// // Передел на рынке туризма не добавит уверенности отдыхающим

Передел на рынке туризма не добавит уверенности отдыхающим

308

Игра на вылет

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Туристы «проблемного» туроператора «Капитал Тур» до сих пор остаются в подвешенном состоянии. Однако, каким образом в итоге разрешится ситуация с «Капитал Туром», сегодня уже мало волнует и представителей турбизнеса, и чиновников. Финансовые проблемы одного из крупнейших отечественных операторов запустили куда более глобальные процессы: на прошлой неделе в Госдуме прошло заседание профильного экспертного совета, на котором обсуждались будущие поправки в законодательство. Самое интересное: несмотря на изобилие предложений, по сути, ни один из предлагаемых механизмов не сделает потребителей более защищёнными.

Если бы у «Капитал Тура» не было финансовых проблем, их стоило бы выдумать – так в двух словах можно описать ситуацию, сложившуюся сегодня в российской туриндустрии.

Напомним, что ещё две недели назад банки – кредиторы «Капитал Тура» отказались пролонгировать долги компании, составляющие, по разным оценкам, более 100 млн долларов, в результате чего на сегодняшний день около 8 тыс. клиентов оператора не могут отправиться в путешествие по оплаченным путёвкам. Если проблемы «Капитал Тура» так и не будут решены, то 190 млн рублей финансовых гарантий, предоставленных СК «Инногарант», не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим клиентам. Сколько-нибудь бесконфликтное разрешение ситуации будет возможно только в том случае, если банк МФК всё-таки предоставит оператору обещанные инвестиции в размере 15 млн долларов – денег этих, очевидно, не хватит для спасения самой компании, но будет достаточно, чтобы на улицы не вышли толпы недовольных граждан.

Зато чиновники отметились целым рядом громких заявлений. Руководство и Минспорттуризма и Ростуризма не преминули заметить, что механизм фингарантий, призванный защищать туристов в случае краха крупного туроператора, показал свою неэффективность. И туристическое законодательство решено было в срочном порядке пересматривать. Правда, грядущее «редактирование» едва ли принесёт пользу потребителям.

Впервые о необходимости защиты туристов от возможного банкротства туроператорских компаний российские власти заговорили ещё в 2006 году. А с 1 июня 2007 года, с вступлением в силу поправок в закон «Об основах туристической деятельности», работать на операторском рынке могли только компании, получившие финансовые гарантии от банков или страховых компаний. Размер финансового обеспечения поначалу был весьма скромным: 500 тыс. рублей для операторов внутреннего туризма, 5 млн рублей – для международного. С 2008 года размер фингарантий для компаний, занимающихся выездным туризмом, был увеличен до 10 млн рублей.

Главным идеологом данных законодательных изменений выступало тогдашнее руководство Федерального агентства по туризму (Ростуризм) при поддержке крупных представителей турбизнеса. В те времена лоббисты не скрывали, что одной из главных задач принимаемых нововведений является выдавливание с рынка мелких и средних игроков. Интересно заметить, что столь откровенно декларируемые цели нового законодательства даже явились причиной раскола в бизнес-сообществе.

Главной причиной раскола турбизнеса явились два принципиально разных подхода к готовящимся изменениям в законодательстве. Представители крупного бизнеса настаивали на том, что только финансовые гарантии смогут максимально обезопасить клиентов, другая «группировка» предлагала подумать над более надёжными схемами, например страхованием рисков каждого отдельного туриста.

«Страхование каждого отдельного договора технически возможно, РСТ, собственно, это предлагал с 2006 года. Только в этом случае можно быть уверенным, что денег хватит каждому туристу. Если, конечно, страховщик не обанкротится», – говорит президент РСТ Сергей Шпилько.

По теме

Доводы РСТ подтвердились после банкротства в июне 2008 года турецко-австрийского оператора Vasco, утащившего за собой российскую «дочку» – компанию «Детур». Страхового покрытия в 10 млн рублей, предоставленного компанией «РОСНО», так и не хватило для того, чтобы выплатить возмещение всем пострадавшим туристам. Результатом банкротства «Детура» явились очередные поправки в законодательство, увеличивающие размер фингарантий. Финансовое обеспечение туроператоров было оценено в 30, 60 и 100 млн рублей в зависимости от объёма бизнеса. Однако нынешняя ситуация с «Капитал Туром» показала, что и увеличенных объёмов фингарантий оказалось недостаточно.

Среди предложений по изменению законодательства, озвученных на прошедшем на прошлой неделе в Госдуме заседании экспертного совета Комитета по экономполитике и предпринимательству – повысить фингарантии, одновременно обязав страховые компании проводить жёсткий аудит туроператоров. Кроме того, предлагается расширить полномочия Ростуризма таким образом, чтобы ведомство смогло проверять сведения, которые операторские компании предоставляют о себе при внесении в Единый федеральный реестр. Но главное, Ростуризму предлагают дать полномочия по исключению «проштрафившихся» компаний из реестра. Кроме того, на заседании экспертного совета было также предложено проработать механизм и критерии дисквалификации на определённый срок лиц, виновных в доведении компании до банкротства.

Если более внимательно присмотреться к предлагаемым законодательным изменениям, то получается, что всё в очередной раз сведётся к увеличению фингарантий.

«Возможное увеличение фингарантий – это не тот случай, когда я стал бы утверждать, что страхование – универсальный или единственно возможный инструмент. Страхование – это не панацея, а страховой полис – не индульгенция для людей, которые играют в турбизнес, как в рулетку», – говорит замгендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Евгений Иванов. А предложение о проведении аудита операторских компаний, по его словам, выглядит труднореализуемым. «Всё на свете, конечно, возможно, вопрос в том, что подобные вещи дорого стоят. Я не уверен, что получение премии по страховой ответственности эти затраты окупит», – уверяет Евгений Иванов.

Интересно заметить, что при этом представители крупного операторского бизнеса по-прежнему продолжают настаивать на институте фингарантий. «Система фингарантий себя оправдала. Если бы её не было, то тогда никто из пострадавших туристов вообще ничего не получил бы», – считает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Если резюмировать новые предложения представителей крупного турбизнеса, то эти предложения не что иное, как попытка в очередной раз, увеличив фингарантии, «проредить» рынок. К безопасности потребителей они имеют весьма опосредованное отношение.

«В идеале нужно придумать механизм, чтобы застрахована была каждая отдельная путёвка. Тогда возмещения будет хватать на всех туристов. Причём страховать должен сам туроператор, и стоимость страховки должна быть заложена в стоимость тура. Но создание этого механизма даже обсуждаться не будет, потому что это не отвечает интересам крупного бизнеса», – поделился с «Нашей Версией» на условиях анонимности один из руководителей операторской компании.

По словам нашего собеседника, истинный смысл введения фингарантий как механизма выдавливания с рынка неугодных игроков, был очевиден с самого начала.

«А иначе зачем, например, фингарантии получают операторские компании, работающие на приём туристов из-за рубежа? Кого они страхуют, воздух?» – негодует наш собеседник.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2010 12:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх