Версия // Власть // «Наша Версия» выяснила всё о секретном российском танке

«Наша Версия» выяснила всё о секретном российском танке

8308

Проект «Армата»

Российский танк Т-14 «Армата». фото: Мария Люсцева/ТАСС
В разделе

Новый российский танк Т-14 «Армата» вызвал сколько восторгов, столько и критики. Трудно припомнить новинку отечественного ОПК, которая была бы воспринята и специалистами, и публикой столь неоднозначно. Но сегодня уже можно сделать некоторые выводы, обобщив позиции обеих сторон.

Сюжет: Армия

«Армату» называют одной из самых технологичных и самых секретных разработок отечественного ОПК. В цехе Уралвагонзавода с изделием работают только имеющие специальный допуск. Гриф секретности с машины обещают снять после завершения опытно-конструкторской работы, тогда танк будет принят на вооружение Минобороны России и получит так называемый паспорт экспортного облика для продажи иностранцам. Последнее случится не раньше 2020 года.

Новинка Уральского КБ транспортного машиностроения вызвала ажиотажный интерес ещё до показа публике, который состоялся во время тренировок к параду в честь 70-летия Победы. Нет, наверное, слов восторга, которых не высказали бы в адрес Т-14: единственный в мире танк третьего, послевоенного поколения (и пятого в совокупности), фактически первый российский танк, новое слово в танкостроении, не имеет аналогов в мире… Также «Армату» называют «звёздным танком», флагманом российского перевооружения и основным танком XXI века. «Нас в этой области уже не догнать», – утверждает руководство ОПК.

Известно, что «Армата» эффективно действует в танковой группе, вместо отдельных средств связи, управления и навигации у машины имеется автоматизированная система. Программно-технический комплекс на борту делает танк частью сетевой структуры, в которую интегрируются беспилотные комплексы, средства радиоэлектронной борьбы, разведки, наведения и огневого поражения – всё для ведения сетецентрической войны.

Танк по имени «Машенька»

Главное отличие Т-14 от остальных танков – необитаемая башня и изолированная бронекапсула, в которой находятся механик-водитель, оператор и командир. Они сидят рядом друг с другом, у каждого – многофункциональные мониторы для наблюдения за обстановкой. Управляется танк не традиционными рычагами, а штурвалом, регулируемым по наклону и вылету – как руль в иномарке. У наводчика-оператора – традиционный пульт управления («чебурашка», как его называют танкисты) и сенсорные экраны с информацией о состоянии систем. Как показал опыт, управление джойстиком в движении не может обеспечить точность наведения и слежения, какая обеспечивается при управлении «чебурашкой».

Т-14 обладает неплохой защитой от электромагнитного импульса, источником которого является ядерный воздушный взрыв. Потому «Армата» – одна из немногих боевых машин, способных действовать в ядерной войне.

Благодаря специальным разработкам к экипажу в капсуле не проникает пороховой дым. При стрельбе из башни и закрытых люках звук выстрела будет тише, поскольку в капсуле люди сидят ближе к дульному срезу пушки. И, если броня машины всё же будет пробита, капсула сохранит жизнь экипажу даже при детонации собственного боекомплекта. В недалёком будущем, когда танк будет управляться дистанционно (так говорят создатели «Арматы»), место экипажа займут дополнительный боекомплект и топливо. Благодаря этому характеристики танка улучшатся ещё на 50%.

Двигатель и трансмиссия «Арматы» собраны в единый блок – это существенно облегчает ремонт в полевых условиях. На замену двигателя, например, в Т-90 требуется от нескольких часов до суток (в зависимости от опыта танкистов), в «Армате» – не более часа. Торсионная подвеска «Арматы» придаёт ей плавность движения, а некоторые «ноу-хау» в конструкции подрессоривания – надёжность и «неубиваемость» системы. Автоматическая 8-ступенчатая коробка передач позволяет двигаться вперёд и назад с одинаковой скоростью. Максимальная скорость – 100 километров в час. Такого ускорения и подвижности не было даже у самых энерговооружённых газотурбинных Т-80У.

По теме

Малозаметным для радаров противника танк делают использованные в конструкции материалы, непривычные формы машины и специальная краска трёх видов – с антиобледенительным эффектом, с радиопоглощающими и дезактивационными (снижающими уровень радиационного заражения) свойствами. В связи с этим «Армата» по сложности приближается к самолёту, поэтому, возможно, военные введут должность техника танка. Кстати, военные уже прозвали танк «Машенькой» – дело в том, что о неисправностях машины и необходимых действиях сообщает женский голос в наушниках.

Ядерный соблазн

Оборона «Арматы» имеет несколько эшелонов, при этом весь комплекс работает автоматически, не отвлекая экипаж от выполнения боевой задачи. Радар с фазированной антенной решёткой контролирует пространство вокруг машины, следит за объектами в радиусе 100 километров. Бортовой компьютер анализирует угрозы, выделяет самые опасные и реагирует на них, а средства РЭБ уводят в стороны управляемые противотанковые ракеты.

Мортирки, расположенные по периметру башни, позволяют на безопасном расстоянии уничтожать снаряды и гранатомётные выстрелы. Система оптико-электронного подавления слепит лазерные дальномеры – заметив луч, автоматика скрывает машину за дымовой завесой. Зато наводчик «Арматы» сможет обнаружить другие танки на расстоянии до 5 километров, при плохой видимости используется тепловизорный канал.

Также Т-14 оснащён динамической защитой – контейнерами со взрывчаткой, навешенными поверх обычной брони. Они взрываются и выбрасывают «навстречу» летящему снаряду стальную пластину. ДЗ устойчива к танковым снарядам стран НАТО и перспективным противотанковым ракетным комплексам.

Комплекс активной защиты «Афганит» в автоматическом режиме обнаруживает подлетающие противотанковые снаряды и управляемые ракеты и уничтожает их боеприпасами на удалении от 4 до 200 метров. Стоит отметить, что аналогичные зарубежные системы эффективны лишь от 200 метров и более от танка, то есть если выстрелить в него с расстояния 50–150 метров, то машина окажется поражена. Также «Афганит» способен автоматически выбрасывать маскирующие элементы, чтобы сорвать наведение противотанковых ракет. На случай, если вдруг Т-14 окажется «ослеплённым», у него есть система гидропневмоочистки.

Специально разработанная для «Арматы» композитная броня неуязвима для всех современных и перспективных танковых боеприпасов калибра 120 миллиметров, для противотанковых управляемых ракет и ручных гранатомётов калибром 100–150 миллиметров. Панцирь из бронекерамики, синтетических материалов и стали легче и прочнее металлического гомогенного. Ни на одном зарубежном танке не реализованы все эти принципы многоуровневой защиты сразу. С появлением «Арматы» в противостоянии «броня – снаряд» преимущество оказалось у защиты.

Кроме того, и это почти невероятно, но Т-14 обладает неплохой защитой от электромагнитного импульса, источником которого является ядерный воздушный взрыв. Потому «Армата» – одна из немногих боевых машин, способных действовать в ядерной войне. Это и восхищает, и настораживает: не появится ли у… сами знаете кого соблазн использовать тактическое ядерное оружие?

Безоружный убийца танков

Гладкоствольная 125-миллиметровая пушка «Арматы» с новым автоматом заряжания боеприпасов может стрелять, в том числе в движении, управляемыми ракетами и поражать цели на удалении 7 километров. По живучести ствола пушка превосходит западные аналоги, также по точности и энергетике. Темп стрельбы пушки «Арматы» – до 12 выстрелов в минуту, у ближайшего конкурента, французского «Леклерка», лишь до 10.

Основной штатный снаряд «Арматы» – новейший бронебойно-подкалиберный «Вакуум-1» длиной 900 миллиметров. Он, как уверяют полигонщики, пробивает метр стали. В перспективе на Т-14 планируют установить 152-миллиметровое орудие, и тогда «Армата» станет убийцей танков. Однако головной разработчик автоматических линий для снарядного производства – Тульский научно-исследовательский технологический институт (ТНИТИ) сегодня в плачевном положении. Основными в артиллерии сейчас становятся 152-миллиметровые снаряды. Налаживать их производство невозможно без восстановления станкостроительного завода ТНИТИ и переналадки производственной линии.

По теме

К тому же в 2014 году Россия заключила контракт на поставку в Индию танковых выстрелов «Манго». При этом наш ОПК обязался организовать производство снарядов в Индии, а не в России. Кому нужен крутой танк «Армата» без новых снарядов? С другой стороны, заработанная на продаже Индии оборудования и снарядов валюта может быть использована для обновления оборудования ТНИТИ.

Война в белой рубашке

В годы холодной войны натовские эксперты ядовито шутили: русским придётся выращивать особую породу низкорослых людей: в Т-64 и Т-72 вмещались лишь те, чей рост был меньше 175 сантиметров. В «Армате» ограничений по росту нет. Военные уже заявляют, что на Т-14 можно воевать в белой рубашке – комфорт, как в салоне легковой машины. Экипаж «Арматы» может вести непрерывные боевые действия несколько суток. В Т-14 много меньше выступающих частей, за которые можно зацепиться, размер люков экипажа значительно увеличен. Есть возможность вывести танк из боя дистанционно – задним ходом.

А вот восторги по поводу комфорта в западных танках, оказывается, преувеличены. Места в них больше потому, что заряжание пушки ручное – заряжающему приходится вертеться с массивным боеприпасом. По удобствам Т-14 сравнивают с израильской «Меркавой», называя её блокпостом на гусеницах. Легенда эта появилась после рассказа израильтян о танкисте ростом 190 сантиметров, который спал в танке в полный рост. Журналисты, растиражировавшие это известие, «забыли», что ноги танкист вытягивал в открытый кормовой люк. «Меркава» по удобствам ближе к нашему Т-55. К тому же с её ходовой частью воевать можно только на израильской почве, но не в наших лесах и болотах.

Повторяем ошибки вермахта?

В СМИ мелькала информация, что «Армату» сделали по западным разработкам 30-летней давности. На самом деле это не так: чертежи танков, схожих с платформой «Армата», сделали советские конструкторы в 30–40-х годах прошлого столетия. Однако тогда реализовать идею было невозможно. В 1959 году советский ВНИИ-100 начал разработки танков с необитаемыми боевыми отделениями, где экипаж размещался в носовой части корпуса в изолированной капсуле. Как и экипаж разрабатываемого в 1961 году среднего танка с ракетным вооружением.

Немецкое издание написало про «Армату»: такой вариант танка был разработан в Германии в 90-е годы для замены Leopard-2, а русские его скопировали. У немцев, мол, не хватило воли и денег, чтобы реализовать идею. А вот у русских хватило. В 90-е!

Наиболее острыми критиками стали китайцы. Компания Norinco убеждена: её 52-тонный основной боевой танк VT-4 (МВТ-3000) превосходит русскую машину в манёвренности и огневой мощи, качестве автоматики, системах управления огнём. И он дешевле. Именно VT-4, говорят китайцы, подтолкнул Россию к разработке «Арматы». При этом вспоминают досадную остановку Т-14 во время репетиции парада Победы. Их эксперты полагают, что у танка сломалась коробка передач, поскольку тягач не смог его сдвинуть. Однако это происшествие объясняется недостаточной обученностью экипажа: водители не успели получить практику вождения. В конечном итоге машина ушла с Красной площади своим ходом, поэтому говорить о поломках вообще и трансмиссии в частности не стоит.

Свои аргументы приводят и отечественные критики: создатели «Арматы» совершают ту же ошибку, что и конструкторы вермахта, сделавшие ставку на тяжёлые и дорогие танки «Тигр» и «Пантера», которые оказалось невозможно произвести в большом количестве. То есть у потенциального противника в итоге танков окажется больше, а в боевых условиях неприхотливость техники часто ценнее её возможностей. Для того чтобы убрать из танкового парка Т-72 и Т-90, придётся построить четыре таких гиганта, как Уралвагонзавод, и выпускать по 500–1000 «Армат» в год. Если военное ведомство России будет заказывать максимально возможное количество Т-14, то смена парка займёт от 5 до 10 лет, начиная с 2017–2018 годов – начала серийного производства. Так что ставка на одну эту новинку не делается. Всего же Российская армия получит 2300 Т-14.

По теме

В живых останется только «Армата»

«Армата» – не просто танк, а универсальный ударный комплекс. На общей платформе может быть тактический ракетный комплекс, система ПВО, комплекс армейской разведки, САУ, тяжёлый бронетранспортёр, боевая машина поддержки танков, огнемёт и т.д. А недавно услышал армейскую шутку: на улицы Скипидарска выйдет новый троллейбус на базе «Арматы».

Машины семейства «Армата» получат схожие ходовую часть и двигатель, единый набор комплексов вооружений и защиты, унифицированные интерфейс, электрооборудование и т.д. Фактически «Армата» – это набор узлов, которые можно комбинировать. Такой подход дорог при разработке, но позволяет быстро создавать новые образцы вооружения. Их на базе «Арматы» планируется создать свыше двух десятков. Уже опробовано устройство, обнаруживающее мины и дистанционно их подрывающее. Планируется установить миномётный комплекс «Сани». На платформе можно разместить даже модуль с оружием на новых физических принципах.

Несмотря на такой «набор», создателям платформы удалось остановить утяжеление танков. «Армата» весит 50 тонн, шасси может выдержать и 65. Т-14 эффективен в бою при температуре от минус 50 °C до плюс 50 °C. Танк уже прошёл испытания в Арктике, и скоро ему предстоят новые. Обязательная часть их – машина краном опускается в водоём. За шесть часов танк не должен набрать больше 100 литров, в противном случае «Армата» полностью разбирается и герметизируется опять.

Говорят, танк – оружие вчерашнего дня, он мгновенно уничтожается высокоточным оружием (ВТО). Военные действия в Ираке, Сирии, Йемене подтверждают: действительно, танки уничтожаются ВТО. Но у поражённых танков не было динамической, а тем более активной защиты. «Армата» же – не просто танк, а элемент системы высокоточного оружия. Недаром эксперты подсчитали: к середине современного боя из бронетехники «в живых» останется только «Армата».

ОПЫТ

Танкист, полковник запаса Сергей Суворов утверждает: за полвека, прошедшие с появления «шестьдесятчетвёрки» (Т-64), в мировом танкостроении ничего принципиально нового никто не сделал. Некоторый прогресс наблюдался лишь в Китае, Индии, Японии, Южной Корее, Турции. В России за это время было создано три образца новых танков.

Работы, венцом которых стала «Армата», начались в последние годы существования СССР, а в 90-х в рамках научно-исследовательской работы «Совершенствование» был создан экспериментальный танк «Объект 195», рождённый талантом нижнетагильских конструкторов под руководством Владимира Поткина, а затем Владимира Домнина. В «Объекте 195» экипаж находился в носовой части корпуса танка. Танкисты могли дублировать друг друга. Машина управлялась на расстоянии, могла даже использоваться без экипажа. Это успешное изделие должно было поступить на вооружение в 2010 году, но министр обороны Анатолий Сердюков решил этот танк не закупать. Между тем техпроект «Арматы» – всего лишь «лайт-версия» «Объекта 195».

После свёртывания работ по «Объекту 195» в Уральском КБ транспортного машиностроения под руководством конструктора Андрея Терликова началась разработка «Арматы». Но «Объект 195» не сдан в музей. Как утверждает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский, «есть вероятность, что этот проект будет продолжен совместно с одной из зарубежных стран, с которой у нас существует стратегическое партнёрство».

Другим образцом стал танк «Чёрный орёл», который создавался в Омском КБ. Эксперты говорили, что у него лучше башня. Однако, говоря сегодняшним языком, это был всего лишь концепт.

Интересна разработка советского танка «Объект 477» Харьковского КБ транспортного машиностроения, начатая ещё легендарным Александром Морозовым*. Его варианты – «Боксёр», «Молот», «Нота» отличались друг от друга по массе, конструкции подвески. Пушка «Объекта 477» – российская. Едва перестали поступать боеприпасы из России, огневые испытания прекратились. У детища харьковчан сложный механизм заряжания. Вообще Т-14 и «Объект 477» не имеют ничего общего. Но до появления в России боевых машин нового поколения 477-й, превосходивший танки НАТО, мог считаться лучшей машиной в мире.

Кстати

Рособоронэкспорт рассчитывают на серьёзные экспортные заказы от Китая, Индии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Катар. Есть интерес и у европейцев. Покупают не только танк, но и комплект боеприпасов, учебно-тренировочные средства, средства технического обслуживания и обучения экипажей. В итоге американский «Абрамс» стоимостью 8,5 млн долларов обходится покупателю в 10–11 миллионов. В конце 2015 года была названа цена «Арматы» – 250 млн рублей, или 3,7 млн долларов. Для сравнения: «Леопард» – 6,8 млн, «Челленджер» – 8,6, южнокорейский К2 Black Panther – 8,8, японский Type-90 – более 9, «Леклерк» – свыше 10, китайский VT-4 – 4 млн долларов.

Правда, в цене российского танка не учитывалась коррупционная составляющая. Сегодня в ОПК сотни соисполнителей, поставщиков комплектующих, и каждый берёт свою долю. Поговаривают, что лучше бы сосредоточили усилия на производстве Т-90 – в нынешней обстановке не до серийного изготовления «Армат». Цена Т-90 порядка 3 млн долларов. Кто прав, покажет уже ближайшее время.

*
Александр Морозов внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.04.2016 11:33
Комментарии 0
Наверх