// // На «розыгрышах призов» и «разводе» доверчивых людей фирмы-игруны зарабатывают миллиарды рублей

На «розыгрышах призов» и «разводе» доверчивых людей фирмы-игруны зарабатывают миллиарды рублей

815

Дырка от баранки авто

5
В разделе

Кому не встречались опубликованные в некоторых газетах «головоломки», которые разгадает даже первоклашка, – ну кто не сложит числа года? А по телевизору видели наивные такие игры в разгадывание кроссворда, где своё имя «разгадать» надо? Наивно? Не скажите. Это приносит миллиарды организаторам «забав»: участники таких акций впадают в полную зависимость от предложенной игры. «Выкупая» призы, они увлечённо заказывают всякую всячину. Когда денег не хватает, занимают и берут кредиты, отчаянно пытаясь добраться до умело подвешенной организаторами акции «морковки». А когда она исчезает, испытывают стресс. Есть уже первые жертвы, потому что самыми наивными оказываются пенсионеры – газетам они привыкли верить. Кто устраивает эти пляски на доверии? Можно ли добиться наказания таких фирм? Как уберечь себя от их крючка? В этом попыталась разобраться «Наша Версия».

–Увидела в газете рекламу о розыгрыше престижной иномарки, – рассказывает 70-летняя москвичка, ветеран труда Фаина Степанова. – Для того чтобы стать его обладательницей, предлагалось сложить две цифры года, в котором я родилась, прибавить к ним мой возраст. Если получится 113, позвонить по указанному номеру сотового телефона. Именно такая цифра и получилась! По требованию оператора я назвала свой адрес и услышала, что выиграла приз. Осталось лишь решить: взять его в натуральном виде – машиной или в денежном эквиваленте в 2 млн рублей! Прошло несколько месяцев – ни миллионершей, ни владелицей иномарки я не стала. Оказалось, что для получения приза надо много купить всяких товаров. Об этом было написано в рекламе, только таким шрифтом, что я даже не увидела этих условий. Мои подружки, бывшие учителя, также попались на этот крючок. Все ж живём скромно, очень хотелось выиграть. А теперь нам всё шлют и шлют всякий рекламный мусор, почтовые ящики забивают. Ощущение, будто наши адреса организаторы акции в какую-то общедоступную базу «наивных и дураков» внесли.

И Фаина Фёдоровна не далека от истины. Персональные данные, полученные организаторами одной акции, тут же становятся достоянием организаторов другой. Хотя бы уже в силу того, что на самом деле организаторы разных акций – это одна и та же компания или взаимодействующие компании, обогащающие клиентские базы друг друга.

«Читатель меня матом крыл»

Коллега одного из самых уважаемых изданий страны рассказывает:

– Нас одолели возмущённые читатели. С одним мы даже собирались совместно иск в суд подавать. Он, бывший редактор районной газеты, был уверен до последнего, что приз ему придёт. Постоянно заказывал каталоги, они приходили ему по почте, что-то покупал, сохраняя все письма, которые ему шли... Писал организаторам акции в надежде, что его услышат. Потом ему ни с того ни с сего начали присылать каталоги организаторы иных акций.

Другой читатель меня матом крыл. Я ему говорю, мол, это обман, не верьте, зря потеряете время, деньги и потреплете себе нервы. А он: я высчитал, у меня цифра совпала, какой обман? Я говорю: цифры совпадают абсолютно у всех, вы попробуйте посчитать. Как он возмутился: «Нет! Только у меня совпало! Я уже выиграл, а ты хочешь меня денег лишить! Сидишь там, штаны протираешь, ничего не делаешь!» И матом меня, матом… А потом трубку бросил и больше не звонил...

Надо сказать, что нашим героям ещё здорово повезло. .

А несколько лет назад в Ярославле умерла женщина, знакомые которой связали её смерть непосредственно с получением «призового» письма. Женщина так разволновалась, что скончалась от инфаркта.

Сколько таких случаев в масштабах страны, сказать сложно, но то, что ярославская история может быть не исключением из правил, очевидно. На акции с материальной наживкой в большей степени реагируют люди глубоко пенсионного возраста. Именно они переживают до стрессов. Именно они чаще всего и не видят информацию, написанную неудобочитаемым шрифтом.

По теме

Не увидел её и ветеран Великой Отечественной войны Борис Юрьевич Острун. Он разменял уже девятый десяток, но многие молодые завидуют его трезвому мышлению, памяти и знанию законов.

– Принял участие в акции, стал победителем, о чём мне и сообщила консультант, ответившая по сотовому телефону, указанному в газете, – говорит Борис Юрьевич. – Меня расспросили о паспортных данных и месте прописки для оформления приза. С тех пор уже почти полгода он «оформляется». Вот теперь готовлю жалобу в антимонопольный комитет, потому что считаю рекламу недостоверной. Ведь текст, где объясняются реальные условия акции, набран практически нечитаемым без лупы шрифтом, а именно из него-то и становится понятным, что «победителям» акции придётся скоро искать дураков и лохов в зеркале, а наказания для организаторов акций – в антимонопольной службе.

А наказать-то можно

Комиссией Министерства по антимонопольной политике время от времени рассматривались такие дела.

В частности, дело в отношении компании «Еврошоп». Было признано, что «Еврошоп» нарушил законодательство о рекламе, так как рекламировал незарегистрированную лотерею и злоупотреблял доверием граждан. На «Еврошоп» был наложен штраф в 83 тыс. рублей.

Занималась антимонопольная служба и рассмотрением жалоб на рекламу «Русбьюти». Называлась акция «Один счастливый звонок», а наживкой в ней стали 500 тыс. рублей за угаданное слово.

Реклама была признана ненадлежащей, поскольку в ней, как и в нашем случае, отсутствовала существенная информация о возможности выигрыша, что вводило потребителей в заблуждение.

«Русбьюти» было выдано предписание о прекращении нарушения федерального закона «О рекламе».

Однако и простые люди добиваются справедливости. Пенсионеру М. Боревскому пришла бумага, в которой сообщалось, что он единственный обладатель приза на сумму 187 тыс. рублей. А далее по традиционной схеме: чтобы получить этот выигрыш, необходимо заказать товар на определённую сумму из каталога.

Он прочёл информацию внутри конверта. Мелким шрифтом было написано, что на выигрыш претендуют ещё несколько человек. Кто именно станет победителем, решится в конце года в результате жеребьёвки. Пенсионер смекнул – не иначе как мышеловка с сыром. Не желая себе роли наивной и неискушённой мыши, он отправился в суд, который вскоре вынес постановление о взыскании с фирмы 187 тыс. рублей в пользу пенсионера. В решении суда значится, что извещение о выигрыше является не чем иным, как письменным обязательством фирмы перед М. Боревским. А обязался – будь ласков, выполняй.

Всё это происходило несколько лет назад, но ни одна из «осуждённых» компаний не прекратила свои розыгрыши призов и «развод» людей.

Так почему, несмотря на предписания, на возмущение россиян, организаторы подобных акций не меняют стиль их проведения? Этот вопрос мы хотели задать генеральному директору «Русбьюти» Марине Присухиной. Однако застать её по рабочему телефону не- просто, а

на просьбу перезвонить она не откликнулась.

В то же время ответ напрашивается сам собой: наверное, потому, что все штрафы за несоответствие рекламных акций закону страны на фоне доходов – это до смеха не впечатляющая организаторов сумма.

По подсчётам различных экспертов, общий оборот почтовых лохотронщиков составляет порядка 2,4 млрд рублей в год.

Так что от крючка с престижной иномаркой и прочими громкими погремушками потребителей спасёт разве что здравый ум, привычка думать и анализировать да твёрдая уверенность в непреложности истины: бесплатный сыр – только в мышеловке.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.11.2013 14:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх