// // Один из символов России – уникальная порода лошадей владимирские тяжеловозы – находится под угрозой гибели

Один из символов России – уникальная порода лошадей владимирские тяжеловозы – находится под угрозой гибели

1236

Ход конём

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

По предварительной информации, вместо конезавода, где разводили владимирских тяжеловозов, будет построен очередной туркомплекс. Интернет-петицию о защите отечественного коневодства подписали уже 22 тыс. пользователей Сети. Насколько серьёзен масштаб бедствия в этой сфере, пытался разобраться корреспондент «Нашей Версии».

Лошади всегда занимали особое, почётное место в человеческой культуре. Вспомните хотя бы «Путешествие в страну гуигнгнмов» Джонатана Свифта, где изображённые под этим именем лошади были верхом интеллектуальной и нравственной культуры! ахалтекинцы – главная гордость Туркмении. А один арабский скакун, бывает, стоит миллионы долларов… Есть чем в этой области гордиться и нашей стране. В середине XX века в СССР была выведена уникальная порода владимирских тяжеловозов – путём скрещивания местных лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Высокие и длинноногие, красивые и добрые, они уникальны своим сочетанием силы, выносливости и скорости бега – потомки самых настоящих крестьянских работяг. Многие представители этой породы, несмотря на свою массивность, могут пробежать рысью 1600 метров за 3 минуты, а с грузом в 1,5 тонны – дистанцию в 2 километра за 5 минут или даже резвее. Да и вообще красавица лошадь…

Конезавод продан всего лишь за 10 миллионов рублей

Разводят владимирских тяжеловозов только на трёх конных заводах – один в Ивановской области и два – во Владимирской. Даже в голодные послевоенные годы этих лошадей берегли, сохраняя и улучшая породу. Увы, в наше время владимирский тяжеловоз стал, как сейчас говорят, не актуален. В сельском хозяйстве живая «лошадиная сила» уже практически не востребована. А для моды богачей – собственных конюшен для скачек – владимирский тяжеловоз не годится, поскольку есть и гораздо более резвые породы. В итоге один из двух ставших убыточными конезаводов – Гаврилово-Посадский, тот, что в Ивановской области, – было решено акционировать и продать.

Тогдашний генеральный директор завода Андрей Жуков с болью говорил: «У нас нет средств расплатиться, если только продать табун. Но продать их на мясо не поднимается рука. К сожалению, на годовое содержание жеребёнка государством выделяется всего 5 тыс. рублей, и если бы не собственные кормовые угодья, то племенное поголовье пришлось бы сократить до минимума. В стране осталось не более 500 животных этой породы, причём 200 – на нашем конезаводе. Во всём мире сейчас существует только 50 пород лошадей, и любая из них – это национальное достояние».

Разумеется, директор конезавода просил специалистов Росимущества прописать в договоре купли-продажи условия, по которым новые хозяева не могли бы даже снизить поголовье, не говоря уж о том, чтобы его распродать. Но чиновники посчитали, что это не важно. Дескать, рынок есть рынок, и негоже диктовать ему свою волю. Почти 1,5 тыс. гектаров сельхозугодий и конюшня со 130 породистыми лошадьми были куплены неким ОАО «Риат» – внимание! – всего лишь за 10 млн рублей, хотя, как пишут местные блогеры, реальная стоимость завода как минимум в 2,5 раза выше.

Красавицы уйдут с молотка

То, что конезавод перешёл в руки частника, – полбеды. Хуже то, что «Риат», как пишут СМИ, вынес предписание освободить помещения от лошадей уже к 10 декабря 2013 года, то есть уже меньше чем через месяц. По предварительной информации, на освобождённой от них территории планируется построить туристический комплекс. А это значит, что статные красавцы и красавицы будут распроданы с молотка. На продажу, по той же информации, будут выставлены все жеребцы-производители, а количество кобыл сократят более чем вдвое. Из 70 лошадей оставят только 30, после чего их переведут на беспривязное содержание в ангар неподалёку, где они станут жить рядом с коровами.

По теме

Конечно, прекрасным выходом было бы перевезти коней и лошадей, ставших ненужными, на какой-нибудь из двух аналогичных конезаводов во Владимирской области – либо в Юрьев-Польский, либо во Владимир. Но, увы, на этих предприятиях нет места для такого крупного поголовья.

Директор госконюшни «Владимирская» Илья Симаков печально констатирует: «Фактически племенное ядро жеребцов остаётся только у нас во Владимире – 21 жеребец, ещё несколько в Юрьев-Польском. Мы бы с удовольствием перекупили у Гаврилово-Посадского конезавода 15 маток, но у нас нет места». Строительство обещанного владимирской конюшне нового помещения на 50 голов перенесли с этого года на следующий. Что ж, сделать страну единым гостинично-супермаркетовым комплексом, безусловно, проще…

Петицию в защиту лошадей подписали 22 тысячи человек

Как видите, проблема не замыкается на одном отдельно взятом конезаводе. Ещё одна тревожная ситуация складывается в Архангельской области. Государственная заводская конюшня (ГЗК) «Архангельская», где сейчас находится 140 лошадей лучших отечественных пород, с марта 2013 года перешла в собственность региона. По словам министра имущественных отношений области Ирины Ковалёвой, уникальное для всего северо-запада России хозяйство в последние годы находилось под угрозой закрытия. Очередной транш в 12 млн рублей ухнул как в чёрную дыру, оставив конюшню с дырявыми кровлями и полупустыми закромами.

Перевод ГЗК «Архангельская» на региональное финансирование выглядит как перевод стрелок на козла отпущения. По предварительной информации, заведомо дефицитный областной бюджет готов поделиться с ней только 4 млн рублей. Узнав об этом, коллектив госконюшни разослал в СМИ обращение, в котором высказывалось опасение, что поголовье лошадей будет сокращено до минимума, а селекционно-племенная работа прекращена. Якобы гендиректор агрофирмы Михаил Махин, ранее работавший замдиректора по финансам ОАО «Трест Спецдорстрой», заинтересован в получении нового земельного фонда, а никак не в возрождении поморского коневодства.

Такие же проблемы существуют и в Республике Горный Алтай, где находится под угрозой существования местная порода чубарых лошадей. Как пишет один из тамошних блогеров, «эта порода должна возродиться по всему Алтаю, а не только для таких гостей, как глава «Газпрома» Алексей Миллер, которому подарили прошлой осенью жеребёнка Эрдине». В Сети появилась петиция, которую уже подписали свыше 22 тыс. человек: «Каждая цивилизованная страна дорожит созданными её народом породами лошадей. Эти породы являются бесценным достоянием любого государства, поэтому получают государственные дотации на развитие и поддержание... Однако в последнее время ведётся преступная политика по уничтожению отечественного коневодства. Ни один политик не имеет права уничтожать результаты труда сотен наших предшественников! Мы просим создать эффективную программу по защите и финансовой поддержке коневодческих хозяйств, разводящих орловскую и русскую рысистые породы, владимирских тяжеловозов, терских, донских, будённовских лошадей, русскую верховую. А также лошадей аборигенных пород: вятской, башкирской. Все эти породы являются… нематериальной ценностью страны».

В прекрасном стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» есть строки: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Точнее не скажешь. В критическом состоянии отечественного коневодства, как в зеркале, видны те проблемы, которые стоят перед нашей страной…

Опубликовано:
Отредактировано: 02.12.2013 15:28
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх