// // Оружейные бароны используют российские воздушные пути для незаконной торговли оружием

Оружейные бароны используют российские воздушные пути для незаконной торговли оружием

389

Коридоры смерти

Задержанный в Таиланде украинский самолёт – не первый и не последний из перевозивших оружие
Фото: ИТАР-ТАСС
Задержанный в Таиланде украинский самолёт – не первый и не последний из перевозивших оружие Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Недавний арест в Таиланде самолёта с белорусско-казахским экипажем, грузинским регистрационным номером и украинским оружием на борту вскрыл новую, ещё не слишком изученную экспертами спецслужб технологию оружейных поставок – по воздуху. До сих пор считалось, что львиная доля оружия перебрасывается с континента на континент по воде. Принято думать, что весь трафик по авиакоридорам большинства стран мира полностью контролируется спецслужбами и оборонными ведомствами, но на самом деле это не так. Точнее, коридоры-то контролируются, с этим нет особых проблем, но вот грузы, перемещаемые по ним, как показывает практика, отследить крайне сложно. Этим пользуются торговцы оружием, готовые платить немалые деньги за то, чтобы их грузы без проблем перемещались из страны в страну. В тонкостях международных авиаперевозок контрабандного оружия разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Этой осенью Россия открыла своё воздушное пространство для американских самолётов, которые переправляют войска и вооружения в Афганистан. В течение года будет выполнено 4500 таких авиарейсов. Теоретически российскую сторону будут информировать о характере перевозимых грузов – это нам американцы пообещали. Но эксперты уверяют, что на практике всё будет иначе, ведь о том, что находится на борту того или иного военно-транспортного самолёта, не всегда будут знать и сами американцы.

В авиаперевозках есть такое понятие – код-шеринг. Обозначает оно примерно следующее: один и тот же авиарейс может выполняться в интересах двух и более коммерческих или иных компаний. Чтобы было понятно: Военные им в этом нередко оказывают помощь и практически никогда не информируют о дополнительных грузах транзитные страны. А о том, что именно везёт самолёт – мешки с мукой для голодающих или ядерные боеголовки, – будут знать только самые посвящённые. При поставках оружия используется специальный бланк американского оборонного департамента, под классификацией DD190, в котором грузополучатель должен расписаться под всеми позициями поставляемого товара. Согласно инструкциям данный документ должен быть предоставлен компании-отправителю в течение четырёх недель с момента отгрузки, но вот страна, предоставляющая авиакоридор, копию этого бланка не получает никогда. А следовательно, и не может знать наверняка, что именно было в грузовом отсеке того или иного американского самолёта.

Спецслужбы Турции уже давно озадачились вопросом: откуда у курдских сепаратистов в таком немыслимом количестве появляется новейшее чешское и украинское оружие? И это при том, что Черноморское и Средиземноморское побережья они контролируют так, что там и муха не пролетит. А значит, морская доставка исключается полностью. И вот примерно месяц назад они нашли ответ. Выяснилось, что по российскому авиакоридору следуют не только грузы сугубо афганского назначения, везут и кое-что ещё. Проверять некому, бить тревогу – тоже. Самолёт с грузом садится, скажем, на аэродроме Баграм под Кабулом, а через несколько дней курдские сепаратисты получают новейшие ракетные пусковые установки и даже системы ПВО. Граница-то рядом, а точнее её сейчас там как бы и нет вообще.

Но государственные поставки такого рода – это одно: возможно, закрывать на них глаза приходится по тем или иным политическим мотивам. Другое дело – деятельность международных оружейных картелей. В своё время именно для того, чтобы ограничить эту деятельность, российская сторона ужесточила систему предоставления воздушных коридоров для Украины. Впервые это было сделано в 2004 году, и тогда разразился скандал с участием украинской компании «АэроСвит» и министерства иностранных дел Украины.

«АэроСвит» осуществлял рейсы по маршруту Киев – Пекин. У наших спецслужб появилась информация о том, что часть этих рейсов совершается методом код-шеринга, при участии неких структур, торгующих украинским оружием. Так или иначе, но Федеральное агентство воздушного транспорта России закрыло украинцам авиакоридор в Китай. В ответ госдепартамент авиационного транспорта Украины запретил «Аэрофлоту» пролёт над территорией Украины в Грецию и обратно, а дело было как раз накануне Олимпиады в Афинах. Мы понесли немалые финансовые потери, но от принципов не отказались. Впоследствии запрет для украинской стороны отменили, предупредив украинских перевозчиков, что в следующий раз расправа будет гораздо более суровой, узнай мы о том, что наше воздушное пространство используется ненадлежащим образом.

По теме

А после начала войны в Южной Осетии выяснилось, что украинские перевозчики вновь злоупотребили нашим доверием. По предоставленным нашей страной авиакоридорам вместо грузов коммерческого назначения в Грузию были поставлены 31 танк Т-72, 20 БТР-80, 40 БМП-2, 12 самоходных гаубиц «Акация», 10 ЗРК «Оса-АКМ», а также запасные части для вертолётов и 40 тонн боеприпасов к стрелковому оружию. Украинским самолётам снова закрыли авиакоридоры, причём на сей раз это сделала не только Россия, но и Турция.

Дело закончилось тем, что украинские авиаперевозчики попали под особый контроль, и тамошние «оружейщики» были вынуждены искать иные маршруты для поставок оружия в страны Юго-Восточной Азии. Если раньше до Китая или Северной Кореи легко и просто было долететь через российскую территорию, теперь приходилось летать кружным путём через Азербайджан, Шри-Ланку и Таиланд. Собственно, арестованный в Бангкоке белорусско-казахский экипаж возил украинское оружие именно этим путём.

«Почему-то по воздуху чаще всего перевозят именно украинское оружие, – сообщил корреспонденту «Нашей Версии» на условиях конфиденциальности высокопоставленный сотрудник ФСБ, курирующий авиационные грузоперевозки. – Этим летом разразился скандал в связи с поставками оружия с Украины повстанцам Движения за освобождение дельты Нигера, которые с 2006 года ведут гражданскую войну с центральным правительством, добиваясь доли в доходах от экспорта нефти. При обыске самолёта с регистрационным номером MEM 4-060, который приземлился в международном аэропорту города Кано на севере Нигерии, агенты служб безопасности обнаружили 18 контейнеров с оружием – автоматы, гранатомёты, ракетные миномёты и гаубицы. Украинские лётчики были арестованы. И аналогичных случаев только в этом году был примерно десяток. За каждым из них – уже примелькавшиеся фамилии депутатов Верховной рады Украины. Мы их знаем как родных, и за все ограничения, которым подвергаются украинские перевозчики, им нужно благодарить именно этих народных избранников».

Но помимо украинских перевозчиков доверием российской стороны вовсю злоупотребляют и их молдавские коллеги, в частности компания «Аэроком». В Европу самолёты этой компании почти не летают, в основном в Африку, а также страны Юго-Восточной Азии. Молдавские власти пять лет назад отняли у «Аэрокома» лицензию, но компания быстро перерегистрировалась и продолжила привычную деятельность.

Доходило до курьёзов. Дважды представители турецкой стороны просили Москву запретить полёты бортов «Аэрокома» над российской территорией – у официальной Анкары были свидетельства того, что именно эта молдавская компания перебрасывает оружейные грузы курдским сепаратистам. Американский журналист Дуглас Фара, сотрудничающий с международной неправительственной организацией Amnesty International, утверждает, что самолёты компании «Аэроком» поставили курдским сепаратистам «не менее 99 тонн самого современного оружия чешского и украинского производства». Часть грузов предназначалась для переброски в Багдад, чтобы вооружить силы коалиции и иракских полицейских, но до Ирака оружие не долетело.

«Россия оказалась заложницей исторической дружбы с Украиной и Молдавией, – считает зампред Госдумы Владимир Жириновский. – Невозможно полностью отследить грузы, которые перевозят тамошние авиакомпании, тем более что в ходу практика двух и более ответственных лиц. Загружают одно, а везут другое, информируя нас только о безобидных грузах. Проверить-то всё равно невозможно. Выход пока один: навсегда закрывать наше воздушное пространство для проштрафившихся перевозчиков, пойманных на подлоге. Кроме того, было бы полезно отслеживать предпринимателей из стран СНГ, которые занимаются поставками оружия и при этом пользуются нашими воздушными коридорами, тем более что фамилии этих людей хорошо известны».

Опубликовано:
Отредактировано: 21.12.2009 13:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх