Обвал

52
Обвал
В разделе

К сожалению, сладкого текста к 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова у меня не получается. Впрочем, в них недостатка нет и без меня...

Известно, что образование в МГУ на естественных факультетах стоит десятки тысяч долларов. Что приезжают вербовщики из солидных фирм США и Германии, которые помогают нашим выпускникам с переездом на ПМЖ. Никто выпускников не похищает: они люди взрослые, разумные, сами в состоянии сообразить, где им будет лучше, сами ищут работу (например, по Интернету). Так что никто не «соблазняет невинных сих», просто помогают с упаковкой и оформлением «живого товара» — русских мозгов, которые сами тянутся туда, где больше платят, лучше условия работы и т.д. и т.п.

Но, поскольку эта практика приняла массовый характер, вывод очевиден: МГУ (и другие лучшие вузы — МФТИ, СПбГУ и т.д.) бесплатно поставляет специалистов мирового класса, в основном для США. Бюджет МГУ — около $200 миллионов, при этом $140 миллионов — из госбюджета, защищённой строкой. Ситуация очевидно — не будем употреблять крепкие выражения, скажем осторожно — странная. Теоретически возможны разные выходы.

Принять закон, обязывающий выпускника отработать некоторое количество лет. Но где нести «барщину» новым «крепостным»? В государственных НИИ? Не пойдут, отмотаются под любыми предлогами, да и не вместят НИИ такого количества выпускников, не нужны они им. В частных фирмах? А это, извините, дело самих фирм.

Заключать при поступлении в МГУ контракт, согласно которому, если выпускник после обучения уедет на ПМЖ за рубеж, он должен или сам внести стоимость своего обучения, или фирма, в которую он идёт работать, должна уплатить? Но такое решение вызвало бы грандиозный скандал не только в России, но и во всём мире. «Голь на выдумки хитра». Закон всё равно бы обходили, например уезжали бы по туристическим визам (их-то не запретишь!). Нет, не превратив Россию в закрытую страну, страну-изгоя, такую меру осуществить невозможно.

Увеличить процент обучающихся платно... Слабая мера. Во-первых, это рост недовольства молодёжи. Во-вторых, самые лучшие студенты как раз «бесплатные», они-то в основном и едут. В-третьих, у нас всё равно плата символическая с точки зрения реальной стоимости обучения (не с точки зрения бюджета семьи!). Так что же остаётся?

Смириться с тем, что мы и здесь работаем «сырьевым придатком» передовых стран, отдаём им невозобновляемые ресурсы, притом отдаём бесплатно? Или, может, вообще закрыть МГУ?! Не смешно и не весело.

Понятно, что нет проблемы МГУ. Нет и проблемы науки. Есть части уникальной проблемы бывшей великой державы, которая пытается пролезть через игольное ушко газонефтяной трубы, но всё время цепляется — то ракетами, то докторскими мантиями, то дедовскими портретами в золочёных рамах, то квадригой Большого, то имперскими амбициями, которые не позволяют «лечь на брюхо», а ведь ползти-то удобно только в этой позе...

Находясь по экономическим показателям (ВВП на душу населения) на уровне Бразилии, Россия имеет совершенно другую, чем Бразилия, историю, культуру, самомнение, систему соцобеспечения, образование, армию, науку и т.д. И никто не знает, как привести этот жалкий базис «сырьевого рантье» хоть в какое-то соответствие с остающейся «надстройкой» сверхдержавы. Падение Третьего Рима совершилось по историческим меркам мгновенно. Сама Римская империя обрушивалась сотни лет — её великая культура усыхала параллельно с армией, экономикой и т.д. Так же медленно падала Испанская империя, а Британская, Французская или Германская сверхдержавы и сейчас находятся в состоянии такого плавного-плавного скольжения, что и не поймёшь — это скольжение вниз или вверх? (Под словом «сверхдержава» я имею в виду страну, которая претендовала на доминирование в мире.)

По теме

Так что у нас поистине «особый путь в дыру». Теоретически возможны два выхода: экономический фундамент достроится до уровня «остаточно-державных» стен, сейчас «висящих в воздухе», или же эти стены окончательно обрушатся от ветхости и тем самым «придут в соответствие» с фундаментом. Практически идут оба процесса, хотя, конечно, больше рушится вниз «надстройка», чем подтягивается к ней «базис».

Возвращаясь же к собственно науке (естественно, естественной, о гуманитарных речи нет), можно сказать следующее.

В ХХ веке было 4 великих научных эмиграции.

После 1917-го — из России. После 1933-го — из Германии. В последние 50 лет — из Европы в США. После 1990-го — из СССР.

Эмиграция 1917-го была с лихвой перекрыта за счёт массового образования, привлечения в науку способных людей из детей «низших классов». Еврейская эмиграция была очень тяжела для Германии, но всё же основные кадры учёных остались. Общеевропейская эмиграция идёт очень медленно, система как-то приспосабливается. Наша обвальная эмиграция 1990-х — самая ужасная. И пока что ни конца, ни света в конце тоннеля не видно.

Леонид Радзиховский
Опубликовано:
Отредактировано: 14.10.2016 17:25
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх