адаптированные, семейные, с хорошей работой. Они почти не умеют отдыхать и используют алкоголь для снятия ежедневного стресса. Увеличилось и число молодёжи, злоупотребляющей спиртным.

Согласно опросу, проведённому фондом «Общественное мнение», 3% россиян выпивают практически каждый день, ещё 14% делают это несколько раз в неделю. А вот треть респондентов (32%) утверждают, что «принимают на грудь» всего несколько раз в год. Среди любимых алкогольных напитков жители нашей страны чаще всего называют пиво и водку («беленькой» мы выпиваем в 1,5 раза больше, чем вина и в 30 раз больше, чем коньяка).

Комментарий

Александр Магалиф, врач-нарколог, старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии, ведущий специалист Клиники психологической адаптации:

– Вполне возможно, что в Америке действительно существует прямая зависимость между ростом цен на алкогольную продукцию и уменьшением смертности от злоупотребления спиртным. Дело в том, что там львиная доля горячительных напитков продаётся в барах. Подорожание же выпивки, очевидно, приводит к тому, что американцы начинают меньше пить, а следовательно, реже умирают по вине зелёного змия. В России же всё по-другому. Если на Западе «принимают на грудь» в основном в питейных заведениях, то у нас пьянствуют на улице, в гаражах, подъездах, парках, на пляжах, в транспорте (раньше бутылка на троих, теперь – на двоих). А с повышением стоимости спиртного граждане переходят на более дешёвые варианты: скрываемую часть произведённого заводами алкоголя (по неофициальным данным, наши спиртовые и водочные заводы производят до 40% неучтённой, а потому дешёвой, продукции), его суррогаты и на так называемый некоммерческий алкоголь, то есть самогон. Так что в нашей стране подорожание выпивки вряд ли способствует снижению алкогольной смертности. Скорее наоборот.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.09.2009 14:17
Комментарии 0
Наверх