По предварительной информации, вместо конезавода, где разводили владимирских тяжеловозов, будет построен очередной туркомплекс. Интернет-петицию о защите отечественного коневодства подписали уже 22 тыс. пользователей Сети. Насколько серьёзен масштаб бедствия в этой сфере, пытался разобраться корреспондент «Нашей Версии».
Лошади всегда занимали особое, почётное место в человеческой культуре. Вспомните хотя бы «Путешествие в страну гуигнгнмов» Джонатана Свифта, где изображённые под этим именем лошади были верхом интеллектуальной и нравственной культуры! ахалтекинцы – главная гордость Туркмении. А один арабский скакун, бывает, стоит миллионы долларов… Есть чем в этой области гордиться и нашей стране. В середине XX века в СССР была выведена уникальная порода владимирских тяжеловозов – путём скрещивания местных лошадей с шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Высокие и длинноногие, красивые и добрые, они уникальны своим сочетанием силы, выносливости и скорости бега – потомки самых настоящих крестьянских работяг. Многие представители этой породы, несмотря на свою массивность, могут пробежать рысью 1600 метров за 3 минуты, а с грузом в 1,5 тонны – дистанцию в 2 километра за 5 минут или даже резвее. Да и вообще красавица лошадь…
Конезавод продан всего лишь за 10 миллионов рублей
Разводят владимирских тяжеловозов только на трёх конных заводах – один в Ивановской области и два – во Владимирской. Даже в голодные послевоенные годы этих лошадей берегли, сохраняя и улучшая породу. Увы, в наше время владимирский тяжеловоз стал, как сейчас говорят, не актуален. В сельском хозяйстве живая «лошадиная сила» уже практически не востребована. А для моды богачей – собственных конюшен для скачек – владимирский тяжеловоз не годится, поскольку есть и гораздо более резвые породы. В итоге один из двух ставших убыточными конезаводов – Гаврилово-Посадский, тот, что в Ивановской области, – было решено акционировать и продать.
Тогдашний генеральный директор завода Андрей Жуков с болью говорил: «У нас нет средств расплатиться, если только продать табун. Но продать их на мясо не поднимается рука. К сожалению, на годовое содержание жеребёнка государством выделяется всего 5 тыс. рублей, и если бы не собственные кормовые угодья, то племенное поголовье пришлось бы сократить до минимума. В стране осталось не более 500 животных этой породы, причём 200 – на нашем конезаводе. Во всём мире сейчас существует только 50 пород лошадей, и любая из них – это национальное достояние».
Разумеется, директор конезавода просил специалистов Росимущества прописать в договоре купли-продажи условия, по которым новые хозяева не могли бы даже снизить поголовье, не говоря уж о том, чтобы его распродать. Но чиновники посчитали, что это не важно. Дескать, рынок есть рынок, и негоже диктовать ему свою волю. Почти 1,5 тыс. гектаров сельхозугодий и конюшня со 130 породистыми лошадьми были куплены неким ОАО «Риат» – внимание! – всего лишь за 10 млн рублей, хотя, как пишут местные блогеры, реальная стоимость завода как минимум в 2,5 раза выше.
Красавицы уйдут с молотка
То, что конезавод перешёл в руки частника, – полбеды. Хуже то, что «Риат», как пишут СМИ, вынес предписание освободить помещения от лошадей уже к 10 декабря 2013 года, то есть уже меньше чем через месяц. По предварительной информации, на освобождённой от них территории планируется построить туристический комплекс. А это значит, что статные красавцы и красавицы будут распроданы с молотка. На продажу, по той же информации, будут выставлены все жеребцы-производители, а количество кобыл сократят более чем вдвое. Из 70 лошадей оставят только 30, после чего их переведут на беспривязное содержание в ангар неподалёку, где они станут жить рядом с коровами.
Стало известно о судьбе троих альпинистов, которые сорвались при попытке подняться на вулкан Вилючинский на Камчатке. Один из них не выжил, еще одна девушка получила серьезные травмы.
Конечно, прекрасным выходом было бы перевезти коней и лошадей, ставших ненужными, на какой-нибудь из двух аналогичных конезаводов во Владимирской области – либо в Юрьев-Польский, либо во Владимир. Но, увы, на этих предприятиях нет места для такого крупного поголовья.
Директор госконюшни «Владимирская» Илья Симаков печально констатирует: «Фактически племенное ядро жеребцов остаётся только у нас во Владимире – 21 жеребец, ещё несколько в Юрьев-Польском. Мы бы с удовольствием перекупили у Гаврилово-Посадского конезавода 15 маток, но у нас нет места». Строительство обещанного владимирской конюшне нового помещения на 50 голов перенесли с этого года на следующий. Что ж, сделать страну единым гостинично-супермаркетовым комплексом, безусловно, проще…
Петицию в защиту лошадей подписали 22 тысячи человек
Как видите, проблема не замыкается на одном отдельно взятом конезаводе. Ещё одна тревожная ситуация складывается в Архангельской области. Государственная заводская конюшня (ГЗК) «Архангельская», где сейчас находится 140 лошадей лучших отечественных пород, с марта 2013 года перешла в собственность региона. По словам министра имущественных отношений области Ирины Ковалёвой, уникальное для всего северо-запада России хозяйство в последние годы находилось под угрозой закрытия. Очередной транш в 12 млн рублей ухнул как в чёрную дыру, оставив конюшню с дырявыми кровлями и полупустыми закромами.
Перевод ГЗК «Архангельская» на региональное финансирование выглядит как перевод стрелок на козла отпущения. По предварительной информации, заведомо дефицитный областной бюджет готов поделиться с ней только 4 млн рублей. Узнав об этом, коллектив госконюшни разослал в СМИ обращение, в котором высказывалось опасение, что поголовье лошадей будет сокращено до минимума, а селекционно-племенная работа прекращена. Якобы гендиректор агрофирмы Михаил Махин, ранее работавший замдиректора по финансам ОАО «Трест Спецдорстрой», заинтересован в получении нового земельного фонда, а никак не в возрождении поморского коневодства.
Такие же проблемы существуют и в Республике Горный Алтай, где находится под угрозой существования местная порода чубарых лошадей. Как пишет один из тамошних блогеров, «эта порода должна возродиться по всему Алтаю, а не только для таких гостей, как глава «Газпрома» Алексей Миллер, которому подарили прошлой осенью жеребёнка Эрдине». В Сети появилась петиция, которую уже подписали свыше 22 тыс. человек: «Каждая цивилизованная страна дорожит созданными её народом породами лошадей. Эти породы являются бесценным достоянием любого государства, поэтому получают государственные дотации на развитие и поддержание... Однако в последнее время ведётся преступная политика по уничтожению отечественного коневодства. Ни один политик не имеет права уничтожать результаты труда сотен наших предшественников! Мы просим создать эффективную программу по защите и финансовой поддержке коневодческих хозяйств, разводящих орловскую и русскую рысистые породы, владимирских тяжеловозов, терских, донских, будённовских лошадей, русскую верховую. А также лошадей аборигенных пород: вятской, башкирской. Все эти породы являются… нематериальной ценностью страны».
В прекрасном стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» есть строки: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Точнее не скажешь. В критическом состоянии отечественного коневодства, как в зеркале, видны те проблемы, которые стоят перед нашей страной…



