// // Несмотря на рекордный урожай, хлеб в России станет дороже и хуже по качеству

Несмотря на рекордный урожай, хлеб в России станет дороже и хуже по качеству

2343

Перерод

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

В этом году Россию ждёт рекордный за последние 15 лет урожай – 95 млн. тонн зерна, на 12 млн. тонн больше, чем год назад. И это несмотря на то, что ещё в начале года чиновники Минсельхоза в один голос заявляли, что Россия чуть ли не на пороге «голодомора». Ан нет, зерна уродилось достаточно, но хлеб на прилавках не только не подешевеет, а, напротив, станет дороже. Дело в том, что 80% нового урожая придётся на фуражное зерно, которое годится лишь на корм скоту. И в условиях дефицита высококачественной пшеницы хлебопекарни вынуждены будут добавлять его в выпекаемый ими хлеб. Иными словами, батон хлеба станет и дороже, и хуже по качеству.

В прошлом году из-за низкого урожая зерновых правительство скупало зерно и вводило драконовские пошлины на экспорт. В нынешнем году дела обстоят вроде бы лучше некуда. По прогнозам Российского зернового союза, урожай станет рекордным за последние 15 лет. Сельхозпроизводители смогут безболезненно для внутреннего рынка экспортировать до 20 млн. тонн зерна. Однако рядовым гражданам России это ничего хорошего не предвещает. Можно с уверенностью говорить, что розничная цена на хлеб в магазинах не снизится. А чему удивляться –

В чём же причина такого феномена? Начнём с цены. Уже с 1 августа транспортники повысили тарифы на перевозку на 37%, что составляет около трети от стоимости зерна. Кроме того, подрастёт в цене и электричество (на 10–30%).

При этом, по данным Российского зернового союза, количество железнодорожных вагонов, пригодных для перевозки зерна, только за 2007 год снизилось на тысячу вагонов. А из тех 13 тыс. вагонов, что используются, свыше 40% уже эксплуатируются более 20 лет и требуют срочной замены. Иными словами, в условиях рекордного урожая за специализированные вагоны развернётся настоящая война, поскольку несвоевременная доставка этого сырья грозит серьёзными санкциями. Автоперевозки всегда изначально дороже, но и сейчас они не растерялись и подняли тарифы вдвое, сделав перевозку зерна в рефрижераторах маловыгодным занятием.

В итоге себестоимость производства зерна только с начала года выросла на 30% и сейчас составляет от 2,5 до 4 тыс. рублей за тонну. А с ростом себестоимости растут, разумеется, и цены. По словам аналитика Института конъюнктуры аграрного рынка Игоря Павенского, если в 2007 году цена продовольственного зерна составляла в среднем 5500 руб. за тонну, то сейчас она поднялась до 6000 руб. Тонна твёрдых сортов пшеницы, пригодных для изготовления макарон, оценивается уже в 10 тыс. рублей. А, по мнению председателя совета директоров ГК «Аликор» Алексея Неустроева, к апрелю 2009 года цена на продовольственное зерно повысится аж на 80%!

Не остались в стороне от этой ситуации и госчиновники. Правда, поддержать они решили не население, а сельхозпроизводителей. Впервые за последние три года Минсельхоз проведёт так называемые закупочные интервенции, то есть закупки зерна по установленной государством цене. На это из бюджета уже выделено 30 млрд. рублей. Так вот, закупочная цена в этом году поднята Минсельхозом выше прошлогодней рыночной. За пшеницу третьего класса государство готово платить производителям 5,1 тыс. рублей за тонну для европейской части России и 5 тыс. рублей за тонну для Урала, Сибири и Дальнего Востока. Четвёртый класс оценивается в 4,9 тыс. рублей и 4,8 тыс. рублей за тонну соответственно. Продовольственную рожь будут закупать по 3900 рублей за тонну. За тонну фуражной пшеницы чиновники готовы выложить 4,1 тыс. рублей.

Впрочем, по мнению экспертов, даже это более выгодное, чем прежде, предложение заинтересует лишь продавцов фуражной пшеницы. Ведь средняя цена пшеницы третьего класса на рынке доходит до 6000 рублей за тонну, а пшеницы четвёртого класса – 5250 рублей за тонну. Только рыночные цены на фуражную пшеницу ниже закупочных – 3725 рублей за тонну. Получается, что именно её производителей этой мерой решило поддержать государство. Закупая зерно в интервенционный фонд, государство удерживает цены от чрезмерного падения.

По теме

А ведь ещё в 2007 году правительство вело обратную политику, пытаясь снизить стоимость зерна за счёт массовых продаж и ограничения экспорта. Но с 1 июля 2008 года прекращено действие таможенных пошлин на зерно. Теперь путь зерна на экспорт получает зелёный свет. Эта мера стимулирует производителей пшеницы. Как видите, российские потребители оказываются крайними в перечне государственных интересов.

Но мало того, что цена батона ударит по карману россиян, он станет ещё и хуже по качеству. Из-за катастрофической нехватки семян высококачественной пшеницы в минувшем году 80% урожая в 2008 году придётся на фуражное зерно. Для сравнения: в 2007 году на него приходилось лишь 35%. Да и количество муки третьего сорта тоже сократилось. Если в 2007 году её урожай составил 16 млн. тонн, то в этом, несмотря на увеличение общего объёма, только 11,5 млн. тонн.

По словам Павенского, «у нас в этом году ужасное качество зерна, пшеницы третьего класса будет собрано не более 20%, и это при том, что обычно её доля составляет более 30%». Российским пекарям не останется ничего другого, как к муке более высокого третьего сорта подмешивать смесь четвёртого сорта и перемоленного фуражного зерна.

А тем временем, на радость зарубежным покупателям, осенью сухогрузы с российским дешёвым зерном потянутся на Запад. Ведь экспортная цена на российскую пшеницу ниже мировых почти на 100 долларов. К тому же разница в цене между третьим и четвёртым классом пшеницы у нас составляет всего около 30 долларов, а в США – 80 долларов.

Только в июле Россия уже отправила на экспорт 800 тыс. тонн пшеницы. Но главные поставки начнутся осенью, после сбора урожая. Впрочем, та же ситуация – в отечественном ТЭКе. В стране, которая добывает нефть и газ для всей Европы, внутренние цены на горюче-смазочные материалы почему-то взмыли до уровня мировых. Теперь аналогичная история произойдёт и с хлебом.

Ещё одним российским феноменом можно считать то, что грядущее изобилие фуражного зерна вовсе не приведёт к резкому увеличению производства отечественной мясомолочной продукции. А ведь, казалось бы, для развития этой отрасли невозможно придумать лучшие условия. Но, как это ни прискорбно, её возрождения ждать не приходится. Производство молока в стране и сейчас невыгодно, поскольку рентабельность его не более 15% . А впереди – неизбежное повышение цен на электроэнергию.

Не лучше обстоит дело и в мясной отрасли. Себестоимость производства самого дешёвого мяса – свинины – возросла за последний год почти в два раза. Поэтому отечественные прилавки заполнены импортным мясом, причём 98% его импортируется в Россию в замороженном состоянии. На стороне аграрного лобби выступил даже глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, однако в ответ производители полуфабрикатов – компании «Продукты питания», «Куриное царство» и «Конкордия» – направили гневные письма в высшие инстанции, утверждая, что во многих субъектах РФ отечественные производители не могут удовлетворить потребности мясокомбинатов в сырье. Дескать, единственный выход – закупать его за рубежом.

К тому же авральными темпами отрасль не возродишь. Невозможно к сентябрю ударными темпами возвести по городам и весям тысячи коровников и свинарников, в которых будут стоять телята и поросята, ожидая завоза фуражного зерна. По словам Павенского, российское животноводство не сможет потребить значительные излишки фуража из-за слишком медленного роста отрасли.

А тем временем сухогрузы берут курс на Запад, а россияне готовятся в очередной раз затягивать пояса.

Опубликовано:
Отредактировано: 25.08.2008 15:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх